При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
КВЦ «Сокольники» на два дня стал местом локализации конференции Blockchain Conference Moscow, организованной компанией Smile Expo. Эксперты разбирались, как скоро финтех составит реальную конкуренцию банкам, как заработать на скачках криптовалют, если страшно в них вложиться, и почему банки не воспринимают криптобизнес всерьёз.
На сессии «Финтех и регулирование» утром 17 апреля собравшихся поприветствовал криптоэкономист, ведущий и интервьюер канала iTuber Евгений Романенко. Модератор пообещал, что конференция за два дня раскроет участникам «чудный мир криптоиндустрии». В другом зале в это время проходила сессия «Разработки и маркетинг».
«Виктор, зачем нам блокчейн?»
Так уж получилось, что финтех и блокчейн – вещи неразрывно связанные. Об этом и зашёл разговор. Директор отдела анализа и контроля рисков PwC в России Виктор Морозов назвал предпосылки появления рынка финансовых технологий: «Финтех появился потому, что мы хотим лучше обслуживать клиентов и быть более гибкими. Снижение барьеров за счёт применения новых технологий и порождает компании в этой сфере». Банкиры подсчитали, что финтех-компании в обозримом будущем могут «отнять» у них 660 млрд долларов. Наибольшее количество стартапов, которые пользуются спросом, представляют собой платёжные сервисы. Есть также успешные компании в области кредитования и привлечения финансирования, управления активами с применением робоэдвайзинга и роботрейдинга.
По данным Виктора Морозова, ROI (от англ. return on investment, коэффициент окупаемости – ред.) финтех-проектов составляет в среднем 20%.
Спикер назвал главную проблему блокчейн-проектов: «Значительная их часть замирает на стадии proof of concept (подтверждение концепции – ред.) или на стадии идеи. Это тенденция, которую хорошо видно не только по российскому рынку».
- Банкиры, страховщики спрашивают меня: «Виктор, а зачем нам блокчейн? Кроме того, что это классная тема, о которой все говорят…». Я отвечаю, что блокчейн целесообразно применять только тогда, когда есть множество относительно равнозначных компаний с точки зрения их экономического и маркетингового веса на рынке, - поделился директор отдела анализа и контроля рисков PwC в России. – Принято считать, что блокчейн – система достаточно надёжная, однако инфраструктура вокруг блокчейна всё равно подвержена массе рисков, в том числе риску человеческого фактора.
Отвечая на вопрос из зала, Виктор Морозов признал, что объём транзакций, который «отъел» финтех, пока относительно невелик. И связано это, в первую очередь, с отсутствием регулирования. «В перспективе 5-10 лет мы увидим изменения, рост количества операций, связанных с финтехом», - уверен эксперт.
- Представитель фиатной финансовой индустрии – консерватор. Когда речь идёт о блокчейне, с одной стороны, он думает: «А ну его на фиг!», с другой стороны: «А вдруг меня обойдут?», – прокомментировал Евгений Романенко.
- Вы очень хорошо описали типичного представителя банковской отрасли, - согласился Виктор Морозов. – Первые технологические прорывы произойдут не в банковской сфере. Банкиры дольше будут вырабатывать механизмы взаимодействия в области блокчейн. И мы это видим уже сейчас.
В ожидании фьючерсов на эфир
Заместитель генерального директора компании «ФИНАМ» Ярослав Кабаков напомнил о существовании фьючерсов на биткоин. Они наиболее активно торгуются на двух американских биржах – Чикагской товарной бирже (CME) и Чикагской бирже опционов - (CBOE). С одной из них (СВОЕ) «ФИНАМ» и вывел на российский рынок фьючерс на биткоин. На данный момент инструмент доступен только квалифицированным инвесторам. Напомним, к ним относятся лица, инвестирующие не менее 6 млн рублей (или эквивалентную сумму в иностранной валюте), либо имеющие аттестат квалинвестора. «Аттестат квалифицированного инвестора можно получить, но для этого необходимо немножко помучиться», - предупредил Ярослав Кабаков.
Спикер не мог умолчать о недостатках альтернативного способа заработка на криптовалютах – торговли непосредственно на криптобиржах:
- У криптобирж есть недостатки, о которых только ленивый ещё не сказал, касающиеся юрисдикции, защиты прав, легализации и т.д. Большинство криптобирж – это трансформировавшиеся обменники, которые гордо называют себя биржами, но, по существу, ими не являются. Примеров вывода крипты с этих бирж – превеликое множество. Хотя, надо признать, они постепенно двигаются в сторону легализации.
Ещё один инструмент, который запустили брокеры – это CFD (Contract For Difference, контракт на разницу цен – ред.).
- В нашей «сестринской» компании – кипрском брокере Just2Trade – реализовали механизм торговли через CFD и конвертацию фиата в биткоин и эфир. Это более действенная, конечно, модель. Но, единственный момент, это не российская юрисдикция, а юрисдикция Европейского Союза, - подчеркнул спикер. – Европейские компании сейчас активно проводят комплаенс по средствам, которые заводятся из России.
