При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Не исключено, что именно так бы воскликнул Конфуций, живя он в наше время. Время compliance, KYC, CRS, FATCA и глобальной деофшоризации. C 2020 года заработает система автоматического обмена налоговой информацией – об этом говорили 24 мая на круглом столе, организованном инвесткомпанией QBF.
Всем известно, что есть такое понятие, как банковская тайна. Она означает, что ваши счета, количество средств на них, транзакции и прочее никогда не станут достоянием третьих лиц. Никогда? Как бы не так. И не так уже довольно давно.
- В условиях второй мировой войны банковская тайна в Швейцарии обеспечила защита капитала. Можно долго спорить на тему этики, но по факту Швейцария из войны вышла с огромным капиталом, эти капиталы пошли в том числе на восстановление разрушенной Европы. Сейчас больше банковской тайны нет. Кажется, даже, что её вообще не было, - с грустью в голосе сообщил собравшимся Максим Первунин, управляющий партнёр TFH, международной юридической консалтинговой группы компаний, оказывающей эксклюзивные услуги клиентам.
Максим Первунин не стал нагружать журналистов новостями из законодательства разных стран, ссылками на статьи, акты, соглашения, не стал перечислять и риски, пугая малознакомыми терминами и рисуя апокалиптические сценарии. Он просто предложил поразмышлять на очень простую – понятную даже не сведущим в налоговых делах – тему нужности этой самой прозрачности. Провокационно? Безусловно. Зато убедительно.
Прозрачность. Нужна?
- До 2001 года в мире боролись с наркотрафиком. Теперь наркотики уже такой проблемой не являются, мы боремся с терроризмом. Что декларируется в связи с compliance? Что это помогает бороться с терроризмом. Очень хорошо! Мы только за! Но давайте посмотрим статистику. С 2007 по 2012 годы в России было заведено 25 дел по данным преступлениям. При том, что экономических преступлений фиксируется в год порядка 100 тыс. Чувствуем себя более спокойно? А как насчёт последних новостей? Из Манчестера, к примеру. Где результат? Нет результата. Кажется, с чем-то другим боремся. Разве законодательство способно остановить террориста? Преступник всегда найдёт лазейки.
Теперь о финансовой транспарентности. Декларируется, что это для спокойствия и уверенности инвесторов. Отлично! В этом году 23 российских банка потеряли лицензии, мы недавно рассматривали несколько кейсов. Банки занимались тем, что «пылесосили» деньги и выводили их за рубеж. И я в этом смысле поддерживаю усилия Банка России по наведению порядка в системе.
Далее о том, что прозрачность уменьшает коррупцию. Мы все против коррупции, не так ли? Но… уровень коррупции растёт. Коррупционеры теперь даже на квартирах хранят такие деньги, что иной банк посчитал бы за честь разместить такие средства у себя. Теперь о налоговых поступлениях. Прозрачность помогает собирать налоги? Прекрасно! Я посмотрел статистику за 2014-2016 годы. Собираемость налогов не меняется, уровень собираемых налогов перераспределяется, но в целом собираемость не растёт. То есть прозрачность никак или мало влияет на собираемость налогов. Вот с 2020 года заработает автоматическая система обмена налоговой информацией. Что-то изменится? Возможно. Но у меня почему-то есть сомнения.
Теперь о стоимости прозрачности. Раньше наши клиенты открывали счёт за границей за одни день. Сегодня это занимает месяц. Помимо того, что в каждом банке есть свои нюансы, подходы. Нам часто приходится спорить с compliance-офицерами, на каком основании они требуют те или иные документы. Выясняется, что в 90% случаев эти сотрудники требуют то, что не имеют права требовать. На compliance тратится время. Я оцениваю, что в настоящее время на это тратится столько же времени, сколько и на аудит. Таким образом, финансовая прозрачность отрицательно влияет на бизнес, используется для борьбы с политическими оппонентами, для недобросовестной конкуренции. Если крупные компании ещё могут каким-либо образом сформировать конкурентные преимущества, то средние и малые – нет. Вы просто открываете файл, видите всю цепочку транзакций, можете легко воссоздать такую бизнес-модель, понять в чём преимущества. А, кроме того, найти слабые стороны и методы воздействия на этот бизнес.
