При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
В НАПКА подсчитали, во что обошлось рынку вступление в силу закона о коллекторах. Он сократился в три раза. А ограничение интенсивности общения с должниками на 10% снизило эффективность этого бизнеса. Об этом говорили 9 апреля на пресс-завтраке НАПКА.
Закон, регулирующий коллекторов, вступил в силу в России в прошлом году. Его принятие, во-первых, легализовало этот вид бизнеса. Во-вторых, положило конец душераздирающим историям про паяльники, наручники и прочие методы выбивания долгов, которыми исправно пичкали россиян телевидение и газеты. Правда стоит отметить, что за наведение порядка ответственны и сами коллекторы, точнее Национальная ассоциация профессиональных коллекторских агентств (НАПКА).
Задолго до вступления в силу закона ассоциация разработала кодекс этики коллектора, а также начала работать с жалобами и обращениями от граждан. Как выразился Алексей Саватюгин, президент НАПКА, кодекс этики более жёсткий, чем закон и более профессиональный. В итоге, как подсчитали недавно в НАПКА, свыше 60% обращений, поступающих в ассоциацию, теперь не имеют отношения к членам НАПКА, которая, напомним, объединяет 43 ведущих компаний на рынке взыскания, представляющих более 90% объемов коллекторского рынка. Конечно же, часть рынка осталась нецивилизованной, но это уже не системная проблема, а проблема, напрямую относящаяся к ведению МВД.
Однако закон принимался в спешке, поскольку законодателей торопили все – слишком резонансными оказались истории нецивилизованного обращения коллекторов с должниками. В итоге закон оказался сильно перекошенным в сторону заёмщиков и в ущерб кредиторам. Но даже не в этом его главный недостаток.
- И власти и законодатели признают, что необходимо этот закон корректировать и совершенствовать. Потому что писался он в спешке. И дело не в том, что в законе очень сильный перекос в сторону заёмщиков и в ущерб кредиторам, а в том, что формулировки приводят к казусам в применении. Я очень надеюсь, что в этом году начнётся активное и публичное обсуждение. Мы сейчас собираем свои предложения. Ряд экспертов предлагали ввести институт частных судебных приставов. Идея интересная, но не думаю, что это вопрос ближайшего будущего, так как есть вопрос поважнее сегодня, - рассказал Алексей Сватюгин, президент НАПКА на пресс-завтраке.
«В законе написано, что нельзя звонить должнику чаще двух раз в неделю. Это защищает должника от постоянных звонков. Законодатель хотел защитить должника, но немножко не додумал. Однако никто до сих пор не знает, что такое телефонный разговор. Спорят юристы, спорим мы, спорят приставы», - Алексей Саватюгин, НАПКА
По его словам, сегодня со стороны профессионального сообщества подготовлено 20-30 поправок. Они направлены устранить в документе «белые пятна» - уточнить понятия и определения. Чтобы было понятно, о чём идёт речь, Саватюгин привел в пример такую сущность, как телефонный разговор между коллектором и должником:
- Например, в законе написано, что нельзя звонить должнику чаще двух раз в неделю. Это защищает должника от постоянных звонков. Законодатель хотел защитить должника, но немножко не додумал. Однако никто до сих пор не знает, что такое телефонный разговор. Спорят юристы, спорим мы, спорят приставы. Вот, коллектор позвонил, представился - бросили трубку. Это телефонный разговор? Или позвонил, представился, попросил к аппарату Ивана Ивановича - на том конце провода сказали, что Иван Иванович ушёл в магазин за молоком, будет через час. А коллектор через час позвонить не может, так как закон разрешает звонить раз в сутки. Вот такие коллизии надо править. Все наши поправки уточняют юридическую терминологию, чтобы не было разночтений и разных толкований. Сейчас спорные вопросы решаются через суд.
На вопрос портала Finversia.ru, как можно оценить несовершенство закона, что называется, в граммах, Ольга Мазурова, член совета НАПКА, председатель правления «Сентинел Кредит Менеджмент», ответила, что ограничение интенсивности общения с должниками забрало примерно 10% по эффективности бизнеса:
- Но если взыскатель технологичный, у него есть аналитика, то это ограничение не навредило бизнесу. Конечно же, были и те, кто не готовился к вступлению в силу закона и они, конечно же, пострадали.
А Алексей Саватюгин ответил, что да, как и любой закон, закон о коллекторах, неизбежно повысил стоимость входа на рынок.
- Да, введение этого закона увеличило стоимость взыскания и регуляторной нагрузки на коллекторов. Часть компаний ушло с рынка. По нашим оценкам, до вступления в силу закона в России действовало примерно 500-600 коллекторских агентств. Сегодня в реестре Федеральной службы судебных приставов содержатся сведения по 200 агентствам.
В НАПКА также отмечают, что нынешний заёмщик сильно поумнел за последние два-три года.
- Думаю, что должник стал умнее на 30%!, - заявила Ольга Мазурова.
При этом основными учителями для граждан выступили те же коллекторы, которые выступают сегодня не только как взыскатели, но и как консультанты. В НАПКА отмечают, что на этом рынке поменялся концепт: от «выбить у должника последнее» до договориться и проконсультировать должника.
- Коллекторам не нужен мёртвый заемщик. Коллектору нужен здоровый, процветающий заемщик!, - ёмко сформулировал президент НАПКА.
Развитие рынка агентского взыскания банковской задолженности в 2016-2017 годов столкнулось с последствиями сжатия рынка розничного кредитования (без учета первого размещения, его объем составил 390 млрд рублей и 5,3 млн долгов. Как отмечается в пресс-релизе ассоциации, пока рынок еще не вернулся к своим докризисным размерам. Объем закрытых сделок по итогам 2017 годов оценивается в размере 280 млрд. руб. Таким образом, доля закрытых сделок от общего объема предложенных портфелей составила 78%, что на 8 процентных пунктов выше показателя 2016 г. (70%). Средняя цена закрытия сделок по итогам 2017 г. составила 1,59%.
Москва.
обсуждение