При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Инвестиции в криптовалюты сродни «золотой лихорадке», написать бюджет - что скульптуру изваять, дальнейшего огосударствления банков не допустим и другие громкие заявления со Второго московского финансового форума в репортаже портала Finversia.ru.
Второй московский финансовый форум не запомнится сенсациями. Но каждый из выступавших на нём отметился своими яркими метафорами - в своей профессиональной области, конечно. На главную пленарную сессию форума «Финансовая система конкурентоспособной экономики XXI века: вызовы и решения» специально приехал открыть Дмитрий Медведев, глава правительства. Посетовав на не самый благоприятный политический контекст из-за санкций, Дмитрий Медведев, тем не менее, нашёл, чем порадовать российских и зарубежных гостей.
Темпы есть, но они недостаточны
- ВВП вырос во втором квартале до 2,5%, инвестиции ускорились до 6,3%. Ненефтегазовый сектор вырос на 25%, - с гордостью заявил премьер, но тут же оговорился, что таких темпов совсем не достаточно.
Российское правительство безуспешно, который год, пытается найти источники роста, которые бы давали прирост ВВП как минимум выше общемирового. То есть стране нужно расти как минимум выше 3,5-3,6% в год, но даже эта скромная цель является труднодостижимой. Кабинет министров остаётся апологетом жёсткой монетарной и инвестиционной политики со всеми вытекающими. Поэтому немного неоднозначно из уст премьера прозвучали слова о программе поддержке малого бизнеса. Как выяснилось, в июле-августе 2017 года правительство не пожалело на эту программу целых 10 млрд рублей, а к концу года намерено нарастить расходы до 50 млрд рублей. Бюджет Фабрики проектного финансирования – ещё одного ноу-хау исполнительной власти – запланирован в объёме 70 млрд рублей ежегодно.
К счастью или нет, но интерес общественности, в том числе финансовой элиты, сегодня прикован к криптовалютам и новым технологиям передачи данных. Позиция руководства страны в этом вопросе, по-прежнему, в открытом интересе к новым технологиям. Однако тональность разговоров о них уже сместилась к опасениям и, возможно, страхам.
Вызовов больше, чем прорывов
- Нужно понимать, что цифра и в нашей стране, и во всем мире, конечно, это не только колоссальный прорыв, но и набор вызовов, что хорошо видно на примере того самого финансового сектора, технологии блокчейна, криптовалюты, - заявил Медведев.
Поясняя, что он имел ввиду под словом «вызовы», премьер сказал, что новая цифровая экономика может привести не только к взрывному росту производительности труда, но и убить целые профессии, усилить риски поляризации доходов. По словам главы правительства, вызывает вопросы, готовы ли к новой экономике такие ключевые институты, как здравоохранение, образование, социальная поддержка и государственный аппарат.
Очевидно, что страх, консерватизм и общая неготовность архаичной российской экономики теперь перевесили радужные надежды, что «цифра» - тот самый источник роста, который вернёт страну в число мировых лидеров.
Криптам и госбанкам твёрдое нет
Эльвира Набиуллина, руководитель Банка России, продолжила тему. По её словам, финансовое регулирование и в России, и в мире впервые столкнулось с нефинансовой природой вызовов:
- Риски будущего? Они имеют не финансовую природу, а технологическую. Согласна, что дают возможности, но есть же и риски. Возьмите те же криптовалюты. Сейчас мы видим тут подобие «золотой лихорадки». Многие видят в криптовалютах возможность лёгкого и необременительного повышения своего благосостояния.
Среди рисков глава ЦБ указала на анонимность, возможность получения незаконных доходов. Эльвира Набиуллина рассматривает криптовалюты как денежные суррогаты, которые подрывают денежное обращение. ЦБ твёрдо решил не допускать их к обращению в России.
Другим громким заявлением руководителя ЦБ стало заверение, что дальнейшего роста государства в банках не будет.
- Здесь я бы хотела заявить о наших твёрдых намерениях не допустить рост государственного сектора в банках, - заявила Набиуллина, говоря про «крупный частный банк, у которого недавно случились проблемы и который был передан на санацию».
По словам Набиуллиной, регулятор через Фонд консолидации банковского сектора намерен как можно быстрее «разобраться, докапитализировать, выработать прозрачную бизнес модель и предложить банк на рынок».
Остальные спикеры этой пленарной сессии про криптовалюты и угрозу частных банков не говорили.
«Как скульптор, отсекая всё лишнее»
Антон Силуанов, министр финансов, говоря о бюджете Москвы пытался шутить – мол, столица вполне может кредитовать федеральный бюджет.
- Нам бы хотелось забрать из Москвы немного ресурсов, потому что у неё есть жирок и запас. Но не делаем этого, поскольку видим, как эффективно все развиваться. Другим мэрам и главам субъектов нужно брать пример со столицы, - призвал министр.
Сергей Собянин, мэр столицы шутку оценил, но на всякий случай, подчеркнул, что лишнего Москва не забирает:
- Ничего от других регионов не забираем. Вы знаете, что Москва лишалась нефтегазовых доходов. Москва лишнего не забирает. Говорить о том, что столица забирает из России, принципиально ошибочная позиция. Москва создаёт 3,5 млн рабочих мест за счёт товарообмена. 2,5 трлн рублей из столичного бюджета идёт в перераспределение во все другие фонды, позволяя балансировать доходы других регионов.
Москва.
обсуждение