При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Обсуждение проблем IPO в России вылилось в бурную дискуссию между оптимистами и пессимистами. Основные споры развернулись вокруг реальных причин, ухудшающих инвестиционный климат и препятствующих выходу отечественных компаний на биржу. Помимо очевидных экономических предпосылок, таковыми назывались и громкие корпоративные судебные тяжбы, и нарушения прав собственности малого бизнеса в столице.
Все уже забыли, что такое споры в публичном деловом пространстве в современной России. Обычно экспертам либо не хватает знаний о предмете спора, либо они соблюдают негласный этикет. Но так, чтобы в открытую начать возражать по каждому пункту своему оппоненту, происходит, к сожалению, крайне редко. Чтобы такой спор возник, нужно, чтобы оппоненты испытывали другу к другу чуть больше чувств, чем по отношению к истине, либо - чтобы спорщики занимали непримиримую одиозную позицию. Даже несмотря на очевидную несостоятельность этой самой позиции. Нечто подобное случилось на круглом столе «IPO в новой экономической реальности: проблемы и решения» 9 ноября 2017 года в Москве, где с главным докладом выступил, как того требовала тема, представитель Московской биржи.
У Московской биржи в этом году юбилей, а потому каждое выступление её руководителей должно быть непременно праздничным. Даже если статистика говорит об обратном. Не так давно НАУФОР опубликовал отчёт по итогам первого полугодия 2017 года, в котором приводятся удручающие цифры по рынку акций и профессиональным участникам. С 2011 года обороты по акциям рухнули вдвое и надежд на возобновление роста нет никаких. Количество брокеров, НПФ и других участников рынка снизилось где в два, а где и в пять раз. Количество активных ИИС продемонстрировало снижение. Жаль, но об этом в Мосбирже предпочитают не говорить.
Всё выше и выше, и выше!
Анна Кузнецова, управляющий директор по фондовому рынку Московской биржи, рассказала о достижениях биржи:
- Российские компании стали выбирать локальный рынок. С начала 2017 года на нашей бирже разместились 12 из 13 эмитентов из тех, кто собирался это сделать. Особенно оказалась богатой на IPO осень. Речь идёт о таких эмитентах, как «Обувь России», «Globaltruck» и En+.
По словам Кузнецовой, растёт количество зарегистрированных инвесторов, за последние пять лет рост составил 71%. А приток новых физических лиц в этом году, по её словам, «просто побил рекорд». Остановилась Кузнецова чуть подробнее и на статистике по активным клиентам – тем, кто хотя бы раз в месяц заключает одну сделку.
- В сентябре было больше 100 тысяч таких клиентов, в октябре - 115 тысяч. До этого мы были в пределах 60-70-80 тысяч.
Кузнецова признала, в то же время, что «клиент стал реже заключать сделки и предпочитает работать больше с акциями, чем с облигациями». Ещё один тренд на рынке – рост числа иностранных инвесторов.
Компании идут на ICO, не на IPO
После такого выступления, по нашей традиции, стоило бы начать поздравлять биржу с очередными историческими рекордами, но не тут-то было. Довольно резко высказался не кто иной, как Роман Горюнов, президент РТС (входит в одну группу Московской биржи):
- Вроде как, с одной стороны, динамика лучше, чем предыдущие годы, но, наверное, сильно хуже, чем мы все хотели и ожидали видеть роль финансового рынка для компаний с точки зрения привлечения инвестиций.
Ключевой проблемой Горюнов считает низкую активность IPO из-за дороговизны этой процедуры.
- Важный момент - это издержки, потому что де-факто сейчас выход на IPO удовольствие дорогое, сложное и тяжёлое. И самое главное, что все задают вопрос, а что мы привлечём? В условиях того, что гарантий по большинству компаний сделать достаточно сложно. Корпораты до конца не понимают, какой результат они получат. То, что сейчас происходит в криптомире и сумасшествие в части ICO, показывает, что если барьеры уменьшить, то спрос у компаний на выход на публичный рынок будет огромный.
Нынешние IPO – менее 5% от показателей 2007 года
Кто-то должен был сказать, наконец, что проблема не в стоимости IPO. Таким человеком оказался Сергей Жаворонков, старший научный сотрудник Института экономической политики им. Е. Т. Гайдара:
- В 2007 году российские компании разместили ценных бумаг на $42 млрд. В 2014-2016 годах эта сумма была менее $1 млрд в каждом году. В этом году ситуация чуть улучшится и будет несколько миллиардов. Но это всё равно примерно 5% от тех уровней.
