При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
22 ноября 2019 в Москве прошла III практическая конференция «Бизнес-процессы банка: оптимизация и инновации», в рамках которой участники делились друг с другом уникальным опытом по роботизации бизнес-процессов, использования восточной методологии, а также обсудили новые банковские продукты.
Организатором конференции выступили: АНО ДПО «Институт современного банковского дела», Ассоциация банковских методологов и бизнес-аналитиков (АБМБА). Модератором конференции стал Роман Исаев, эксперт по организационному развитию и процессному управлению в банковской сфере ГК «Современные технологии управления», профессиональный бизнес-тренер и автор множества книг по банковскому менеджменту.
Роман Исаев выступил с первым докладом, посвящённым возможным направлениям дальнейшего развития процессного управления в банках. Среди основных тезисов доклада: Agile и методологии гибкого управления, построение бизнес-архитектуры (комплексной модели) банка, единый центр управления банком, процессно-ориентированный риск-менеджмент, функционально-стоимостной анализ, интеграция с BPM-системами.
Эксперт привёл в пример слова руководителя Сбербанка Германа Грефа, который заявил, что в настоящее время банки конкурируют между собой не продуктовыми линейками, стоимостью фондирования и подобными решениями, а моделями управления компанией и системами управления компанией.
«Восточная» тема прекрасно легла на русский менталитет
«Восточная» тема стала темой выступления Максима Шалунова, старшего проектного менеджера Управления процессов и культуры изменений Росбанка. Этот банк осуществил самое масштабное внедрение технологии Lean во всем российском финансовом секторе и теперь делится с другими финансовыми компаниями лучшими практиками.
– К нам приходили даже из Банка России, чтобы изучить наш опыт внедрения этой технологии. Мы сформировали в России Lean-комьюнити, и теперь проводим регулярные встречи, обмениваемся лучшими практиками.
Девиз Росбанка, касающийся технологии Lean, звучит следующим образом: «Нельзя менять процессы прежде, чем мы сможем изменить людей».
Технология Lean имеет японское происхождение, хотя сам термин был введён в научный оборот американскими исследователями. С помощью проектов Lean Six Sigma осуществляется детальный анализ и пересмотр бизнес-процессов в финансовой компании. Все подразделения банка должны работать на клиента, потому что клиенту не важно, где какое подразделение находится, он воспринимает их всех как единое целое.
Представитель Росбанка рассказал, как в подразделениях банка были вывешены доски с изображениями взаимосвязей между различными подразделениями.
– И руководители подразделений, наконец, стали понимать, чем занимаются их коллеги. А рядовые сотрудники в банке стали друг с другом общаться. Когда человек понимает, зачем производить то или иное действие, его мотивация существенно возрастает, как и эффективность его участка работы.
Максим Шалунов рассказал, как за 33 месяца этой восточной технологии было обучено около 10 тысяч сотрудников Росбанка.
– Люди настолько прониклись новой технологией, что теперь в банке популярна фраза «Это не по Лину» или, наоборот, «Это по Лину».
Представителя Росбанка спросили, были ли проблемы с восприятием технологии с точки зрения русского менталитета.
– Технология прекрасно ложится на русский менталитет, поскольку она про «здравый смысл», – ответил Максим Шалунов.
Роботы сэкономили НРД десятки миллионов рублей
Андрей Соломатин, директор департамента развития информационных технологий Национального расчётного депозитария (НРД), рассказал, как его организация ежегодно экономит десятки миллионов рублей за счёт автоматизации бизнес-процессов.
По его словам, на сегодня в компании работают 40 роботов, которые занимаются рутинной работой:
– В среднем наш робот окупается всего за 4,5 месяца.
Андрей Соломатин считает, что людям нравится, когда их освобождают от работы и поэтому его департамент «завален» предложениями автоматизировать тот или иной процесс.
Если под роботизацию могут попасть только простые рутинные задачи, то следующий шаг – использование технологии искусственного интеллекта (ИИ) для автоматизации задач, которые не поддаются описанию с помощью алгоритмов, требуют ручного вмешательства или творческого подхода.