Ярослав Кабаков напомнил о важной детали: при пополнении брокерского счёта с банковской карты невозможно в дальнейшем вывести средства на криптокошелёк.
- Есть мнение, что котировки биткоина не поддаются техническому анализу, на это я скажу – просто не умеют торговать, - высказал своё мнение заместитель генерального директора «ФИНАМ».
Отвечая на вопрос слушателей, Ярослав Кабаков пояснил:
- Конечно же, заведение фьючерса на биткоин проходило с участием регулятора, он был в курсе. Мы сейчас не можем проводить полноценную рекламную кампанию с точки привлечения инвесторов в этот инструмент, только квалинвесторов можем привлекать.
Спрос на фьючерсы оказался не такой большой, как предполагалось изначально. «Интерес к криптотрейдингу у массового инвестора немного подутих, в том числе у институционалов. Большая масса участников, которые хотели торговать когда угодно, где угодно и чем угодно, она к моменту запуска фьючерсов уже спала», - отметил спикер. С другой стороны, в область криптотрейдинга перешли многие традиционные трейдеры, которые предпочитают зарабатывать на спекуляциях. Большая волатильность криптовалют предоставляет для этого все возможности.
- Как коллеги восприняли вашу новацию? – спросил, в свою очередь, ведущий.
- Не знаю, не общался, наверно, завидуют, - ответил Ярослав Кабаков. – Конкуренты пока особо не шевелятся. Кроме Сбербанка.
По мнению представителя «ФИНАМ», фаза активного развития финансовых инструментов на биткоине уже прошла: «Мы ждём более качественного развития рынка, ждём появления новых криптовалют, в том числе тех, которые будут находиться в законодательном поле».
- Есть планы по запуску фьючерса на эфир. Но надо подождать, посмотреть, - отметил Ярослав Кабаков.
Банки осторожно ступают по болотцу
Руководитель финансового направления в TFH Legal UK Алиса Мускинова рассказала об опыте открытия и ведения банковских счетов для криптокомпаний и ICO-проектов и действующем международном регулировании в этой области.
- Пятая директива AML (AML Directive) содержит чёткие рекомендации для банков, как обслуживать криптовалютчиков и криптообменщиков, - в частности, напомнила Алиса Мускинова.
Существует и ряд других международных документов и рекомендаций.
Компания провела исследование и выяснила, что даже в crypto-friendly юрисдикциях 95% банков не готовы работать с криптобизнесом. Оставшиеся 5% — это несколько банков из стран СНГ и несколько – из Европы.
- Ребята, многие банки даже не понимают, о чём вы им говорите, они не понимают бизнес. Мы рассчитываем, что это положение вещей изменится, - сказала Алиса Мускинова.
Банки, которые потенциально готовы обслуживать криптобизнесменов, имеют к ним ряд требований.
- Банки хотят понимать, что бенефициарные владельцы компании не какие-то террористы, не PEP (politically exposed person, политически значимые лица – ред.), что они собрали деньги своим трудом, - говорит Алиса Мускинова. – Готовность клиента инвестировать в банковские инструменты существенно повышает его шансы на открытие счёта.
«Дружественные» по отношению к криптоиндустрии банки охотнее откроют счёт компании, зарегистрированной в ЕС, поскольку большинство европейских стран являются членами авторитетной организации FATF (Financial Action Task Force on Money Laundering, Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег).
- Компаний, занимающихся криптобизнесом, сейчас как грибов после дождя… Банки выбирают самые известные имена, самые крупные обороты. Мелким рыбам – красный свет, - сказала Алиса Мускинова. – Банки очень хотят взаимодействовать, но боятся регулятора. Один неверный шаг и – до свидания, лицензия. Поэтому пока они очень осторожно ступают по этому болотцу…
Сосед приготовит вам ужин
Мирослав Янек, генеральный директор и сооснователь компании Hidone рассказал о проводимом ICO. Основа проекта – платформа, которая позволяет соседям оказывать друг другу различные услуги.
- Ваши соседи имеют разные профессии – доктора, парикмахеры, воспитатели детских садов, да кто угодно. Эти можно пользоваться. Платформа двусторонняя, она позволяет и вам предоставлять свои услуги, - объяснил сооснователь Hidone.- Сосед может прийти, приготовить вам ужин, сделать уборку в доме и сделать бабушке укол.
Закон написан, как использовать - непонятно
Глава юридического отдела компании NEUROMACHINE OÙ Олег Кондратьев рассказал о юридических тонкостях проведения ICO.
По его подсчётам, 80% существующих сегодня токенов относятся к категории security token (аналог ценной бумаги), остальные – к категории utility token (позволяют получить товары или услуги в рамках конкретного проекта). Выпуск security token требует очень высоких затрат на регистрацию и практически невозможен на стадии стартапа.
Комментируя нынешнюю версию законопроекта о цифровых финансовых активах, Олег Кондратьев отметил:
- Закон есть, он написан, но как его использовать, я пока не вижу.
Москва.
обсуждение