При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
На заседании Комитета Государственной Думы РФ по финансовому рынку 9 октября обсудили судьбу нескольких законопроектов.
Члены Комитета по финансовому рынку утвердили заключение на проект федерального закона «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов». Этому предшествовала небольшая дискуссия.
Проект надежный, но недоделанный
- Проект бюджета весьма надежный. Все необходимые расходы, даже с учетом ухудшения внешнеэкономической ситуации, будут исполнены. Бюджет профицитный, – охарактеризовал законопроект заместитель председателя Комитета Мартин Шаккум. – Но нельзя не отметить и недостатки данного законопроекта.
Первый зампред Комитета по финансовому рынку сообщил, что законопроект находится в недостаточной степени готовности, а именно, «более 1,5 трлн рублей не распределены по конкретным направлениям». «Недоделка» будет устранена в рамках поправок ко второму чтению, которые предложит Правительство РФ. Из «нераспределенных» средств предполагаются расходы на цифровую экономику, дорожное хозяйство, малое предпринимательство, «то есть основные рычаги стимулирования экономического роста», подчеркнул Мартин Шаккум.
Еще одна проблема состоит в том, что прогнозах на 2019-21 годы Центральный банк и Министерство экономического развития РФ очень серьезно разошлись в оценках предполагаемой инфляции и темпов роста ВВП. К примеру, Банк России прогнозирует индекс роста потребительских цен на уровне 5-5,5%, а бюджет сформирован исходя из показателя в 4,3%. «Разница слишком велика, чтобы ее не замечать», - прокомментировал Мартин Шаккум.
Беспокойство у него вызывает и то, что в бюджете заложено распределение средств по мероприятиям и объектам «реинкарнированного» института – Фонда развития – вплоть до 2024 года. «Каким образом эти мероприятия и объекты выбирались, на каких условиях они будут финансироваться, какой дадут эффект – это все осталось, скажем так, за кадром. Мы бы хотели получить эти материалы для того, чтобы принять решение о поддержке законопроекта как в первом, так и во втором чтении, и в целом», - высказался первый зампред Комитета по финансовому рынку.
Участниками заседания были вынесены предложения по изменению целевых показателей госпрограммы «Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков» и их соотнесению с индикаторами документа под названием «Основные направления развития финансового рынка…». Заместитель министра финансов Юрий Зубарев заверил, что в отношении подпрограммы по финансовому рынку (входит в госпрограмму управления госфинансами) Министерство финансов работает в тесном взаимодействии с Банком России. К выбору индикаторов для госпрограммы он призвал подходить взвешенно.
Цена на нефть: нечего гадать
Юрий Зубарев упомянул и другие важнейшие направления работы Минфина, включая налоговую и таможенную политику. Реализацию инициативы по налогообложению самозанятых граждан он назвал «важным шагом по развитию налоговой системы».
Замминистра финансов подтвердил, что в будущем бюджете частично не распределены средства на национальные проекты, «разбивка» по каждым из которых ожидается ко второму чтению законопроекта.
- Что делать с доктором, к которому пришли на операцию с больной правой ногой, а он отрезал левую? - спросил, обращаясь к Юрию Зубареву, первый заместитель председателя Комитета Игорь Дивинский, после чего пояснил, что имеет в виду разительное несоответствие между ценой на нефть, заложенной в бюджете, и реальной.
- Если продолжать медицинскую терминологию, мы прежде всего оцениваем риск «голландской болезни»… - попытался ответить на каверзный вопрос Юрий Зубарев. Цена нефти, заложенная в бюджете, составляет порядка 42 долларов за баррель, вне зависимости от реальной цены, подтвердил он. Заместитель министра финансов сослался на «бюджетное правило», благодаря которому у нас низкая инфляция и сниженная волатильность курса рубля.
- В настоящее время стабильность макроэкономических условий возросла значительно, мы живем в других условиях, более понятных для долгосрочных инвесторов. Другое дело, что наши усилия по укреплению… компенсируются внешними факторами, которые от нас не совсем зависят, - рассуждал замминистра. По его мнению, если в бюджете ориентироваться на цену нефти в 80 долларов за баррель, вернется волатильность рубля и высокие ставки по кредитам. «Мы уже это проходили», - добавил Юрий Зубарев.
В дискуссию вмешался Мартин Шаккум: «Коллеги, наивно полагать, чтобы правительство, ЦБ или кто-либо мог предсказать цену на нефть». По мнению заместителя председателя Комитета по финансовому рынку, такая задача перед ведомствами и не стоит, они должны поддерживать стабильность экономики.
Коллекторы, кредиторы и ОСАГО требуют внимания
Председатель Комитета Государственной Думы по финансовому рынку Анатолий Аксаков продолжил заседание. Члены Комитета одобрили внесение изменений в законы «о коллекторах» и «о микрофинансовой деятельности» (в части информирования операторами связи абонентов о наличии задолженности за услуги связи) и поддержали его принятие во втором чтении. «В выигрыше и кредитор, в выигрыше и абонент», - резюмировал предполагаемый эффект от принятия законопроекта Анатолий Аксаков. Документ будет рассмотрен во втором чтении 16 октября.
В тот же день планируется рассмотреть во втором чтении проект поправок в закон «О несостоятельности (банкротстве)» в части совершенствования правового регулирования отдельных требований кредиторов в делах о банкротстве кредитных организаций. Напомним, законопроект предлагает в подобных случаях не включать АСВ в комитет кредиторов. К документу поступило пять поправок, четыре из которых приняты.
Ожидания от принятия проекта федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части особенностей передачи страхового портфеля страховыми организациями» описала руководитель департамента финансовой политики Минфина РФ Яна Пурескина. По ее словам, изменится механизм передачи страхового портфеля, в первую очередь по договорам ОСАГО, будет установлена исключительная денежная форма компенсации недостающей части активов и т.д.
Президент Всероссийского союза страховщиков Игорь Юргенс положительно отозвался о документе: «Мы поддерживаем законопроект, у нас будут небольшие технические правки ко второму чтению». По результатам краткого обсуждения принятие законопроекта в первом чтении было поддержано членами Комитета. Его рассмотрение назначено на 17 октября.
Следом обсудили еще один проект федерального закона о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ, также касающийся ОСАГО. Как пояснила Яна Пурескина, планируется введение единого подхода к заключению договоров ОСАГО в электронном виде. У водителей должна пропасть необходимость возить с собой «бумажный» полис. Для этого в автоматизированную систему предлагается вносить сведения о заключенных договорах, осуществленных выплатах и т.д. Законопроект также подразумевает снятие запрета на перестрахование рисков по ОСАГО.
- Мы надеемся, что создание российской национальной перестраховочной компании закроет шлюз вывода денег из страны, - высказался в поддержку законопроекта Игорь Юргенс.
Москва.
обсуждение