Жаворонков считает, что у компаний сегодня нет других альтернатив для развития. Раньше бизнес развивался за счёт банковских кредитов – крупнейшие банки выступали перепродавцами дешёвых западных кредитов.
- Сегодня и эта возможность исчезла. Надежды на китайские или арабские капиталы не оправдались. Частные же банки не в состоянии предоставить требуемое фондирование. Если в 2016 году чистый отток капитала составил $15 млрд, то по итогам 9 месяцев – уже $21 млрд.
Но и отток капитала – извечная болезнь нашей экономики – далеко не первопричина отсутствия сколько бы то ни было крупных размещений. Нельзя же, в самом деле, назвать размещение «Обуви России», привлёкшей менее 6 млрд рублей, крупным? Или IPO Globaltruck, которая привлекла около 3,5 млрд рублей? Причина - в крайне негативном инвестиционном климате.
Приговор инвестиционному климату
- У нас государственные компании судятся друг с другом. Это абсурд! До тех пор, пока люди, потенциальные инвесторы понимают, что их вложения завтра могут обесцениться, то они не склонны к активному инвестированию, - считает Жаворонков.
- Башнефть была отобрана на основании абсурдного аргумента, что в далёком 1992 году, 25 лет назад, её как-то не так акционировали. Уже все сроки давности прошли. Это нынешний владелец – добросовестный приобретатель, честный российский суд рассудил так, - продолжил Сергей Жаворонков.
Правоохранителей нет, но есть силовики
Василий Солодков, директор Банковского института Высшей школы экономики, развил тему инвестиционного климата:
- Исторически так сложилось, что у нас нет правоохранителей, но есть силовики. И они устанавливают порядок, который считают нужным. Реформировать это невозможно, потому что они срослись друг с другом.
Аргументируя свою позицию, экономист вспомнил про так называемую «Ночь длинных ковшей», когда в одночасье в столице были снесены десятки торговых павильонов, которые власти считали незаконными.
Симптоматично, что слова Солодкова были восприняты другими участниками круглого стола с улыбкой. В самом деле, какая может быть связь между вопиющими нарушениями прав частной собственности и фактами беспрецедентной экономической агрессии государственной компании против частной и размещением акций «Обуви России»?!
Юлий Тай, управляющий партнёр адвокатского бюро «Бартолиус» поспешил поддержать коллегу, подтвердив тезис Солодкова о том, государство не уважает права собственности:
- Не само противостояние, не сам конфликт, не сама судебная ситуация настораживает. Ведь такое происходит во всех странах мира. Вопрос же в том, как реагирует правоохранительная и судебная системы, восстанавливают ли они нарушенные права и законные интересы тех лиц?
Есть ли на Кипре иностранцы?
Ещё одним предметом для спора стало происхождение иностранных инвестиций в Россию.
- Нам почему-то все время кажется, что все инвесторы, которые приходят с Кипра, они обязательно русскоговорящие, обязательно с российским паспортом. Я хотела бы сказать, что это не всегда так. Возьмём, к примеру, брокера БКС, у него лицензированный брокер на Кипре, в Лондоне и в Америке. Соответственно, иностранные инвесторы, заходящие на Московскую биржу, приходят не только через Лондон, но и через Кипр, и это не всегда россияне. Такая же картина у «Ренессанса». Да, россияне там есть, русскоговорящие, то есть не только из России, но из стран СНГ, но иностранных инвесторов, которые работают на российском рынке через Кипр, реально иностранных инвесторов, мы знаем, - заявила Анна Кузнецова.
На что Сергей Жавороноков напомнил ей, что Кипр – налоговая гавань.
- Кто крупнейшие инвесторы в российскую экономику, если взять по странам? Кипр, Нидерланды, Люксембург. Все-таки, наверное, это не могучий люксембургский бизнес так уж интересуется Россией?!, - задал он риторический вопрос.
На «бум IPO» надежда, всё-таки, есть
В следующем году ставка по рублёвым депозитам, скорее всего сравняется с уровнем инфляции. Ситуацию эксперты считают это самой хорошей возможностью для «бума IPO».
- Важно не испугать их, поскольку у людей есть плохой опыт участия в «народных» IPO, - высказал свои опасения Василий Солодков.
У него спросили, кто станет покупателем крупнейших частных банков, которые этой осенью взял на санацию Банк России.
- Очевидно же - покупателями этих банков будут или госбанки, или госструктуры, - предположил Солодков.
Москва.
обсуждение