При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Глобализация не справилась с неравенством в мире. Мирового кризиса пока не предвидится, хотя биржевой - возможен. Россия превращается в Германию образца 30-х годов прошлого века, а после выборов эксперты ждут радикального разворота нынешней политики. Об этом говорили на круглом столе в МИА «Россия сегодня» профессора-экономисты.
50 лет на одном месте
В этом году исполняется 50 лет Римскому клубу – международному аналитическому центру, который пропагандирует гармоничные отношения человека с природой, устойчивое развитие, в том числе необходимость решения проблемы неравенства. Однако за все эти годы власть предержащие так и не продвинулись в решении проблем, о которых сигнализируют аналитики Клуба.
- Римский клуб ещё в первом докладе говорил о пределах роста, экологических проблемах – тогда это всё вызывало, не иначе, как насмешки. Но вот прошло 50 лет, а проблемы только обострились, - заметил Руслан Гринберг, научный руководитель Института экономики РАН.
По его словам, «мир не перекрестится – пока гром не грянет». И такое поведение традиционно не только для России, но для всего мира.
Леонид Григорьев, главный советник руководителя Аналитического центра при правительстве РФ, считает, что у проблемы неравенства нет решения:
- Экономический рост не приводит к уменьшению проблемы неравенства. Наш анализ показывает, что при экономическом росте более богатые страны получают преимущества, однако система так устроена, что бедным всё равно от этого богатства ничего не достаётся. Да, в середине массива произошло улучшение, однако линейка неравенства всё равно растянулась – крайняя часть более богатых стран стала ещё дальше от крайней части более бедных стран.
Алексей Мухин, генеральный директор Центра политической информации, уверен, что единственная возможность снять это противоречие – это война.
- Ключевые мировые игроки вновь не предложили рецепта, как сократить неравенство. Считаю, что мировая экономика скатывается в экономику войны. Речь не о горячей войне, но о неком ином устройстве экономики. И симптомы этой войны – нарастающие санкции, причем не только в отношении России. Санкционное давление в ближайшие годы будет нарастать по всему миру. В итоге мы увидим глобальный конфликт между США и Китаем, место России в котором пока не определено.
Дональду Трампу нужно продержаться до лета
Андрей Сидоров, заведующий кафедрой международных организаций и мировых политических процессов МГУ им. М.В. Ломоносова, согласился с коллегой в том, что давление на Россию продолжится, однако и у США не всё так радужно, как можно было бы подумать. В ноябре этого года состоятся выборы в Конгресс, и Дональду Трампу очень важно, чтобы до лета-осени не случился никакого кризиса.
- Если в США возникнет кризис, то он тяжело ударит по нынешней Администрации, которая до конца не укрепилась.
Не снят с повестки дня и возможный военный конфликт, считает эксперт. В прошлом году лидер Северной Кореи Ким Чен Ын переиграл США, однако Штаты сегодня вновь заняты поиском «тонких мест» - например, вновь разыгрывают «сирийскую карту». Кроме того, обострились торговые взаимоотношения между США и Китаем - на днях Трамп подписал указ о введении импортных пошлин на стиральные машины и солнечные батареи из Южной Кореи и Китая.
Один из двух биржевых обвалов не влечёт за собой кризис
Леонид Григорьев заметил, что все боятся кризиса ещё и потому, что в США не решена проблема credit crunch – когда даже при восстановлении экономики участники экономических отношений не торопятся брать кредиты. А между тем рынки с момента избрания Трампа президентом выросли на четверть:
- Как человек, который написал диссертацию про кризисы, могу сказать, что биржевые обвалы случаются ровно в два раза чаще экономических кризисов. То есть один биржевой крах не приводит к обвалу экономики. И, возможно, мы на пороге того самого промежуточного кризиса.
Опасения Алексея Мухина связаны с тем, что Россию ставят – в информационном поле – на место Германии 30-х годов прошлого века:
Параллели с Германией 1930-х годов и Японией 1941 года
- У нас есть комплекс политической неполноценности, есть реваншистские силы и весь тот набор, который был у Германии в начале 1930-х годов. Мне кажется это крайне опасным.
А Андрей Сидоров рассказал о мнении ряда экспертов о том, что сразу после выборов Россия может резко поменять курс в ту или иную сторону.
- Я не специалист по России, поэтому не могу развить эту тему. Однако я хорошо знаю, что атака на Пёрл-Харбор в декабре 1941 года была реакцией на июльские санкции против Японии того же года, когда Японию отрезали от сырьевых рынков.
Москва.
обсуждение