При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Война между Центробанком и Минфином с одной стороны и между реальной экономикой и финансовой отраслью – с другой – удушают экономику страны. И ни ослабление рубля, ни его укрепление не помогут теперь нам. Новый кризис назначен на середину года.
Об этой ситуации - которую иначе как ловушкой, в которую попали мы все, не назовёшь – говорили сегодня на пресс-конференции, организованной «Национальной Службой Новостей». Сюрреализму текущему моменту придаёт единство позиций, казалось бы, далёких друг от друга экспертов. Словом, всё, как ровно сто лет назад, в роковом 1917 году: когда уже все и не могут, и не хотят, а как выбраться из этого водоворота, никто не знает...
Готовится Майдан?
Если власти ничего не будут делать с крепким рублём, то это означает подготовку к Майдану, считает Михаил Делягин, директор Института проблем глобализации. Логика его рассуждений следующая:
- Мы наблюдаем противостояние между Минфином и ЦБ. Люди, отвечающие в правительстве за финансы, постоянно говорят о пагубности крепкого рубля, в ЦБ же исполняют излюбленный хит «Все хорошо, прекрасная маркиза!». Чтобы помочь думским выборам прошлого года, власти серьёзно начали снижать инфляцию и «наводить» стабильность. А с победой Дональда Трампа началось укрепление цен на нефть. Напомню, что «чёрное золото» в 2016 году подорожало вдвое. Кроме того, приход Трампа к власти в Белом доме означал, что Третьей мировой войны не будет. Все это привело к росту нашего рынка - в страну пошли иностранные инвестиции, пусть и формате спекулятивного капитала. Во второй половине 2016 года в страну пришло извне порядка 300 млрд рублей. В тоже время, Центробанк начал самоустраняться из рынка и это привело к укреплению рубля. Как писал Хармс, «а бабушки все падали и падали из окон». Жёсткая кредитно-денежная политика лишь играет на руку спекулянтам: рублей в экономику попадает все меньше, а валюты – от продажи энергоресурсов – всё больше. Всё это привело к планомерному удушению реального сектора. К январю-февралю 2017 года стагнация экономики приобрела осязаемые черты. Задавили. Пришлось прибегнуть к манипуляциям – рост стали откровенно рисовать. Чтобы этому никто не мешал начался процесс возвращения Росстата под контроль Министерству экономического развития. Нормальных заёмщиков нет, а те, кто остался от кредита отсекаются – усилиями ЦБ. Я испытал даже уважение к господину Силуанову – к человеку, к которому испытывать уважение мне не свойственно. За его последовательную позицию по ослаблению рубля. Ведь несмотря на относительную нормализацию в федеральном бюджете, в региональных финансах творится ад кромешный – там идёт серьёзный недобор налогов. За это большое спасибо руководству ЦБ и его позиции «Пусть стран умрёт, но инфляция будет низкой». А между тем, инфляция в годовом выражении уже опустилась к заявленным 4%. Девальвацию рубля, очевидно начнут проводить ближе к середине года, чтобы к весне экономика продемонстрировала положительную динамику. Если власти будут затягивать девальвацию и перенесут её на конец года, то это не что иное, как подготовка к Майдану!
Какую девальвацию нам ждать?
Василий Колташов, руководитель центра экономических исследований Института глобализации и социальных движений уверен, что не более, чем на 10%.
- Правительство не хочет, чтобы рубль обвалился более, чем на 10%. Они могут дождаться снижения цен на нефть или других событий, например, проблем в китайской экономике. Более сильное ослабление национальной валюты навредит всем. Ведь это обесценит активы в рублях.
А колебания рубля в пределах 10% не критично, уверен Юрий Грибанов, генеральный директор Frank Research Group.
