При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Медленно тлеющий конфликт между Центробанком и крупными банками с одной стороны и АРБ и банками поменьше – с другой, вылился на съезде Ассоциации российских банков в публичную полемику с обилием цитат поэтов, философов и писателей. «Мятеж» против регуляторного гнёта и удушающего монополизма был жёстко подавлен.
Скандал разразился ещё накануне – Альфа-Банк выступил с резкой критикой доклада Ассоциации российских банков, отметив, что стилистика доклада содержит обвинения Центробанка «в цинизме, фаворитизме и работе в режиме военных операций и умышленном сокращении числа банков, использовании иезуитских формулировок, подрыве устойчивости банковской системы». АРБ в ответном пресс-релизе опротестовала эти обвинения, заметив, что «постановка острых актуальных вопросов» не имеет отношения к неприемлемому поведению.
Во глубине сибирских руд
Казалось, что такого предупредительного залпа из крупнокалиберной артиллерии будет достаточно для смены тона на съезде АРБ – чего, собственно, и добивался Альфа-банк. Но не тут-то было. Президент АРБ Гарегин Тосунян «держал позицию» и не изменил ни одной формулировки в докладе.
Тосунян, в частности, остановился на проблеме снижения корпоративного портфеля, ухода бизнеса в тень, чрезмерной концентрации Топ-10 банков в общем объёме прибыли (91%), мифах, что «в России банков слишком много», дефиците доверия и уважения. Он также сделал акцент на вопиющих случаях поведения отдельных сотрудников ЦБ, которые могут позволить себе 30 декабря 2016 года в 16.00 направить в кредитное учреждение требование досоздать резервы в размере, который сопоставим с размером его капитала, в срок до 2 января 2017 года.
- Недальновидно, когда под лозунгом «Что взять с этой мелюзги?» достойные и эффективно работающие банки директивным образом отсекаются от ресурсной базы и клиентов. Но роль банков в экономике измеряется тем, какие проекты в глубинке России они реализуют – отметил Тосунян.
По его словам, ЦБ забывает об интересах вкладчиков и кредиторов, отзывая так много лицензий. Клиенты ликвидированных банков (юридические лица) не могут в итоге погасить налоги, выплатить зарплаты и так далее.
- Нас очень беспокоит, что АРБ, говоря о важности развития конкуренции, не выражает нетерпимости к фальсификации отчётности, нетерпимости к мошенничеству и нарушению закона – дала в ответ первый сокрушительный залп Эльвира Набиуллина, глава ЦБ.
По её словам, печально, что АРБ «не осуждает схемные операции и не предпринимает попыток выработки стандартов добросовестного поведения».
- Более того, от нас требуют закрывать глаза на проблемы, а АРБ постоянно требует не отзывать так много лицензий, - заявила руководитель Банка России.
Набиуллина заявила, что и впредь намерена проводить политику нетерпимости в отношении недобросовестных, неустойчивых и, зачастую, криминальных игроков и будет продолжать вычищать рынок.
- В течение ближайших двух-трёх лет мы планируем завершить эту задачу, - пообещала она.
Речь министра финансов России Антона Силуанова была в основном посвящена «общей устойчивой конструкции финансовой системы», снижению зависимости бюджета от цены на нефть.
- Меры, которые предпринимает сегодня государство, идут на пользу развития банковского сектора, - заявил министр.
По его словам, правительство поддерживает внедрение системы рейтингования банков для размещения государственных заказов.
- Критики нам говорят, что, таким образом, мы искусственно отсекаем ряд банков от получения пассивов. На самом деле, всё проще. Мы потеряли порядка 100 млрд. рублей государственных денег из-за банкротства и отзыва лицензий у слабых неустойчивых банков. Государство беспокоит надёжность, государство должно размещать средства в надёжных банках, чтобы они не потерялись.
- Идёт реальное избиение главы АРБ, осмелившегося выступить с критикой «линии партии», - в духе лучших традиций борьбы с левацко-троцкистской оппозицией... Набиуллина, Силуанов, добивает Костин – немедленно отреагировал в своём блоге Алексей Мамонтов, президент Московской международной валютной ассоциации.
Впрочем, выступление г-на Костина прозвучало корректным и откровенным.
- Сразу оговорюсь, что моя вина и вина моей команды, что мы не участвовали в подготовке доклада. Конечно, ни по форме, ни по содержанию не могу согласиться с текстом документа. По форме этот документ напоминает взаимоотношения МФО и заёмщика, как в романе Фёдора Достоевского «Преступление и наказание». Но мы не в союзе писателей. Надо избегать ярких, но не уместных для доклада формулировок, - начал свою речь президент-председатель правления ВТБ Андрей Костин.
В частности, Костин процитировал такой пассаж из доклада: «Многие решения в ЦБ принимаются кулуарно, по подсказке узкой группы лиц, чаще всего руководствующихся собственными, а не общественными интересами и имеющими доступ в высокие кабинеты».
- Вы меня, что ли, имели ввиду? - поставил вопрос ребром глава ВТБ.
По залу прокатилась волна комментариев. «Именно!», «А кого же ещё?!», - полушёпотом говорили делегаты, но в основном друг другу.
