При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Московская международная валютная ассоциация четвёртый год подряд созывает ведущих отечественных экспертов, чтобы обсудить насущные проблемы, которые непосредственно касаются нашей национальной валюты. Оптимистических надежд не становится меньше, чего не скажешь о результатах.
4 года убытков
Об истории «неразделённой любви наших граждан к рублю» вкратце рассказал в ходе конференции «День российского рубля-2023» Олег Скворцов, председатель правления Ассоциации российских банков (АРБ):
– Вехи этой истории печальны. Это и эпоха дефицита в СССР и гиперинфляция в начале 90-х, девальвация в 1998. Это и мисселинг со стороны крупных банков в виде НСЖ, пенсионная реформа, токсичные доллары и так далее
Доля валютных счетов в российских банках сократилась с 19% до кризиса 24 февраля 2022 года до 9% по итогам прошлого года. По данным АРБ, из 130 розничных банков лишь 12 сегодня предлагают открыть вклады в долларах и 11 – в евро. Доля физлиц в банковских пассивах снижается: с 34,5% в 2020 году до 29,7% на 1 мая 2023 года.
– Хорошего тут мало, особенно в связи с тем, что возможности занимать на внешних рынках у наших банков резко сократились, – прокомментировал приведённые цифры эксперт.
По данным Скворцова, доходность размещения рублей на вкладах за последние 4 года нулевая.
В АРБ ведут гипотетический портфель, в составе которого: 20% – золота, 20% – недвижимости, 20% – российских акций, 20% – долларов, 20% – вкладов.
– По итогам 2022 года доходность данного портфеля снизилась на 7,4%. За последние 4 года портфель показал ежегодную доходность в 6%, однако эта доходность не покрыла уровень инфляции, – рассказал руководитель АРБ.
Несмотря на эти безрадостные результаты, эксперт не считает, что стоит держать деньги под матрасом или сразу тратить – необходима диверсификация.
Валерий Миронов, заместитель директора Института «Центр Развития» Высшей школы экономики, выступил с докладом «Роль валютной политики в процессе структурной перестройки российской экономики».
«В ближайшие годы мы увидим заметное ускорение темпов ВВП за счёт цифровизации», – Валерий Миронов, ВШЭ
Эксперт предостерёг от излишнего оптимизма по поводу роста экономики в мае 2023 года:
– Да, индекс предпринимательской уверенности в промышленности ставит рекорды, однако если мы внимательно посмотрим на структуру роста экономики в мае, то увидим, что число падающих секторов сопоставимо с числом растущих.
– Есть плюсы – уровень запасов находится в отрицательной норме. Это значит, что при стагнирующем спросе, мы всё равно будем какое-то время расти.
Говоря о цифровизации, эксперт отметил, что эффект от данного процесса мир увидит не сразу:
– Цифровизация, на которую так все надеются, пока не дала результатов, но её эффект будет отложенным – в ближайшие годы ожидается заметное ускорение темпов роста мировой экономики.
Сильный рубль – слабый рубль
Игорь Николаев, главный научный сотрудник Института экономики РАН, высказал несколько соображений насчёт сильной или слабой валюты:
– Пока наша экономика остаётся экспортно-ориентированной, нам, очевидно, нужен умеренно слабый курс рубля.
Однако, по словам эксперта, сила или слабость нашей валюты – это не главная проблема:
– Риск № 1 – неопределённость. Фактор ключевой ставки занимает лишь 3-4 место исходя из опросов руководителей предприятий.
– Да, но в любой стране неопределённость – это характеристика рынка. Без риска и неопределённости предприниматель превращается в чиновника, – парировал Алексей Мамонтов, руководитель Московской международной валютной ассоциации и модератор конференции.
Мысли о рубле как инструменте регулирования в условиях санкций высказал Михаил Ершов, главный директор по финансовым исследованиям Института энергетики и финансов.
– Слабая валюта нарушает эквивалентность в разделении труда. Вот взять высококвалифицированного специалиста у нас и у них, которые получают одинаковую зарплату. И вот они едут друг к другу в гости. Один покупает товаров больше, чем другой.
Кризис в 90-е годы был во многом связан с принудительно слабым рублём, уверен эксперт:
– Рубль был сильно недооценён наряду с высокими процентными ставками. Только при таких условиях наши экспортёры получили возможность развиваться. А вот обрабатывающие производства в таких условиях развиваться не могут.
Ершов скептически относится к возможности расчётов в рублях:
– Кто на это решится при такой высокой волатильности рубля? Но при переходе на расчёты в рублях меняется концепция курсообразования. Раньше экспортёры были заинтересованы в слабом рубле, но при переходе на рублёвые расчёты они будут заинтересованы в сильном рубле!
