При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
О путях преодоления финансовой безграмотности говорили 12 сентября 2018 года на пресс-конференции «Формирование новой финансовой культуры в стране: на что делать ставку?».
Пресс-конференции, посвященные финансовой грамотности, стали традиционными – их проводят перед Ярмаркой финансовых решений FINFAIR, которая в этом году состоится 21-23 сентября в Музее Москвы. Более того, кроме традиции, финансовая грамотность стала модной, о чём и рассказала Анна Зеленцова, стратегический координатор проекта министерства финансов «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации»:
- Тема финансовой грамотности стала модной и популярной. Только в сентябре и октябре у нас пройдёт несколько мероприятий по этой тематике. Начиная проект по финансовой грамотности с Минфином в 2011 году, мы не представляли, насколько тема станет популярной. Поэтому мы ушли от реализации отдельных проектов к созданию стратегии повышения грамотности.
По словам Зеленцовой, в тех регионах, где системно проводятся мероприятия по финансовой грамотности, наблюдается пониженный в сравнении с другими регионами – уровень закредитованности, а уровень сбережений населения выше.
Кроме того, Зеленцова похвасталась, что российские 15-летние школьники заняли четвертое место по финансовой грамотности в рамках тестирования Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР):
- За три последних года мы поднялись с 10-го места на 4-ое. Впереди нас – Китай, Бельгия и Канада.
Но что касается «взрослой» финансовой грамотности, то картина оставляет желать лучшего.
Так, согласно данным национальной программы повышения финансовой грамотности граждан «Дружи с финансами», лишь в 30% семей родители разговаривают с детьми о семейном бюджете, объясняют им правила ответственного финансового поведения. 36% россиян не понимают связь между доходностью и рисками.
Кроме того, лишь треть россиян стараются финансово обеспечить свою пенсию и обращают внимание на доходность и гарантию сбережений при выборе инструментов накоплений.
Да часто и сам выбор лишь условный, поскольку в России процветает так называемый мисселинг — введение инвестора в заблуждение об истинных характеристиках продукта или услуги.
На этом подробно остановился в своём выступлении Михаил Мамута, руководитель службы Банка России по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг.
По его словам, сейчас разрабатываются стандарты, чтобы банкам было невыгодно продавать одни продукты под видом других.
- Это серьёзная реформа. Мы предлагаем внедрить систему штрафов для тех продавцов, которые допускают мисселинг.
Что касается инвестиций как второго этапа обретения финансовых знаний, то позиция Банка России тут осторожна:
– Мы никогда не советуем начинать с инвестиций, поскольку, прежде всего, человек должен создать подушку безопасности. Про это часто забывают. По мере создания такой подушки, у человека должен появляться стимул двигаться дальше, - считает Михаил Мамута.
По словам представителя Банка России, люди очень плохо понимают связь между доходностью и риском:
- Часто сталкиваемся с утверждением, что чем выше доходность, тем ниже риск. Когда просишь человека объяснить столь странный тезис, он, как правило, говорит, что если уж компания зарабатывает такую доходность, значит с рисками у неё всё хорошо.
Александр Афанасьев, глава Мосбиржи, рассказал об Индивидуальных инвестиционных счетах (ИИС).
- За последние восемь месяцев мы зафиксировали прирост ИИС на 20%. Всего количество ИИС перевалило за отметку в 400 тысяч. Количество открытых физическими лицами брокерских счетов достигло 2,3 млн. При этом ещё в 2013 году счетов было около 1 млн.
По словам Афанасьева, граждане удвоили обороты на рынке ОФЗ в прошлом году. А за 8 месяцев этого года удвоили обороты на рынке корпоративных облигаций.
Александр Афанасьев призвал всех посетить Ярмарку FINFAIR – с мастер-классами и лекциями в этот раз выступят Андрей Шаронов, президент Московской школы управления «Сколково», Владимир Потапов, главный исполнительный директор «ВТБ Капитал Инвестиции», Сергей Романчук, президент ACI Russia, Николай Цехомский, первый заместитель председателя правления Внэшэкономбанка, Ингеборга Дапкунайте, актриса, сопредседатель попечительского совета благотворительного фонда помощи хосписам «Вера», Вадим Дымов, основатель компании «Дымов», владелец сети магазинов «Республика», Чулпан Хаматова, актриса, соучредитель благотворительного фонда «Подари жизнь». Участие в Ярмарке бесплатное.
Спикеров конференции спросили, как они относятся к Тони Роббинсу, бизнес-тренеру, который недавно приезжал с лекцией в Москву.
Владимир Потапов, исполнительный директор «ВТБ Капитал Инвестиции», ответил, что относится к таким лекциям положительно.
- Мотивация там была. Важно знать, как работает наш мозг, - сказал Потапов и посоветовал купить любую книгу Ричарда Талера, лауреата Нобелевской премии по экономике за 2017 год за вклад в область поведенческой экономики.
Анна Зеленцова заметила, что в этом явлении – шума вокруг Тони Роббинса – видна маркетинговая составляющая.
- Мы уделяем особое внимание – в рамках наших программ по финансовой грамотности – способности различать всевозможные маркетинговые ловушки.
Александр Афанасьев ответил, что его работа его достаточно мотивирует и на Тони Роббинса он, естественно, не ходил.
Москва.
обсуждение