При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Вторая практическая бизнес-конференция «Оптимизация оборотного капитала», организованная компанией MSB Events при поддержке Ассоциации корпоративных казначеев, открылась 21 сентября в гостинице Moscow Mariott Grand Hotel.
Гостей конференции поприветствовал административный директор ГК «Независимость» Сергей Чадин. Он осветил практические моменты участия в программах государственной поддержки для софинансирования развития. Но прежде чем перейти к бизнес-кейсу, Чадин «для затравки» озвучил пару риторических вопросов: «Бывает ли так, что у компании есть прибыль, но нет денег на расчетном счете? Ответ может удивить тех, кто не имеет диплома экономиста…»; «У страны с самым большим долгом нет проблем с ликвидностью вообще. А у России долг сравнительно небольшой, но как выглядит наша национальная валюта с точки зрения ликвидности?». В зале понимающе молчали.
За господдержкой: с паяльником или без?
По словам Сергея Чадина, многие представители бизнеса даже не подозревают, что существуют различные инструменты государственной поддержки. «Но они существуют в качестве декларации. Попробуйте найти тех, кто их применял», - тут же сделал оговорку Чадин. Впрочем, те, кто применял, все-таки находятся. Но в процессе этого сотрудничества обнаруживается огромное количество подводных камней.
Государство предлагает, например, при соблюдении ряда условий субсидировать затраты на кредиты. Но предлагает не просто так, а ждет взамен определенной активности.
- Ждут, что мы будем вкладываться во что-то полезное: социалку всевозможную, дороги ремонтировать… Восстанавливать за свой счет, брать себе на баланс, - расшифровал Сергей Чадин. – Если вы не можете ничего, то тогда вы можете что-то получить от государства только, если придете с паяльником.
Сергей Чадин напомнил о существовании такой структуры, как Фонд развития промышленности.
- Есть определенные фонды, определенные структуры, специально созданные для оказания поддержки бизнесу (очень хочется сказать «якобы»), - прокомментировал представитель ГК «Независимость».
Заемные средства, выданные государством, нельзя использовать на строительство зданий и сооружений, проведение научно-исследовательских работ, приобретение недвижимости, производство продукции военного назначения.
- Вот такой серьезный фильтр. Представьте, насколько программа становится, назовем это элегантно, «уязвимой», - заметил Чадин.
Процесс привлечения государственного финансирования занимает до года или даже полутора лет. Редкий проект за это время не претерпит изменений. В итоге многие компании решают реализовывать проект своими силами. А те, кто набрался терпения, обнаруживают любопытные вещи. «Внезапно обнаруживаются разные интересные личности, называющие себя консультантами, которые предлагают помочь в привлечении финансирования, - рассказал Чадин. – «Мы сделаем бумаги, которые позволят вам сократить срок привлечения государственных средств с года до двух-трех месяцев», - говорят они. Стоимость их услуг составляет 2-3%. Желательно вперед. При этом они тоже ничего не гарантируют».
Чадин рассказал об эксперименте, который был проведен на небольшом проекте стоимостью 1,5 млн рублей:
- Нам действительно удалось получить господдержку. Но обнаружился еще один подводный камень… Количество разнообразных отчетов, которые затем пришлось готовить и отправлять, настолько велико, что специалист, который этим занимался, тратил треть своего рабочего времени на эту работу. И, учитывая его зарплату, вряд ли мы выиграли.
Подводя итоги, административный директор ГК «Независимость» дал совет «большим проектам играть в большие игрушки», а маленьким – «не шутить». Или быть готовыми к тому, что процесс «пуско-наладки» взаимодействия с государством отнимет много ресурсов. Гости конференции, которые в своих компаниях имели опыт получения господдержки, подтвердили: подводных камней в ходе этой работы действительно обнаруживается очень много. И, прежде всего, речь об огромных трудозатратах.