Валюта для стран БРИКС
Денис Соловьёв, заместитель директора департамента операций на финансовых рынках Россельхозбанка, рассказал о «специальной валютной операции» – о хронике дедолларизации:
– Доля евро во внешнеторговых расчётах существенно сокращается, а вот доля доллар не так сильно. Мы вынуждены с ним работать – через разные схемы. Доля юаня и рубля стабильно растёт. Доля доллара и евро в резервах мировых центробанков сокращается драматически. Но я бы не переоценивал этот фактор для стабильности доллара потому, что доллар – это валюта для кроссобменных операций. Именно поэтому доллар так востребован и популярен – через него можно купить абсолютно любую валюту в мире.
«Вполне реально, что в течение пяти лет БРИКС сможет создать новую валюту», – Денис Соловьёв, Россельхозбанк
Денис Соловьёв также напомнил, что создание валюты для стран БРИКС – одна из основных тем на предстоящем саммите БРИКС в ЮАР:
– Конфликт БРИКС и G7 сложился несколько лет назад. Если бы страны БРИКС использовали во внешнеторговых операциях свои национальные валюты, то доля доллара сократилась бы на 60%.
Эксперт уверен, что в течение пяти лет БРИКС сможет создать новую валюту.
– Мы приветствуем создание новой валюты, поскольку её использование не будет сопровождаться страхом, что США или ЕС наложат на какую-то страну вторичные санкции из-за сотрудничества с Россией. Но нужно долгий путь пройти. Не исключено, что новая валюта будет обеспечена золотом и у России в этом смысле очень хорошие позиции – доля золота высокая.
Олег Прексин, вице-президент Ассоциации российских банков (АРБ), считает, что для создания новой валюты уже отработана технология:
– Была история с созданием Специальных прав заимствования – на фоне кризиса доллара в 1968 году. Была история с такой валютой, как Экю, которая позже превратилась в евро. Таким образом, технология есть – осталось договориться о размерах долей каждой страны. Не исключено, что новая валюта будет создана исходя из объёмов международной деятельности каждой из стран-участниц.
Когда политики больше, чем экономики
Анатолий Гавриленко, председатель совета директоров ассоциации «НП РТС», высказал сожаление, что в обсуждениях вопроса о новой валюте политики больше. чем экономики.
Андрей Нечаев, председатель партии «Гражданская инициатива», согласился с тем, что с таким процессом, как дедолларизация политики больше:
– Ну хорошо, нам это необходимо, мы под санкциями, а другим странам это зачем? Зачем ломать привычную и работающую систему? Мы твёрдо убеждены, что через 5 лет нам юань будет нужнее доллара!?
Нечаев напомнил, что гегемония доллара базируется на гигантском рынке капитала США – они все проблемы компенсируют притоком капитала в свою страну. Ничего подобного в России или в Китае нет.
Между тем, переход на расчёты в нацвалютах эксперт считает более реальным проектом:
– Но тут нужен взаимный интерес. Вот кто разрешил индусам расплачиваться за нашу нефть рупиями? Теперь экспортёры не знают, что с делать с этими деньгами.
Антон Табах, главный экономист «Эксперт РА», ответил на вопрос, как в его Агентстве относятся к дедолларизации:
– Мы относимся к дедолларизации как к объективному процессу. Есть такой процесс. А вот, что в итоге получится мы не знаем. Дедолларизация происходит потому, что все стороны не экономят на идеологии.
Артём Генкин, член РАЕН, учредитель делового журнала «Инвест-Форсайт», напомнил, чем обеспечен доллар:
– Золотым запасом в Форт-Нокс, Голливудом – аналогом мягкой силы, и, наконец, Военно-морским флотом США. То есть, мы имеем дело с экономическим принуждением к приёму доллара. Плюс у США есть регуляторное оружие, они могут с помощью SEC делегитимизировать оппонента.
«Дедолларизация происходит потому, что все стороны не экономят на идеологии», – Антон Табах, Эксперт РА
Эксперт высказал предположение, что в будущем мировые центробанки будут формировать резервы, в том числе, редкоземельными металлами, например, литием.
Ярослава Кабакова, директора по стратегии компании «Финам», попросили дать прогноз на второе полугодие 2023 года:
– Боюсь, что нас ждёт резкое сужение ликвидности на рынках. Риски существенно подрастают. Стимулы не оправдывают, восстановление идёт медленно. От нашего ЦБ можно ожидать повышение ставки на ближайшем заседании.
Предприниматель Дмитрий Потапенко призвал всех, кто желает вывести рубль на сильные позиции в мире и превратить в одну из резервных валют, перестать уже говорить об этом и начать делать. Но, как говорил герой одной старой кинокомедии, «это же не наш метод!»
Прямая трансляция конференции «День российского рубля» состоялась 3 июля на канале Finversia.
Москва.
обсуждение