При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
«Деловая Россия» предложила начать решать проблему финансовой безграмотности с себя – с членов своей организации и их сотрудников. «Делоросов» будут натаскивать по финансовым вопросам с тем, чтобы вовлечь их в фондирование собственных компаний. В роли преподавателей выступят эксперты «Финама».
Особенности проекта
Кардинальное отличие проекта от «Деловой России» от всех других проектов по финансовой грамотности – прямая заинтересованность участников в результатах обучения. Грубо говоря, если обычно финансовые миссионеры рассказывают о премудростях ведения бюджета, о том, что такое инвестиции, как не переплатить и так далее в рамках общего развития, то инициаторы проекта от «Деловой России» придумали, как заинтересовать и преподавателей, и учащихся.
- Сейчас многие говорят про импортозамещение, - пояснил Владислав Кочетков, президент холдинга «Финам» на презентации проекта «Всероссийская азбука финансовой грамотности», - но забывают, что импортозамещение может быть и на рынке капитала. У банков много денег, но по понятным причинам они сегодня могут кредитовать только проверенных заёмщиков причём по довольно высокой ставке. Но ведь бизнес может получать фондирование не только у банков, а через выпуск облигаций, например.
По словам Кочеткова, в качестве кредиторов могут выступить сотрудники организаций-членов «Деловой России». Такая схема вовлеченности куда более действенна в плане финансового образования, чем ник чему не обзывающие лекции:
- Но прежде, разумеется, необходимо рассказать людям основы грамотного финансового поведения – научить создавать и управлять личным и семейным бюджетами. отличать хорошие финансовые продукты от плохих. У нас в планах до конца этого года охватить 10 регионов. Пилотный проект мы уже реализовали в Санкт-Петербург. Теперь нам более интересны региональные центры. Согласно планам проекта, мы намерены в этом году охватить финансовым просвещением 20-25 тыс. человек. Это будут очные мероприятия.
Упреждая вопросы о мотивах участия в этом проекте «Финама», Кочетков честно признался, что «грамотный человек рано или поздно станет нашим клиентом», «Финам» рассчитывает в конечно счёте на коммерческий успех.
- Но, конечно же, никто не собирается навязывать наши услуги, - подчеркнул руководитель «Финама», - Активно продавать собственные услуги не планируем, но чего скрывать – им будут приходить письма. Но, чтобы колл-центры обзванивали с продажами людей – такого не будет.
Как же общественная организация дошла до жизни такой? Раз даже им требуется курсы по повышению финансовой грамотности? Галина Изотова, член генерального совета, председатель комитета по финансовым услугам «Деловой России» ответила на этот вопрос:
- Мы провели опрос наших соратников. На вопрос, какие инструменты финансовой поддержки вы используете, 62% признались, что не используют таковые вообще. На вопрос, знаете ли о программах поддержки бизнеса, лишь 21% респондентов ответило утвердительно. Лишь 28% предпринимателей призналось, что посещают специальные семинары по профессиональным квалификациям.
Анатолий Гавриленко как председатель экспертного совета по финансовой грамотности при ЦБ РФ поддерживает инициативу коллег всемерно:
- Очень полезное и правильное дело. «Деловая Россия» правильно. Необходимо обеспечить вовлеченность людей, но сначала людям нужно рассказать о простых вещах. Надеюсь, что в ближайшем будущем другие объединения присоединяться к этому проекту – например, Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) и общественная организация «Опора России». Очень бы хотелось, чтобы к проекту подтянулись профсоюзы. Уверен, что будущее России - за финансово грамотными людьми.
Павел Медведев, финансовый омбудсмен, рассказал собравшимся о масштабах запущенности в сфере финансовой безграмотности:
- Вот недавно несколько изданий опубликовало статьи о переплатах по кредитам. Согласно статистике ЦБ, россияне в прошлом году заплатили 1,8 млрд рублей процентов. Но это неправильные данные – они учитывают только средний процент. Но банки активно продают заёмщикам страховые программы в рамках обычных кредитов. Есть множество хитростей, как заставить заёмщика доплатить за страховку. Например, есть такая программа, как «Привет, сосед» - выплаты по ней полагаются в случае, если вы навредите вашим соседям. Есть банки, которые продают программы «Кредитный доктор», обещая исправить кредитную историю. И многие другие. Реальная сумма выплаченных процентов составляет не 1,8 млрд рублей, а 2,96 млрд рублей в 2015 году, и 3,64 млрд рублей – в 2016 году. Вдумайтесь в следующие цифры: 40 млн россиян в прошлом году заработали 7,3 млрд рублей, заплатили по кредитам - 3,64 млрд рублей. Вместе с тем, нужно отметить, что качество заёмщиков в последние годы улучшилось. Все меньше людей, которые хотят взять в кредит новый гаджет. Большая часть жалоб в мою приёмную приходит со стороны людей вполне серьёзных, которые вынуждены брать кредиты. 7 млн заёмщиков не платит 3 месяца и больше. Из них только у 500-600 тыс. человек долг составляет 500 тыс. рублей и больше. У остальных иже задолженность значительно меньше.
После окончания презентации в рамках сессии «вопрос-ответ», спикеры более подробно рассказали о деталях проекта. Владислава Кочеткова попросили уточнить, имеется ли ввиду, что работодатель будет предлагать своим сотрудникам облигации?
- Тема народных облигаций от Минфина – интересная. В нашем случае сотрудники также могут стать такими кредиторами. Вы знаете, что со следующего года будет отменен налог на купон по корпоративным облигациям – таким образом инвестиции в такие бумаги станут выгодными.
По словам Кочеткова, проводить семинары, выпускать видео- и аудио-продукцию «Финам» намерен собственными силами – на базе имеющихся учебных центров.
- Проект дорогой, но не заоблачный, - пояснил финансист.
Максим Винтер, куратор проекта, член генерального совета «Деловой России» рассказал, что для слушателей семинары будут бесплатными, а сам проект будет открытым – в нём могут принять участие любая финансовая группа.
Анатолий Гавриленко развил тему вовлеченности людей в инвестиции.
- На самом деле наша задача - воспитать грамотного инвестора, чтобы деньги под подушкой работали на экономику страны. На Западе 50-60-70% домохозяйств инвестируют при помощи самых разных финансовых инструментов, а мы же в России скачем «1-2%». Но нельзя привлекать население на рынок до тех, пока оно не понимает, как это работает. Поэтому мы говорим о финансовой грамотности вкупе с защитой прав. Мы можем якуту в юрте рассказать, но, если у него в радиусе 10 км нет ни одного отделения банка, ему все равно, как правильно снимать денги с банкомата. Никто не убирал такого понятия, как репутация. «Финам» существует давно и красиво себя чувствует, с ним «Деловая Россия» дружит.
Инициаторы проекта «Всероссийская азбука финансовой грамотности» планируют обучить более 4 тысяч предпринимателей-членов сообщества и около 1 млн их сотрудников, находящихся в 78 регионах России.
Москва.
обсуждение