Воскресенье, 22.12.2024
×
Финансовый «новогодний огонек»

МСБ: энтузиастов больше, чем скептиков

Аа +
+1 -0

Журнал «Банковское обозрение» и агентство «БизнесДром» провели 24 октября в Москве II ежегодный форум «МСБ и финансовый сектор. Кредитование, технологии, сервис» в ходе которого состоялось соревнование между энтузиастами и скептиками от МСБ.

Может и должен ли банк выращивать клиентов-предпринимателей?

Отметим, забегая вперед, что победа энтузиастов случилась едва-едва. Тема публичного спора была заявлена как «Может и должен ли банк выращивать клиентов-предпринимателей?». Ведущий мероприятия Виктор Жидков, председатель правления VestaBank, сразу оговорился, что цель не столько в состязательности, сколько в том, чтобы докопаться до истины, понять, что такое МСБ, как его обслуживать и так далее. Аргументы пессимистов сводились к тому, что банки зачастую выступают для предпринимателей тяжким бременем, особенно это выражается в том, что банки постоянно требуют с них массу документов, в том числе в рамках 115-ФЗ. Таким образом, банки не помогают, а мешают работать. Аргументы же оптимистов заключались в том, что субъектам МСБ нужно помогать чем можно и по мере сил у банков должны быть программы по нефинансовой помощи предпринимателям. Буквально в последний момент оптимистам удалось набрать большее количество очков и победить.

- Результаты обескураживающие оказались для меня. Мы все верим, что между банкирами и предпринимателями наступит мир и согласие. Банкиры, наконец, перестанут донимать бизнесменов, последние же – перестанут замечать первых. Мне кажется, что оптимисты победили в итоге потому, что аудитория в последний момент проголосовала сердцем, - прокомментировал итоги соревнования Виктор Жидков.

Нельзя сказать, что и в течение всей конференции оптимизм преобладал.

Батл «Может и должен ли банк выращивать клиентов-предпринимателей?»
Батл «Может и должен ли банк выращивать клиентов-предпринимателей?»
Фото: Альберт Тахавиев, Finversia.ru

Ставки для МСБ будут расти

Павел Самиев, генеральный директор БизнесДром и модератор конференции, попросил аудиторию ответить на несколько вопросов. Примерно равная доля проголосовала за то, что в этом году рост кредитования МСБ составит более, чем 5% и за то, что менее 5%. Более половины опрошенных считает, что быстрее всего в этом году вырастет такой сегмент кредитования, как P2P-кредитование. Свыше 60% считают, что главным вызовом для МСБ остаётся регулятивный фактор. Столько же высказалось за упрощение процедуры получения кредита, отвечая на вопрос, за счёт чего банкам привлекать новых заёмщиков из числа МСБ. На вопрос какая мера будет более эффективной для стимулирования рынка кредитов для МСБ, большинство участников ответило «Обеспечение макроэкономической финансовой стабильности». Кроме того, участники конференции сошлись во мнении, что в ближайшее время ставки по кредитам МСБ вырастут на 0,5-1 процентный пункт.

Помимо мнений, пусть даже экспертных, была озвучена на мероприятии и статистика. Павел Самиев рассказал об ухудшении различных индикаторов, которые измеряют бизнес-настроения, о том, как в последние годы рос портфель «плохих» кредитов и лишь в этом году появились некоторые признаки улучшения и о том, как доля кредитов МСБ в портфелях банков падает. При этом, в первом полугодии этого года, несмотря на проблемы, впервые выросли объёмы выдачи и портфели.

- Ставки, очевидно, будут расти по понятным причинам, - добавил Павел Самиев.

Пессимизма не прибавилось и на первой панели конференции. Галина Изотова, член генерального совета, председатель комитета по финансовым услугам Деловой России, сообщила, что за последние 10 лет количество малых и средних предприятий в России выросло всего на 10%. При этом Изотова надеется, что ситуация начнёт улучшаться с 2019 года – когда Банк России начнёт реализовывать «дорожную карту» по развитию финансирования МСБ.

