При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Когда мир полностью перейдет на безналичные денежные расчеты, кому это выгодно и какую роль в данной сфере играют стартапы, рассказывали на мероприятии, посвященном презентации российского раунда глобального проекта Visa’s Everywhere Initiative.
Для начала скажем о поводе, который 15 марта собрал в центре CPEDALOFT многочисленную публику. С этого дня сайт компании Visa начал принимать заявки на участие в региональном этапе (для России и стран СНГ) международной программы по развитию инноваций Visa’s Everywhere Initiative. За главный приз в 5 млн рублей, а также за три гранта по 2 млн рублей на реализацию проектов, которые попадут в финал, смогут побороться стартапы, предприниматели, сотрудники корпораций, студенческие и даже школьные команды (16+). Идеи принимаются по 4-м направлениям: электронная коммерция, расширение сети приема карт в торгово-сервисных предприятиях малого и среднего бизнеса, переводы с карты на карту и контекстуализация сервисов.
Как отметила во вступительном слове Екатерина Петелина, генеральный директор Visa в России, российский этап конкурса будет проводиться в формате, который несколько отличается от традиционного. «Если в других регионах мира мы обычно проводим конкурс готовых решений среди состоявшихся компаний, то в России мы решили собрать в первую очередь идеи, которые может выдвинуть любой заинтересованный в развитии безналичных платежей человек», – сказала она. По словам Екатерины Петелиной, помимо материальной мотивации, наиболее преуспевшие участники получат менторскую поддержку от экспертов компании Visa, доступ к сотрудничеству с ее клиентами и партнерами, а также инвесторами, смогут поучаствовать в этапах конкурса на мировом уровне.
Безналичные города
Модератор мероприятия Михаил Эрман, директор Бизнес-инкубатора Высшей школы экономики (НИУ ВШЭ) сразу позиционировал себя в качестве апологета безналичных расчетов. «Я расплачиваюсь таким способом в 99% случаев. Бумажными деньгами пользуюсь только в столовой ВШЭ, где карточки, увы, не принимают», – сообщил он.
Екатерина Петелина рассказала о результатах глобального исследования Visa «Безналичные города», которое компания провела в 100 городах в 80 странах мира, в том числе в Москве и Санкт-Петербурге. «Сегодня все много говорят о том, что цифровая экономика – это выгодно. Но мы решили понять – насколько выгодно. Вывести конкретную цифру. Это и было главной целью нашего исследования», – заметила спикер. В частности, выяснилось, что для Москвы потенциальная совокупная выгода от перехода на безналичные платежи (за «точку достижения» принимались показатели 10% наиболее активных на сегодняшний день пользователей) может составить около $8,5 млрд в год.
Выгодополучателями при этом являются как потребители, так и бизнес с государством. Первые получают кэшбек, бонусы, экономят время на расчеты. «В целом эти выгоды могут монетизироваться для москвичей в $711 млн в год», – уточнила Екатерина Петелина. Бизнес в свою очередь получает повышение спроса на продукцию и услуги, что приводит к увеличению оборота, по оценкам Visa, на 25-30%. В денежном эквиваленте эффект при этом может достигать ежегодно $4,4 млрд. И наконец, для государства, как считают в компании, повышение доли безналичных расчетов до оптимального уровня может дать дополнительные $3,5 млрд в виде налоговых поступлений.
При этом Екатерина Петелина отметила, что российские города пока относятся к категории «не очень продвинутых» в сфере безналичных расчетов. Москва и Санкт-Петербург попадают в «среднюю» группу наряду с такими городами, как Бангкок, Минск, Баку, Киев, Стамбул. При этом мы обгоняем Астану, Касабланку, Мехико, Буэнос-Айрес. Но отстаем от Пекина, Шанхая, Сан-Паулу, Нью-Йорка, Тель-Авива, Вены, Берлина. Безоговорочными лидерами с точки зрения ухода от наличного оборота являются скандинавские страны и Канада.
Однако при этом, как считает Екатерина Петелина, Москва уже через три года, учитывая темпы развития безналичных платежей, имеет все шансы войти в топ-10% наиболее передовых в этой сфере городов. «Если мы посмотрим, какими шагами движется наше сообщество, в частности российская столица, в мир безналичных технологий, то мы увидим, что 3 года – это действительно достаточный срок. Приведу вам простой пример. Два года назад доля безналичных транзакций в системе Visa, проведенных бесконтактным способом, составляла всего 2%. А и сейчас она уже приближается к 30%», – сказала топ-менеджер Visa.
Экспансия и диверсификация
Последовавшая после основного доклада панельная дискуссия была посвящена теме технологических решений для безналичной экономики и месту стартапов в сфере финтеха.
Сергей Сафонов, партнер PwC Russia, курирующий консультационные услуги финансовым институтам, высказал мнение, что развитие финтеха в последнее время самым тесным образом связано с построением клиентоориентированных экосистем. При этом он отметил, что из тех четырех категорий игроков, которые принимают участие в соответствующих процессах (маркетплейсы, финансовые институты, телекоммуникационные компании и технологические платформы), наибольшего успеха, как показывает практика, достигли именно маркетплейсы, в частности, такие e-commerce компании, как Amazon, Alibaba и Rakuten. «Это не значит, что у других нет шансов. Тем более, сейчас происходит все более активное взаимопроникновение между разными категориями игроков – банки все больше внимания уделяют небанковским продуктам, телеком начинает оказывать финансовые услуги и пр.», – сказал Сергей Сафонов.