Деньги убегают, не пересекая границы
Павел Гагарин, председатель совета директоров аудиторско-консалтинговой компании «Градиент Альфа» подробно остановился на системе автоматического обмена налоговой информацией между разными юрисдикциями, на разных подходах к прозрачности в разных странах ЕС.
- Что касается мотивированной системы обмена данными, то раньше 2020 года в боевом режиме она работать не начнёт. Есть причины технические, есть юридические и есть причины, связанные с квалификацией налоговых резидентов. В ряде банков такая система в тестовом режиме работать начала, но проблема в том, что европейский рынок очень пёстрый. Вот, например, есть страны Балтии. Их экономика балансирует между банкротством и попыткой выжить. И они очень заинтересованы в том, что сохранить те вклады, обороты, которые у них есть - российского происхождения. Несмотря на жёсткий контроль со стороны США и ЕС, они постоянно изобретают всё новые и новые инструменты, чтобы эти капиталы удерживать. Совершенно другая ситуация в Швейцарии, третья ситуация в Италии, Испании. Четвёртая – в Германии, Франции. А со вчерашнего дня Великобритания переходит на новый уровень контроля над финансовыми потоками. Скорее всего все транзакции, свыше 10 тыс. фунтов стерлингов будут анализироваться.
А что террористы? Они делают клиринг, то есть взаимозачёт встречных платежей. За Англией последуют и другие европейские страны с лагом, может быть, в несколько месяцев.
Теперь о выводе денег из России. Наш доблестный ЦБ пресёк все неконтролируемые потоки – такие как подложные таможенные декларации, перечисления в офшор, в юрисдикции с низкими налоговыми режимами. Такие схемы пресечены на 80% - это наша экспертная оценка. Всё остальное – это оплата серого импорта, хорошо, что хоть чёрного импорта не осталось. Серый импорт составляет от всего импорта в России до 75%. Хорошо, конечно, что эти деньги не утекают из страны безвозвратно. Потому что, если мы думаем, что пьём молоко из-под российской коровы, которая паслась на российском лугу, то это скорее всего не так. Потому что на поверку корова оказывается голландская, травка - удобрена импортными удобрениями. А если в доильном аппарате сломается пружинка, то наш дядя Вася её не выточит.
Касаемо неправомерного вывода денег за рубеж. Сейчас два потока – те, кто хочет убежать и те, кто хочет вернуться, но не знают, как – уравнялись. И бизнесмены используют также клиринг. То есть деньги убегают, не пересекая границы – производится просто взаимозачёт платежей.
По словам Гагарина, анализироваться информация налоговыми органами будет начиная с 1 января 2017 года. Он также сообщил, что скоринговые системы российских налоговиков уже научились отслеживать такие операции, как перекредитование. Теперь это невозможно сделать. Если это произойдёт – банк просто закроет счёт. Понятие компаний-однодневок теперь трактуется гораздо шире. По понятие зарубежной однодневки попадают все транзитные компании, если на одном конце хотя бы одним из получателей выступает офшор. Или бенефициар – офшор. Однодневкой признают компанию, если она даже из так называемой низкой налоговой юрисдикции. Российской однодневкой может быть признана компания, в которой работают, условно, сотня человек и которая создана 10 лет назад. Если есть основания, что она задействована в цепочке транзакций по уменьшению налогообложения – она будет признана однодневкой. Среди других признаков однодневок – массовые директора, массовые бухгалтеры и, что самое удивительное – массовые дипломированные специалисты.
При этом при всём Гагарин оценивает новые веяния как полумеры.
- Пока кардинально нового не придумано. На каждую бумажку хитроумные люди изобретают что-то. Другое дело автоматизированная система. Но она заработает не ранее конца 2020 года.
С докладами на круглом столе также выступил Аполлон Асанасиадес, управляющий партнёр NOA Circle, рассказавший о структурировании активов, специфике финансовых проверок, прохождения compliance и KYC в условиях CRS и глобальной деофшоризации. Мадина Абаева, руководитель аналитического отдела QBF рассказала, что они предлагают инвесторам стратегии «Золотое сечение». Суть стратегии в том, что на большую часть портфеля покупаются акции, оставшиеся средства идут на РЕПО с центральным контрагентом (ЦК). Если конъюнктура меняется – индексы идут вниз – управляющий продаёт бумаги и даёт в долг ЦК. С докладом также выступила Мария Фролова, партнёр Ernst and Young.
Москва.
обсуждение