Опыт МСБ Банка и Фондов

Роман Капинос, заместитель председателя правления МСП Банка, рассказал о том, что банки из топ-30 научились работать с МСБ и подтверждение тому - сокращение уровня просроченных кредитов в отличие от банков за пределами топ-30. Капинос рассказал также, что его банк собирается создать национальную платформу маркетплейса для малого и среднего бизнеса. Среди продуктов для МСБ в банке работает мультиоригинаторная секьюритизация кредитов МСБ, а также кастомизированные предложения.

Елена Белова, начальник управления мер поддержки столичного фонда «Малый бизнес Москвы», рассказала о работе фонда и посетовала, что зачастую предприниматели не знают о возможности получить субсидии и другую поддержку от государства.

Антон Купринов, исполнительный директор Фонда содействия кредитованию малого бизнеса Москвы отметил оживление на рынке кредитования МСБ и рост гарантийной поддержки: «За 2017 г. фонд выдал  в три с лишним раза больший объем поручительств, чем годом ранее. В 2018 г. тенденция к росту сохраняется. Среди РГО на долю Москвы приходится практически треть всего объема поручительств. Фонд сформировал высококачественный портфель. Сегодня наша доля на рынке кредитования МСБ в Москве около 4%, ранее было 1-2%». Говоря в целом о вопросах дальнейшего развития гарантийной поддержки, Купринов обратил внимание на то, что по всей стране система набрала обороты и для принципиального масштабирования этого механизма необходима докапитализация региональных фондов. .

Михаил Лопухов, генеральный директор Московского фонда промышленности предпринимательства, рассказал о таких новых продуктах для МСБ, как поддержка экспорта.

Мария Христолюбова, заместитель начальника управления по работе с МСБ банка «Центр-Инвест», подробно рассказала, как её банк достиг успеха в работе с МСБ:

- Особое внимание мы уделяем стартапам. Мы стараемся растить наших клиентов, финансировать их «с нуля».

Среди программ, которые реализует банк «Центр-Инвест»:

  1. «Молодёжный бизнес России». Банком реализовано более 200 проектов, выдано более 50 млн рублей кредитов.
  2. «Стартап». По этой программе банком выдано 462 кредитов на сумму 736 млн рублей.
  3. «Женский бизнес-кредит»: выдано 550 кредитов на сумму 845 млн рублей.
  4. «Акселератор Банка «Центр-Инвест».
II ежегодный форум «МСБ и финансовый сектор. Кредитование, технологии, сервис»
II ежегодный форум «МСБ и финансовый сектор. Кредитование, технологии, сервис»
Фото: Альберт Тахавиев, Finversia.ru

Владимир Ломов, советник генерального директора «Таможенная карта», рассказал об этой платёжной системе. Целью деятельности компании «Таможенная карта» является совершенствование системы уплаты таможенных платежей, сокращение сроков производства таможенного оформления товаров.

Ломов, в частности, рассказал об изменениях в таможенном оформлении после вступления в силу Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»:

- Есть положительные изменения в части автоматической обработки документов. Продвинулись мы и в сфере борьбы с «таможенной» коррупцией.

По словам Ломова, проект оказался востребованным, в 2012 году «Таможенная карта» получила статус платёжной системы, с 2013 года стали развиваться удалённые сервисы:

- Сегодня 100% документов оформляется в электронном виде. На текущий момент есть собственный процессинговый центр, благодаря которому есть возможность платить в режиме реального времени. У нас есть собственная система электронного декларирования, мы выступаем налоговым агентом, обеспечиваем полный цикл для компаний. Наш продукт для МСБ позволяет сократить время на прохождения таможни.