Он также добавил, что в России в последние годы произошел серьезный скачок в плане проникновения цифровых решений и технологи, в частности в банковский бизнес. «Если лет 10-15 назад российские банки соперничали друг с другом в гонке – кто откроет наибольшее количество отделений, то сейчас складывается впечатление, что они соревнуются – кто больше офисов закроет», – отметил Сергей Сафонов. Развитие дистанционного банковского обслуживания привело к тому, что количество физических банковских отделений, согласно озвученным экспертом данным, с 2013 года в нашей стране сократилось примерно на четверть (с 43 тыс. до 33 тыс.). При этом объем банковских активов существенно вырос за то же самое время. Также выросла доля платежей через цифровые каналы.
Георгий Горшков, первый заместитель президента-председателя правления «Почта Банка», начал с признания в любви к финтех-стартапам. По его словам, сам лично он (как своими деньгами, так и в качестве корпоративного антрепренера) принимал участие в восьми соответствующих проектах, их которых «два было очень успешных, два – маржинально успешных, а остальные провалились». Он привел статистику, согласно которой в России стартапы живут в среднем примерно 20 месяцев. «Потому что у нас в стране нет специальной касты. Туда идут энтузиасты, которые любят свою работу, у которых есть идеи. Но у них далеко не всегда есть знания, средства и площадки для реализации своих идей. И они крайне нуждаются в поддержке», – сказал Георгий Горшков. И тут же выразил готовность банка вложиться в проект, который предложит эффективные инновационные решения по идентификации клиентов.
По поводу исследования, проведенного Visa, Георгий Горшков высказал следующие мысли: «Я не верю в общество безналичных расчетов в ближайшие 10-20 лет. Почему? Потому что наличные финансируют пороки. Мы с вами их не изжили. А пока есть пороки – будут наличные. Пока есть страхи, то будут альтернативы деньгам. Например, инвестиции в золото – это не что иное, как страх перед деньгами, как наличными, так и безналичными». Кроме того, представитель «Почта Банка» призвал учесть ситуацию в российских регионах. «На острове Валаам я недавно участвовал в установке первого банкомата», – проиллюстрировал ситуацию Георгий Горшков.
Он также рассказал о наиболее "активных" пользователях интернет-банка. «Я проводил тестирование, как потребители пользуются мобильным банком. Многие заходят туда несколько раз в день. Я думал, что это, наверное, самые активные пользователи интернет-платежей. Мы задали им вопрос, что именно их интересует в мобильном банке? Они ответили – мы хотим перед тем, как лечь спать, увидеть свои деньги. Да, это правда, они проверяют свои средства дважды в день».
В конце своего выступления Георгий Горшков предложил Visa и другим желающим участникам мероприятия провести совместный эксперимент по созданию в России первого «безналичного города». В качестве одного из возможных вариантов он назвал Анадырь. «Это вообще-то всего 500 км от США. 15 тыс. замечательных людей, отсутствие высокоскоростного интернета, работающие через спутниковую связь терминалы и банкоматы. Давайте попробуем это исправить», – обратился он к коллегам.
- Я думаю, что потенциальная ссылка в Анадырь может отбить охоту у тех стараперов, которые сейчас хотели что-то предложить, – сказал Михаил Эрман.
- Вы не понимаете. Это хороший приз за лучшую идею, – ответил Георгий Горшков.
Андрей Филатов, генеральный директор IBM в России, продолжил начатую ранее Сергеем Сафоновым тему создания экосистемы для финтех-стартапов. Он высказал мнение, что залогом успеха является гибкость и быстрота реакции бизнеса к изменяющимся условиям. В качестве примера он привел компании-агрегаторы, с которыми связано появление понятия «уберизация». Эти компании взяли и за два года переделали всю систему перевозки пассажиров по всему миру. Но затем, по словам Андрея Филатова, они столкнулись с проблемами роста, оказалось, что развиваться в рамках одного направления услуг дальше некуда. И тогда они стали выходить на рынок логистики и доставки продуктов, составив конкуренцию таким компаниям как DHL, FedEx, UPS, TNT. «Поэтому и в плоскости финтеха сейчас идет интенсивное взаимопроникновение разных сфер. Здесь уже упоминались банки и телеком. А я еще бы добавил ритейлеров, которые уже давно начали участвовать в выпуске карточек для безналичных расчетов», – сказал Андрей Филатов. (Добавим к этому, что сейчас ритейлеры планируют ввести сервисы по выдаче наличных в кассах магазинов. Этот вопрос, в частности, обсуждался на днях в рамках ПЛАС-Форума «Online & Offline Retail 2018»).
Еще одним участником пленарной сессии стал Евгений Щепелин, директор по развитию бизнеса Яндекс.Маркет. «Конечно, безусловно, безналичные платежи позитивно влияют на экономику любого предприятия онлайн-торговли. Это и снижение затрат. И более честные и чистые взаимоотношения с потребителем. Но у нас в России все же почему-то до сих пор более 80% транзакций происходит за наличный расчет», – отметил он. При этом он констатировал, что есть достаточно сильный перекос между крупным бизнесом, который понимает, в чем выгода безналичных платежей, и МСБ, где субъекты не готовы к соответствующему переходу. Как в силу технологических причин, так и с точки зрения финансового раскрытия.
Москва.
обсуждение