О факторинге и не только
Ирина Найхович, руководитель тендерного комитета «СИБУР», рассказала об опыте компании в управлении кредиторской задолженностью при взаимодействии с поставщиками. В компании создана модель учета стоимости рабочего капитала в закупках. Обязательным этапом является анализ кредитных рейтингов контрагентов. Доклад Найхович вызвал в зале большой интерес. Присутствующие засыпали ее практическими вопросами.
Круглый стол «Распределение обязанностей и взаимодействие подразделений для действенного управления оборотным капиталом» модерировал старший менеджер финансового блока «ЛУКОЙЛ» Евгений Чайников. В обсуждении участвовали: финансовый контролер по России, Украине, Евразии компании «Мон’делис Русь» Надежда Лейцингер, финансовый директор Центральной Дистрибьютерской Компании Захар Калмыков, Ирина Найхович из «СИБУР» и финансовый директор «Бургер Кинг» Михаил Кацнельсон. Спикеры описали стратегии своих компаний по взаимодействию с поставщиками, поделились применяемыми схемами факторинга, алгоритмами управления дебиторской и кредиторской задолженностью.
«Лучше плохой план, чем никакого»
После перерыва на кофе Евгений Чайников пригласил выступить Дмитрия Соловьева, заместителя финансового директора, руководителя казначейства компании «Мерлион» (крупный дистрибьютор электроники). Эксперт рассказал о краткосрочном и среднесрочном управлении движением денежных средств в компании.
- Какие у нас сложности? Это, конечно, ярко выраженная сезонность. В декабре денег очень много, в марте денег очень мало, - сообщил Соловьев. Но и с этим, по его словам, можно работать, выстраивая грамотное планирование.
По той причине, что компания делает закупки в иностранной валюте, а прибыль получает в рублях, приходится ежедневно делать прогноз валютной позиции и корректировать ее два раза в день.
- Подскажите, пожалуйста, у вас прогнозный баланс сходится? – поинтересовались из зала.
- Очень сложно ответить на этот вопрос положительно. Если честно, гуляет. Но, как говорит наш финансовый директор, лучше плохой план, чем никакого, - ответил Соловьев.
Платежный день не самоцель
Илья Солнцев, руководитель по казначейским операциям компании «МегаФон», дал несколько рекомендаций по оптимизации оборотного капитала: запретить авансовые платежи там, где это возможно; оплачивать счета в последний день срока, установленного договором; ввести платежные дни (в «МегаФоне» это 15 число каждого месяца и предпоследний рабочий день месяца); стандартизировать условия оплаты (между филиалами, контрагентами, в типовых договорах) и т.д.
- Конечно, платежный день – это не самоцель. Если что-то изменилось, или к 15 числу не готовы какие-то валютные документы, значит, платеж будет 16-го, - пояснил Солнцев.
В зале не всем было очевидно, в чем состоит польза введения платежных дней. Представитель «МегаФона» пояснил, что это облегчает планирование. Объем платежей в платежный день составляет примерно 5 млрд рублей. Платежи каждого платежного дня сдвинуты приблизительно на 7 дней. При ставке депозитов 10% за год эффект должен составить около 250 млн рублей, рассчитывают в казначействе «МегаФона». В качестве следующих шагов в целях оптимизации оборотного капитала в компании рассматривают дальнейшее увеличение сроков оплаты и расширение сотрудничества с банками в области факторинга.
Человеческое отношение – лучшее лекарство
После обеда начался круглый стол под оптимистичным названием «Успешное финансирование в существующей рыночной ситуации», который модерировал руководитель по корпоративным финансам и казначейству «МТС» Александр Смирнов. Свои точки зрения озвучивали: директор по корпоративным финансам и финансовому сервису КАМАЗ Самат Саттаров, заместитель генерального директора по корпоративному финансированию «Фрейт Вилладж» Владимир Яблонко и Дмитрий Соловьев из «Мерлион».
