При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Самым эффективным каналом продаж банковских и инвестиционных продуктов сегодня является смартфон, который для современного человека становится чуть ли не дополнительной частью организма. Примерно таким был лейтмотив VII Международной конференции «Мобильные финансы 2017» (MobiFinance-2017), которая прошла в московском Event-холле «ИнфоПространство» 18 апреля.
Началось все с того, что Андрей Бурдинский, генеральный директор «АйФин Медиа» и председатель оргкомитета MobiFinance-2017, предался довольно долгим воспоминаниям о том, кто и когда первым заговорил о фантастическом будущем мобильных технологий. Вышло, что в 2007 году, и что к этому причастны как раз те люди, которые стали инициаторами текущей конференции.
После этого он задал залу вопрос: «Считаете ли вы, что бум мобильных технологий в банкинге уже случился, или он еще впереди?». Смысл большинства ответных реплик сводился к тому, что пик развития мобильных сервисов в рознице уже прошел, однако в корпоративном секторе оно только начинается и в ближайшие годы будет очень бурным. «Вот и наша конференция получилась с акцентом на услуги для корпоративных клиентов. Причем изначально это не планировалось, так само собой вышло», – сказал Андрей Бурдинский. И это, по его словам, лишь доказывает, что мобайл-онлайн для корпоратов сейчас включен в ряд наиболее актуальных тем для банков.
Но на первой сессии конференции говорили в основном об общих вещах. Валерий Шипилов, исполнительный директор Ассоциации российских банков (АРБ), значительную часть своей речи посвятил зачитыванию цитат «одного известного банкира», из которых следовало, что развитие биометрической идентификации и аутентификации совсем скоро приведет к исчезновению из нашего обихода пластиковых карт, а все операции будут совершатся с помощью смартфонов. Валерий Шипилов провел краткий обзор тех начинаний, которые сегодня в области внедрения биометрических технологий пытаются реализовать Сбербанк, ВТБ, банки «Тинькофф» и «Открытие». «Развитие технологий биометрической идентификации за рубежом позволяет рассчитывать, что они появятся в ближайшем будущем и в России. Это удобно для всех. Правда, на Западе соответствующие направления включаются в национальные проекты. А у нас на уровне государства этим не занимаются. Отсутствует нормальная единая база данных. Хотя в феврале был намек на то, что Банк России готов взяться за эту работу», – посетовал Валерий Шипилов.
При этом он почему-то ни словом не упомянул о пилотном проекте по внедрению системы удаленной идентификации банковских клиентов, который уже в текущем году готовы запустить ЦБ, Минкомсвязи, Росфинмониторинг и электронное правительство РФ. Напомним, что в качестве элементов надежности планируется использовать биометрические параметры – изображение лица и голос. В качестве дополнительного элемента обсуждается вариант с привязкой клиента к номеру мобильного телефона. Центральным звеном и основным механизмом системы идентификации в России станет Единая система идентификации и аутентификации (ЕСИА, портал Госуслуг).
Закончил свое выступление Валерий Шипилов риторическим вопросом: «Если через два-три года отпадет необходимость в банковских картах, то куда в таком случае денутся десятки миллионов выпущенных карт платежной системы «Мир».
По мнению Алексея Скобелева, генерального директора Markswebb Rank & Report, мобильный банкинг сегодня уже занял на рынке свою «четко очерченную нишу». Причем, помимо обычных платежных сервисов, сейчас он играет важную роль при продаже инвестиционных и страховых продуктов, которые банки все больше интегрируют в мобильные платформы. «Настоящую революцию на рынке произвело приложение «Тинькофф инвестиции», которые дали людям с очень простым пользовательским опытом возможность быстро подключаться к торговле ценными бумагами и валютой, следить за динамикой курса, пополнять счет, и управлять инвестициями» - сказал Алексей Скобелев. Он также отметил перспективы приложений, адаптированных для программ дополнительного медицинского страхования в связи с развитием рынка продаж smart-часов и браслетов, способных следить за некоторыми параметрами состояния здоровья человека. По словам Алексея Скобелева, существенным фактором для «отказа от пластика» станет более широкое внедрение программ бесконтактных платежей для платформы Android, которой сегодня, по статистике, в России отдают предпочтение 80% владельцев смартфонов. Напомним, что ранее компания Google анонсировала, что платежный сервис Android Pay может быть запущен в нашей стране уже этой весной.
Будем на связи
Оксана Панкратова, директор по исследованиям и партнер в Advanced Communications & Media, рассказала собравшимся о «проникновении мобильных устройств» в жизнь россиян. По ее словам, в прошлом году ритейлеры продали 27 млн смартфонов – на 5% больше, чем годом ранее. Смартфоны являются самым популярным девайсом – на них приходится 71% продаж в общей структуре устройств. При этом средняя цена приобретения смартфона выросла на 20%, составив 12,3 тыс. рублей. По словам, Оксаны Панкратовой, это объясняется тем, что люди стали покупать более дорогие аппараты, что связано с лояльной политикой банков при кредитовании таких покупок. Вместе с тем росла доступность и одновременно снижалась стоимость мобильного интернета, что также стало фактором для распространения мобильных финансовых сервисов.