Люди понимают, зачем им это нужно только на третий день игры
Игорь Звягин, ведущий аудитор по стандартам ISO 9001, ISO13485, ISO/IEC 27001 в органах по сертификации «ТЮФ-Австрия», ITC, Ассоциация по сертификации «Русский Регистр», посвятил своё выступление трём принципам системодеятельностного подхода, эволюционным и революционным методам развития процессов, имитационно-моделирующим играм (ИМИ).
Игорь Звягин рассказал историю, которая произошла в одном крупном банком в Одессе, в котором до внедрения Lean-технологии было всего 1 тысяча клиентов, а после – уже 30 тысяч клиентов:
– Важно за процессом видеть людей и тогда всё получится.
Игорь Звягин является специалистом по бизнес-играм, которые называются «открытыми» и длятся 4 дня:
– Потому что только на третий день до людей доходит, зачем им это нужно. Раньше никак, доказано, что совесть не сразу просыпается.
Людям больше не нужны риелторы
Евгений Суринкин, операционный директор Банка Жилищного Финансирования (АО Банк ЖилФинанс), рассказал про управление бизнес-процессами в своём банке – как правильная их организация позволила сохранить эффективность для банка, который входит в третью сотню банков.
«ЖилФинанс» первым из банков вышел на рынок ипотечных ценных бумаг, АИЖК на банке отрабатывала фабрику ипотечной секьюритизации. Потенциал для роста ипотеки огромный, по словам представителя «ЖилФинанса», поскольку в настоящее время лишь 10% российских семей имеют ипотеку.
Выжить его банку помогло то, что банк вовремя понял свою нишу. Ею стало ипотечное кредитование на вторичном жилищном рынке, а также залоговое кредитование. Для обеспечения притока ликвидности банк использует промежуточное финансирование и секьюритизацию. «ЖилФинанс» в настоящее время строи вокруг себя экосистему, отказавшись от классической риелторской модели.
– Зачем клиенту риелтор, если он имеет доступ к первичной информации?
У банков крайне плохо получатся делать инвестиционные продукты
Ян Арт, эксперт комитета Госдумы по финансовому рынку, член банковской комиссии РСПП, посвятил своё выступление новым банковским продуктам.
Российские банки под влиянием макроэкономических обстоятельств начали постепенную эволюцию от двух привычных акцентов на привлечение депозитов и кредитования к другим форматам. Например, в части накоплений банки начинают пытаться активно играть на поприще инвестиционных продуктов и симбиозов с инвестиционными продуктами. Это требует новой субкультуры и новых технологии клиентских сервисов.
– Поиск банками новых продуктов продиктован снижением маржинальности по классическим.
Первым банком, по словам Арта, который стал предлагать клиентам новые продукты, стал «КИТ-Финанс». Спустя почти 15 лет можно подвести некоторые итоги – что получилось, а что оказалось провалом. Итак, попытки создания инвестиционных депозитов, дочерних ПИФов, ОФБУ (Общих фонды банковского управления) явно провалились. Из того, что действительно довольно успешно работает, Арт назвал только продажи инвестиционных монет и облигаций. При этом он считает сомнительными попытки создания дочерних форекс-дилеров или продажи банками продуктов инвестиционного страхования жизни.
Среди факторов успеха новых инвестиционных продуктов он отметил финансовую грамотность, понимание идеологии инвестиции и работающий институт финансовых и инвестиционных консультантов
– К сожалению, банки несколько неуклюже оседлали тему советников. Ведь переименовать в консультантов бывших клерков и сейлзов это не значит создать внутри банка новый институт. Это дискредитация самой идеи.
Среди главных рисков на пути эволюции от сбережений к инвестициям Ян Арт видит: подмену понятий, мисслеинг, тяжёлое регулирование, арбитраж различных юрисдикций и неподготовленность кадров
Москва.
обсуждение