Представитель «Фрейт Вилладж» (своеобразного «коттеджного поселка», «коворкинга» для промышленных предприятий, у которых нет возможности или желания строить всю инфраструктуру самостоятельно) сообщил собравшимся, что в 2014 году в связи с «крымскими событиями» компании пришлось непросто, так как ее бизнес сильно «завязан» на импорте. Но негативный эффект от падения оборота удалось нивелировать.
- В чем лекарство в подобных ситуациях? – спросил модератор.
- Лекарство – это человеческое отношение. Вам, крупным корпоратам, этого не понять, у вас ERP-система, у вас 1000 платежей в день, - сказал Владимир Яблонко. – А у нас ты можешь позвонить своему контрагенту и предупредить: «Слушай, я заплачу тебе только через месяц». А другого контрагента можешь попросить заплатить тебе побыстрее… Хорошо, что не я этим занимаюсь!
Сказав это, Яблонко радостно рассмеялся.
Под знаком «БОМП»
- Для нас этот месяц проходит под знаком «БОМП», - сообщил слушателям Дмитрий Соловьев.
- Что такое «БОМП»? – решил уточнить Александр Смирнов.
- Это аббревиатура от: Бинбанк, «Открытие», МКБ, Промсвязьбанк. Сокращение коммерческих банков – это трагедия. Снижается конкуренция. Тот же Сбербанк в отсутствие конкурентов может вернуться к высоким процентным ставкам по кредитам.
- Вы ввели новую аббревиатуру… - обратились чуть позже в рамках вопроса из зала к Дмитрию Соловьеву.
- Это не мы ввели, – ответил Соловьев.
- Это Альфа-Банк ввел, – пошутил кто-то из присутствующих.
- Мы в настоящий момент делаем выбор в пользу финансирования кредитами, а не облигациями, в пользу финансирования короткими деньгами, а не длинными, и в пользу плавающей ставки, а не постоянной, - рассказал о корпоративной финансовой стратегии КАМАЗа Самат Саттаров.
«ICO? Ну нет!»
- Задумывались ли присутствующие здесь представители крупного бизнеса об ICO? – задали вопрос из зала.
- Ну нет, мы пока достаточно приземленные и работаем в рамках российского нормативного поля, - ответил Самат Саттаров.
- Да, мы смотрим, естественно, мы следим, у нас есть мощности, data-центр, определенные запасы энергии, так что эти возможности могут быть актуальны, – прокомментировал Александр Смирнов.
Владимир Яблонко сделал ремарку, что компания «Фрейт Вилладж» не относится к крупному бизнесу, но все же пожелал ответить на вопрос:
- Я верю, что в течение пяти лет все IPO перейдут в блокчейн. Сейчас все компании накачивают мощность, способны хранить данные, анализировать…
Участники дискуссии не хотели завершать беседу, она становилась все более оживленной, но организаторы попросили закруглить обсуждение, чтобы дать возможность выступить всем заявленным спикерам.
«Компании могут финансировать друг друга»
Александр Смирнов представил свой доклад об инструментах управления свободными денежными средствами компании. В качестве основных инструментов он назвал: банковские депозиты (доходность – 7,75-8% годовых), однодневные облигации ВТБ (8,76%), РЕПО (8,8%), депозиты с центральным контрагентом (8,9-9,0%), купонные облигации Банка России (КОБР, срок обращения – 3 месяца, доходность – 8,7%), валютные SWAP (8%).
- Компании могут финансировать друг друга, на организованном рынке, конечно. Таким образом, корпораты становятся полноценными участниками финансового рынка, ничем не уступая банкам и брокерам, - уверен Смирнов.
После перерыва на кофе гостей конференции ждали еще два бизнес-кейса – по поиску финансирования и управлению денежными средствами, которые представили: президент Ассоциации корпоративных казначеев, директор департамента казначейства и управления рисками компании «Рольф» Владимир Козинец и руководитель казначейства пивоваренной компании «Балтика» Ольга Модестова.
Москва.
обсуждение