При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
В России произошёл правовой прецедент – вкладчик выиграл суд у Агентства по страхованию вкладов, которое пыталось представить вывод депозита как сомнительную операцию. Победа знаковая, но не окончательная – дело оправлено на новое рассмотрение.
Рашит Сайфутдинов забрал деньги из банка «Унифин» за несколько дней до отзыва лицензии в феврале 2016 года. 26 января 2016 года Сайфутдинов заказал выдачу своего вклада, 11 февраля деньги были выданы. АСВ посчитало это сомнительной операцией, усмотрев в его действиях признаки инсайда. Первые три инстанции приняли сторону Агентства, однако вкладчик не сдался, дошёл до Верховного суда и выиграл дело.
Юристы Агентства не смогли доказать судьям Верховного суда, что Сайфутдинов был осведомлён о предстоящих проблемах банка и что операция содержит признаки инсайда. Решение уникально и даёт надежду остальным вкладчикам, которые сегодня защищаются от исков АСВ. Агентство, напомним, подало около полутысячи исков против вкладчиков Татфондбанка, ИнтехБанка и других банков, у которых были отозваны лицензии. По части исков у АСВ были веские основания обвинять вкладчиков в том, что они вступили в сговор с менеджерами банков, и смогли вывести свои средства в ущерб другим кредиторам. Однако под «раздачу» попали и невинные люди, лишь немногие из которых сегодня находят в себе силы и деньги отстаивать свои права. Массовые иски получили широкий резонанс в обществе и СМИ, и Агентству пришлось отзывать часть исков, но не все.
Как заметил в беседе с порталом Finversia.ru Гарегин Тосунян, руководитель Ассоциации российских банков, проблема заключается в том, что суды штампуют решения, рассматривая дела таких вкладчиков за несколько минут. Тосунян видит корень проблемы в формулировках статьи № 63.1 закона «О банкротстве». Эта статья, как считает Тосунян, написана с явным уклоном в презумпцию виновности вкладчиков.
По словам Александра Сидякина, депутата Госдумы, суды формируют не совсем правильную правоприменительную практику, преследуя вкладчиков вместо того, чтобы преследовать топ-менеджеров банков с отозванной лицензией.
Анатолий Аксаков, глава комитета Госдумы по финансовому рынку, в беседе с порталом Finversia.ru сравнил массовые иски против вкладчиков с тем, как щепки летят, когда рубят лес, и призвал суды в каждом случае разбираться с ситуацией более тщательно.
- Надо создавать более тонкую настройку опротестовывания финансовых действий, основанных на инсайде. Думаю, это вызов и для нас, законодателей, - заявил депутат.
Нерс Григорян, руководитель инициативной группы кредиторов Пробизнесбанка, вот уже несколько лет вместе с остальными кредиторами пытается добиться справедливости в судах, но безуспешно. Григорян признаёт, что судиться против госкорпорации – это «300-процентная смерть».
Массовые иски против клиентов банков, а также блокирование средств на счетах некоторых клиентов привели к тому, что вкладчики стали сторониться банков. Портфель депозитов в российской банковской системе худеет не первый месяц и виной тому не только падение доходов населения и низкие ставки: сказывается и страх инвесторов попасть под судебное преследование.
А Рашиту Сайфутдинову рано праздновать победу. Ему теперь предстоит новая серия судебной тяжбы, в попытках доказать, что он не инсайдер.
Москва.
обсуждение