При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Ренессанс банк представил первый в России индекс счастья потребителей – подробное и качественное исследование ощущения нашими гражданами счастья, основанное на потребительском опыте. Не обошлось без парадоксов и противоречий – материале для дальнейшего изучения.
Счастьеномика
Спрос на положительные эмоции эксперты из Ренессанс банка на презентации результатов исследования назвали главным фактором в потреблении 2023 года. Почему именно в этом году?
– Нельзя сказать, что уровень счастья в 2022 году в связи с известными геополитическими событиями как-то фундаментально поменялся. Конечно, это оказало влияние, но не фундаментально. Люди, по-прежнему, хотят быть счастливыми – заявила Ольга Конюшкова, старший вице-президент, руководитель блока «Маркетинг» Ренессанс банка.
Отвечая на вопрос, зачем банку понабился Индекс счастья, Ольга Конюшкова ответила:
– Традиционно наш банк занимался последние 20 лет pos-кредитованием. Однако недавно мы сменили и для привлечения внимания новых клиентов решили выпустить оригинальный продукт – чтобы лучше понять свою новую аудиторию.
«13% опрошенных покупателей заявили, что они полностью несчастливы. 12% заявили, что они полностью счастливы. Норма счастья – это треть опрошенных»
По словам вице-президента банка, новой целевой аудиторией были выбраны «активные шопоголики» – потребители с активной жизненной позицией, которые склонны к транзакционному поведению, то есть их можно назвать скорее транжирами.
В исследовании по всей стране было опрошено 1500 человек, уровень дохода которых начинался от 30 тысяч рублей в месяц, что соответствует аудитории примерно в 30 млн россиян.
– Общий вывод в том, что Индекс счастья оказался на уровне 6,6 из 10 возможных. Это выше медианы. Соответственно, мы можем сделать вывод: россияне скорее счастливы, чем несчастливы.
13% в выборке заявили, что они полностью несчастливы. 12% заявили, что они полностью счастливы.
Самозанятые: на пороге несчастья
Особый акцент Ольга Конюшкова сделала на гендерном различии в ощущении счастья: женщины оказались счастливее мужчин.
Что касается возрастных особенностей, то наиболее счастливыми – по вполне понятным причинам – оказались наши соотечественники в возрасте 25-55 лет.
По тем же понятным причинам исследователи пришли к выводу, что Индекс счастья коррелирует с уровнем дохода: чем он выше, тем человек счастливее.
«Самозанятые, индивидуальные предприниматели, фрилансеры – социальные группы, по уровню счастья находятся в нижнем среднем классе»
В профессиональном разрезе оказалось, что наибольший уровень счастья испытывают творческие люди, менеджеры высокого звена, собственники бизнеса, торговые работники, госслужащие, а также менеджеры среднего звена. Этих россиян исследователи отнесли к высшему классу по уровню счастья.
А вот к среднему относятся, в порядке убывания: военный, охранник, полицейский, домохозяйка, квалифицированный рабочий, специалист с высшим образованием, студент, мама в отпуске по уходу за ребёнком, а также самозанятый (ИП, фрилансер).
Секрет счастья: ювелирные украшения и мебель
Более счастливыми себя ощущают те, кто живёт на даче или в загородном доме – 7,1 в Индексе из 10. Однако 6,9 в Индексе набрали те, кто живёт в доме, купленном в ипотеку, нежели те, кто живёт в своём собственном доме.
Любопытно распределение счастья по количеству детей в семье.
Семьи с одним ребёнком показали уровень счастья в 6,1. Семьи с двумя – 6,6. А вот семьи с тремя – уже 6,8. Хотя Индекс счастья в семьях с четырьмя детьми такой, как и у семей с двумя – 6,6. Наивысшим же уровнем могут похвастаться семьи, где 5 и более детей – 7,1.
Интересным оказалось распределение счастливых соотечественников по географии. Самые счастливые покупатели живут в Северокавказском федеральном округе (7,21), а самые несчастные – в Центральном федеральном округе (6,41).
«Мужчины живут от кризиса к кризису. А вот женщина может два дня подряд радоваться новой помаде», – Елена Новосёлова, психолог
К числу ингредиентов счастья – то, что увеличивает уровень счастья – опрошенные указали: здоровье, отдых по выходным, перспективы и возможности для развития. А к «генераторам негатива» – к тому, что снижает уровень счастья – респонденты отнесли: транспорт, торговые центры (качество обслуживания), интернет и общение в сети.
Интересна также вершина пирамиды потребностей. Те, кто покупает ювелирные украшения и часы – самые счастливые люди в стране – 7,84. На втором и третьем местах – участники социальных проектов и благотворители, а также покупатели мебели.
В тройку самых несчастливых покупок вошли: хозяйственные товары, продукты питания, наконец, лекарства.
– Интересно, что мы нашли стоимость счастливой покупки: от 1 до 5 тысяч рублей. Данный диапазон набрал 44% ответов. Ещё 19% набрал коридор 5-10 тысяч рублей. 14% – 500-1000 рублей – поделилась представитель Ренессанс банка.
Женщине стать счастливыми проще
Прокомментировать результаты исследования пригласили Елену Новосёлову, психолога с 28-летней практикой, члена Российской психотерапевтической лиги.
На вопрос, сколько нужно человеку для счастья она не ответила:
– Это вычислить и предположить невозможно – для разных регионов планеты и страны это разные суммы. Тут важно другое: после определённой цифры деньги перестают быть деньгами. Условно, 1 млн рублей, 10 млн – это деньги, а вот 10 млрд – уже не деньги, а нечто другое, – говорит Новосёлова.
Разница в ощущениях счастья в разных географических широтах психолог объясняет разницей ценностей: где-то критерием счастья выступает обладание автомобилем, а где-то – квартирой.
– Поэтому прямое сравнение тут неуместно, – настаивает Елена Новосёлова.
Так же её не удивила разница в ощущении счастья между женщинами и мужчинами:
– Мужчины живут от кризиса к кризису – переживают кризис, в среднем, каждые 10 лет. А вот у женщины такой проблемы нет. Женщина может два дня подряд радоваться новой помаде, а мужчина решает более глобальные проблемы, вселенские задачи.
Отвечая на вопрос, почему такой низкий уровень счастья у жителей Москвы, психолог заявил, что всё дело в завышенных ожиданиях:
– Ценностный ряд разный.
Москва.
обсуждение