Глава ВТБ продолжил в том духе, что в АРБ забывают о куда более важных вызовах, которые стоят сегодня перед банками – а именно о проблемах, связанных с переходом на современный цифровой банк. Костин вспомнил цитату из фильма «Москва слезам не верит», посетовал, что отзывы лицензий связаны в подавляющем большинстве с недобросовестной конкуренцией.
- С 2008 года не можем отмыться от криминальных историй, - заявил Костин, имея ввиду громкие скандалы, связанные с банками.
И чтобы соответствовать литературному жанру, заданному Тосуняном, который цитировал и Мари Франсуа Вольтера, и Омара Хайяма, Костин прочёл 44-ое рубаи великого персидского мыслителя:
«Нас, пьяниц, не кори! Когда б господь хотел,
Он ниспослал бы нам раскаянье в удел.
Не хвастай, что не пьёшь - немало за тобою,
Приятель, знаю я гораздо худших дел».
Кому адресовались эти строки - осталось загадкой. Впрочем, на то и велик персидский поэт.
Vox populi
В кулуарах съезда портал Finversia.ru попросил некоторых его делегатов и гостей прокомментировать развернувшуюся дискуссию.
Константин Корищенко, экс-зампред Банка России, доктор экономики, профессор:
- Когда нарастает доля госбанков, конкуренция обостряется и все обращают свои взоры к регулятору. Если мы вспомним историю десятилетней давности, то тогда государство способствовало расширению банковского бизнеса. А сегодня, несмотря на правильность пути по ужесточению надзора и денежно-кредитной политики, комбинация этих факторов не способствует банковскому бизнесу в части развития кредитования. А новой эры всеми ожидаемой – финтеха, новых технологий и прорывных возможностей - пока ещё не наступило.
Поэтому тема конкуренции – как это не парадоксально - прозвучавшая в заглавии съезда, конечно, лишний раз подтвердила свою актуальность. Сейчас проблема в том, что АРБ отражает интересы частного бизнеса. И для АРБ это вопрос экзистенциальный. То ли все-таки стоять на страже частного бизнеса и способствовать конкуренции в том смысле, в котором она её понимает, то ли следовать общей тенденции ужесточения государственного регулирования.
Думаю, что самым интересным моментом в этих «непарламентских» репликах были цитаты Омара Хайяма и Иммануила Канта, хоть последний и не поэт. Знаете, во всех этих сегодняшних выступлениях есть сермяжная правда русской пословицы: «Сказка - ложь, да в ней намёк».
Василий Солодков, директор Банковского института Высшей школы экономики:
- Апогея сегодняшний конфликт не достиг, он будет и дальше развиваться. Теми или иными действиями ЦБ поставлены под угрозу существование частных некрупных банков. И умирать никто не хочет. Возникает ситуация, когда регулятор не слышит слова, которые говорятся от имени АРБ. Тосунян говорит, что нарушены принципы конкуренции, а ему в ответ говорят, что вы сами плохие и вы не следите за тем, что не осуждаете, если кто плохо работает с финансовой отчётностью.
Это две разные вещи. Хотелось бы, чтобы все друг друга слышали. В основе отзыва лицензий были случаи с отмыванием денег. Сейчас многие частные банки лишены ресурсов в силу того, что АСВ по работает физлицам, а значит все юридические лица вынуждены переводить счета в государственные банки. Собственно, они там же и кредитуются. У мелких и средних банков нет ресурсной базы. А чем им заниматься? Растёт активность МФО, мы наблюдаем замещение банков микрокредитными организациями.
По словам Солодкова, бенефициаром массового отзыва лицензий выступает, в том числе и Андрей Костин и ВТБ: «На моей памяти ВТБ получил $10 млрд в 2008, потом $10 млрд под санацию Банка Москвы. И ещё $10 млрд, когда в первый раз обвалился рубль. По $10 млрд каждые три года. Чтоб я так жил. Если ЦБ заявляет о том, что процесс чистки будет продолжен, то это значит, что регулятор знает контрольную цифру – сколько банков должно остаться. Это означает, что мы нарушаем базовый принцип: когда регулятор решает, а не рынок».
Борис Эндреев, председатель правления банка «Нальчик»:
- Сегодня с самого начала царила атмосфера загорающегося пожара, но он не загорелся. Гарегин Ашотович правильно среагировал на критику и заверил, что все высказанные замечания будут учтены. В АРБ подготовили жёсткий и конкретный доклад в части защиты интересов банковского сообщества.
По словам Эндреева, печально, что регулятор и правительство на региональные и мелкие банки не обращают внимания. Именно такое впечатление сложилось у Эндреева: «Более 320 банков лишились лицензии, но они реагируют без сожаления».
В ходе съезда АРБ выступили также заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы Андрей Кашеваров, Екатерина Трофимова, генеральный директор АКРА, Рубен Аганбегян, президент финансовой корпорации «Открытие», Александр Браверман, генеральный директор «Федеральной корпорации по развитию малого и среднего предпринимательства», Александр Шохин, президент РСПП, Дмитрий Олюнин, председатель правления Росбанка, Сергей Катырин, президент Торгово-промышленной палаты РФ, Юрий Исаев, генеральный директор Агентства по страхованию вкладов и многие другие. Материалы съезда опубликованы на сайте АРБ.
Москва.
обсуждение