Илья Покаместов, исполнительный директор «Финанс ПРО» и генеральный директор компании «Юнифактор» рассказал, как они делают классический факторинг с регрессом:

- Поэтому наш NPL равен нулю. Сейчас работать c факторингом чуть проще, потому что нас пока не коснулась ужесточение регулирования. Тем не менее, налоговая инспекция не понимает, откуда генерируется выручка у факторинговых компаний. Бывают казусы. Да и банки осторожно стали подходить к фондированию факторинговых компаний, им проще работать с кредитами, депозитами и картами.

Покаместов рассказал о разнице в развитии факторинга в России, Турции и в Гонконге:

- В Турции клиентов факторинга насчитывается 150 тысяч, а в России – примерно 5,5 тысяч. В России мы работаем с инвойсом, а в Турции с чеками работают, с эскроу-счетами. У них 49 факторинговых компаний, а у нас всего 23. А в Гонконге начали делать факторинг для физиков, у них развит велошеринг. Что касается нас, то мы сейчас думаем над запуском нового продукта - производного инструмента на дебиторскую задолженность. Мы считаем, что дебиторская задолженность - зрелый актив для создания такого инструмента.

Покаместов считает, что факторинг нужно регулировать.

II ежегодный форум «МСБ и финансовый сектор. Кредитование, технологии, сервис»
II ежегодный форум «МСБ и финансовый сектор. Кредитование, технологии, сервис»
Фото: Альберт Тахавиев, Finversia.ru

Все подробно и в одном месте

Александр Шустов, руководитель Российского центра малого и среднего предпринимательства и основатель «Мани Фанни Онлайн», вспомнил, как начиналась его предпринимательская карьера:

- Как только у меня появились первые карманные деньги, я начал покупать оптом журналы про черепашек-ниндзя. Потом я их разносил по квартирам. В каждом из нас живёт предприниматель.

По словам Шустова, они в «Мани Фанни Онлайн» научились измерять субъектов МСБ по их счетам:

- Обратите внимание, что мы принимаем решения о выдаче займа до 3 млн рублей без залога. Да, не у всех есть залоги и что тут делать?

В рамках проекта «Российский центр малого и среднего предпринимательства» Шустов планирует создать платформу, где бы каждый предприниматель смог получить всю исчерпывающую информацию об отрасли, в которой он хочет работать:

- Кроме того, там будут ещё ряд дополнительных услуг, связанных с финансированием. Юридическая поддержка. Люди не знают про льготы, а там всё будет подробно и в одном месте. Я уверен, что нам нужна не только финансовая грамотность, но и технологическая грамотность. Знания о том, как всё реализовать. Призываю вас присоединиться к нашему проекту.

II ежегодный форум «МСБ и финансовый сектор. Кредитование, технологии, сервис»
II ежегодный форум «МСБ и финансовый сектор. Кредитование, технологии, сервис»
Фото: Альберт Тахавиев, Finversia.ru

На третьей сессии «Digital для малого бизнеса: онлайн-финансовые услуги и цифровая экосистема» участники делились своим опытом.

Роман Кумар Виас, основатель и генеральный директор Qmarketing, рассказал, как использовать такой инструмент, как контент-маркетинг и таргетированную рекламу в социальных сетях, особенно в Instagram:

- Много взрослой аудитории туда подтянулась в последнее время. Их можно таргетировать. Stories хорошо работают, мы так «Альфа-Поток» так продвигали, бухгалтерию от Тинькофф Банка. Кроме того, важно, чтобы у вас была лёгкая мобильная версия, чтобы, условно, в туалете можно было заполнить все необходимые поля.

Ольга Стаднийчук, менеджер проектов «СКБ Контур», рассказала о технологиях по автоматизации процессов ПОД/ФТ, KYC, проверке клиентов по 115-ФЗ и помощи в соблюдении требований ФАТФ:

- Особенно учитывая, что 70% отозванных банковских лицензий связано с несоблюдением этого законодательства.

Москва.

фото события

обсуждение

Ваш комментарий
Вы зашли как: Гость. Войти через
Канал Finversia на YouTube

календарь эфиров Finversia-TV »

 

Новости »

Корпоративные новости »

Blocks_DefaultController:render(13)