- Но, к примеру, для банкиров, такое ослабление может стать и приятным. Ведь когда начинаются скачки с курсом, компании и частные клиенты пускаются в игру с валютой. А это для банков дополнительный источник комиссионных доходов. В прошлом году банки на валютной волатильности заработали неплохо. Курс, который всех бы устроил – 60 рублей за доллар, может быть 63 рубля. Думаю, мы увидим эти значения, вопрос лишь в временном горизонте.
Как девальвация или укрепление сказывается на кошельках россиян?
- Крепкий рубль запускает негативные процессы внутри страны – поскольку бюджеты сталкиваются с сокращением поступлений, напомнил Василий Колташов, - Альтернативной могла бы стать политика протекционизма, как сейчас это происходит в США, к примеру. То есть просто повысить импортные пошлины. Медианная заработная плата в России примерно 20 тыс. рублей. И для большинства россиян крепкий рубль – это облегчение, так как инфляция снижается. Вместе с тем, предприятия сталкиваются с трудностями сбыта своей продукции, а значит, задержки с выплатами заработной платы растут. От крепкого рубля выигрывает лишь средний класс – который может себе позволить покупку электроники, отдых за границей, квартир и автомобилей. Все это из-за укрепления национальной валюты дешевеет.
- Да, согласен, - поддержал коллегу Юрий Грибанов, главное, что уже Айфоны в два раза подешевели!
- И очередей за айфонами не видно! Ещё полгодика и я тоже смогу купить себе, наконец, Айфон – порадовался Михаил Делягин, - А если серьёзно, то при укреплении рубля люди теряют рабочие места. А правительство усиливает фискальную нагрузку. Ещё в середине января Силуанов клялся, что не будут повышать налоги, но даже трижды петух не успел пропеть, как он сообщил, что НДС планируется повысить до 22%. Средний класс по оценкам социологов – это 12-16% от всего населения и сконцентрирован в крупных городах. А как живёт Россия мы себе просто не представляем. Как не представляем степень озверелости людей с невысокими доходами.
Что будет с ключевой ставкой?
Юрий Грибанов прогнозирует, что по итогам года она снизится на 0,5-1 процентный пункт.
Василий Колташов даёт прогноз по снижению на 1-1,5 п. п.
Михаил Делягин ставит, что ставку снизят на 1 п. п.:
- Ставку в 2,5 раза больше уровня инфляции невозможно обосновать логическими соображениями. Но в этом абсурде есть и своя логика, если смотреть на экономику страны как на двухсекторную: реальную и финансовую. Если сейчас снизить ставку, условно, до 5%, то завтра все деньг окажутся на валютном рынке и создадут серьёзные валютные проблемы и инфляцию. Ограничить ж валютные спекуляции монетарные власти не в силах, поскольку сами состоят на службе спекулянтам.
По словам Делягина, повышение НДС ещё больше создаст проблем, поскольку НДС – самый криминальный и коррупционный налог.
Когда лучше покупать иностранную валюту?
При курсе в 55 рублей за доллар, советует Василий Колташов. По его мнению, из-за неопределённости с курсом, многие «заблокированы валюте», ждут, когда можно будет зафиксировать прибыль и начать отложенные покупки:
- Не стоит сбрасывать со счетов большой внутриполитический конфликт в США. Там сегодня схлестнулись интересы среднего и крупного капитала: одни хотят ослабления доллара, другие – укрепления доллара и роста ставки ФРС. За этим конфликтом нужно внимательно следить – тем, кто играет с валютой.
- Знаете, сзади на автобусах написано такое правило: «Не уверен, не обгоняй!». То есть если у вас возникают вопросы, когда покупать валюту и когда продавать – пожалуйста, сидите тихо и останетесь в выигрыше. Уже точно не потеряете, - посоветовал Юрий Грибанов.
- По данным газеты «Ведомости», только у 15% россиян есть сбережения, чтобы прожить более одного месяца. А у вас?! Если у вас есть лишние деньги, чтобы инвестировать в доллары и ждать, то покупайте и ждите примерно год, - даёт совет начинающим спекулянтам Михаил Делягин.
Москва.
обсуждение