Сославшись на данные компании предыдущего докладчика (Markswebb Rank & Report), Оксана Панкратова сообщила, что операции с помощью мобильного банка сегодня совершают 33% или 18,1 млн российских интернет-пользователей. В то же время 25 млн человек (46,4% интернет-пользователей) никогда не пользовались такой услугой, хотя и знают о ней. Основной всплеск популярности «банка в смартфоне» пришелся на 2014-2015 годы, когда аудитория юзеров выросла на 58%. При этом в прошлом году страсти явно улеглись – количество пользователей мобайл-банками подросло всего на 2%.
При этом все более явным становится отделение операторов мобильной связи в качестве самостоятельных игроков на рынке финансовых услуг. Оборот соответствующего сегмента рынка (мобильных финансовых услуг, МФС) в прошлом году, по словам Оксаны Панкратовой, вырос на 24% и составил 87 млрд рублей. «Почти 14 млн абонентов регулярно используют операторские МФС, хотя пока это всего лишь 5% от общего числа пользователей мобильной связи», – рассказала Оксана Панкратова.
Курс – на бизнес
Данила Штань, ИТ-директор банка «Точка» (финансовая группа «Открытие»), подразделение которого базируется в Екатеринбурге, рассказал об практике внедрения мобильного банка для корпоративных клиентов. По его словам, при создании ориентированных на бизнес приложений, разработчикам следует помнить, что их пользователем все равно является человек, а не «какое-нибудь ООО». «Мы, к примеру, создаем продукты для конкретных профессионалов – бухгалтеров, казначеев, директоров, специалистов-аутсорсеров. Эти продукты гораздо сложнее, чем для физических лиц. Но при этом они должны быть максимально упрощены. Не нужно загружать в них все функции, которые выполняет человек на рабочем месте. Приложение должно помогать решать оперативные задачи, например, по дороге на работу, быть средством внутрикорпоративных коммуникаций», – поделился опытом Данила Штань. По его словам, благодаря, в числе прочего, работе мобильного банкинга для корпоратов, банку «Точка» удалось достичь очень высокого показателя NPS (индекса лояльности) – 73%. «Для сравнения, NPS у компании Apple – порядка 80%. Мы очень близко», – похвастался Данила Штань.
Станислав Шилов, заместитель директора по продажам компании BSS, также сказал несколько слов о перспективах мобильных приложений для бизнеса. По его мнению, такие приложения должны стать обязательной составляющей пакетных предложений банков. «Пусть даже клиенты не будут пользоваться мобильным каналом как единственным, тем не менее, его наличие будет давать пользователям важный дополнительный сервис. Да, в корпоративной среде мобайл пока не победил десктопные каналы. Пока его проникновение в эту среду ниже прогнозных величин – в среднем 5-10% (хотя в случае клиентов безофисных банков – до 50%, а по некоторым оценкам уже более – 70%). Однако мы ожидаем, что по итогам 2017 года количество юрлиц-пользователей мобильных каналов должно вырасти в 1,5 раза», – сказал Станислав Шилов.
По словам Алексея Афонина, директора по продажам компании «Бифит», сегодня корпоративные клиенты мобильных банков подразделяются на четыре основные и две дополнительные категории. Основные – это микро-, малый, средний и крупный бизнес. Дополнительные – финансовые институты и госзакзчики. «Ведение микро-бизнеса и МСБ часто опирается на одного человека, который иногда ведет еще и розницу» - заметил Алексей Афонин. Для данной категории, по его словам, при разработке сервисов нужно особенное отношение к клиенту – как к «обычному человеку».
Практика и нюансы
Николай Адеев, визионер фронтальной ДБО платформы Abanking, дал участникам конференции практические советы по запуску мобильного банкинга. По его словам, рекомендуемый порядок внедрения мобильного интернет-банка должен начинается с реализации удобного адаптивного интерфейса. Следующий этап – внедрение гибридного приложения, третий – полноценное мобильное приложение на кросс-платформернных или нативных технологиях.
Доклад Дарьи Верестниковой, директора по продажам CASHOFF назывался «Детям – мороженое, маме – цветы. Персональный финансовый помощник в вашем мобильном банке». Эксперт рассказала о сервисе, который позволяет анализировать клиентские денежные потоки, траты, составы покупок и выявляет закономерности по всем агрегированным счетам клиента в разных банках.
По словам Дениса Калемберга, генерального директора компании Safe Tech, у развития мобильных сервисов есть и другая сторона. «Резкий всплеск развития мобильных сервисов заставил банки «облегчать» подтверждение транзакций в ущерб безопасности. Банковские пародии отправляются через каналы, изначально не предназначенные для передачи конфиденциальной информации. Это привело к росту числа краж у пользователей мобайл-банков и снижению доверия к этим сервисам», – сказал Денис Калемберг. По его словам, чтобы снизить риски, необходимо выполнения двух ключевых условий. Первое – не передавать коды подтверждения по незащищенным каналам связи, а генерировать их на стороне клиента. Второе – коды должны формироваться в привязке к реквизитам каждой транзакции.
«Нет ничего удобнее для клиента, чем телефон, который всегда лежит в кармане. Это самый удобный путь, чтобы продавать ему финансовые услуги. Поэтому мы будем расширять нашу аудиторию», – сказал Андрей Бурдинский.
Москва.
обсуждение