При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
В следующем году, если всё пойдёт хорошо и примут соответствующие законы, банки начнут активно предлагать гражданам структурные продукты. В условиях падения ставок по депозитам интерес к деривативам будет расти, заверили в Банке России.
10 октября 2017 года СРО «Национальная финансовая ассоциация» провела XII конференцию по производным финансовым инструментам. Много говорили в этот раз про знаковую для рынка производных инструментов судебную тяжбу между Сбербанком и Траснефтью, про популяризацию деривативов среди компаний реального сектора, а также среди малых и средних компаний и простых россиян.
Про Сбербанк и Транснефть упоминали в каждом выступлении, начиная со слов, что «рынок пережил трагедию». Пока, будем надеяться, это не трагедия. Пока – потому что тяжба ещё не закончена: у Траснефти, истца, ещё остаётся право на очередную кассацию.
Шок, сравнимый с кризисом 1998 года
- В этом году рынок испытал шок, сравнимый с кризисом 1998 года. Слава Богу, сейчас все нормально, суд приял обоснованное решение. Потому что сказать, что Транснефть не является профучастником рынка – это значит сильно покривить душой, - заявил открывший мероприятие Сергей Швецов, первый зампред Банка России.
В качестве аргумента, что является и ещё как, Швецов привёл в пример, что в совет директоров этой компании входит Олег Вьюгин, фигура, которая у многих – и заслуженно – ассоциируется с самой биржей.
Анатолий Гавриленко, президент Российского биржевого союза, чуть позже написал в своём блоге, что это «урок для всех корпоративных и в том числе независимых директоров»:
- Нахождение нас в составе СД может быть истолковано вот таким образом. Следовательно, надо быть более внимательными и ответственными при рассмотрении и голосовании по вопросам, в которых мы можем считаться на рынке профессионалами. Иначе или в суде на нас покажут или сама компания предъявит претензии, - написал финансист.
Громкие скандалы для молодого рынка производных финансовых инструментов (ПФИ) неизбежны, да и, если честно, они, возможно, как ничто больше, являются двигателем для его развития. А вот задача регулятора – стараться, чтобы ПФИ были доступны и понятны, как раньше говорили, широким слоям. А именно реальному сектору. Скажем прямо, хоть конференция и проходит в 12-й раз, но все эти годы ПФИ остаётся полем для бизнеса исключительно для профессиональных участников, да и то крайне немногочисленных.
«Наше законодательство не очень хорошо воспринимает хеджирование»
- Это задача не только просветительская. К сожалению, наше законодательство не очень хорошо воспринимает хеджирование. Не совсем отрегулировано оно и в части применения для предприятий реального сектора, потому что они проходят по другому плану счетов, - продолжил программную речь Швецов.
Он рассказал, что Банк России в последние два года активно вычищал рынок от отдельных недобросовестных практик по экспирации фьючерсных контрактов. Другие усилия, которые предпринимает регулятор, направлены на перевод части ПФИ на центрального контрагента, а оставшейся части – на маржирование:
- Что должно создать большую устойчивость рынка, большую понятность для участников.
Переход к маржированию – что пока только планируется – откроет доступ к ПФИ куда большему числу компаний, чем сейчас есть в этом сегменте рынка. Вместе с тем, уже сейчас регулятор запустил механизм РЕПО между участниками рынка без своего участия. Кстати, именно этот механизм стал причиной, по словам Швецова, что у Бинбанка и «Открытия» не стали отзывать лицензии – чтобы не загубить рынок в одночасье, когда все крупные участники закрыли бы лимиты друг на друга.
Структурные расписки для людей
Наконец, регулятор возлагает большие надежды на скорейшее принятие законопроекта о новом виде эмиссионных ценных бумаг. Речь идёт о структурных расписках. Эти ценные бумаги будут обращаться по правилам, по которым сегодня обращаются облигации. Суть инструмента в том, что владелец имеет право на выплату номинальной стоимости, а также дохода в зависимости от наступления определённых обстоятельств, как-то изменение цен на товары, другие ценные бумаги, динамика курсов валют и прочее.
- Считаем, что использование сочетание классических продуктов и ПФИ при должном информировании покупателей способно расширить практику применения ПФИ и принести пользу, - надеется Швецов.
По его словам, спрос на такие инструменты будет подогреваться «поиском доходности среди граждан, потому что инфляция падает вместе со ставками по вкладам».
Внедрять ПФИ начнём с госкомпаний
Оксана Буторина, заместитель директора департамента финансово-банковской деятельности и инвестиционного развития Министерства экономики, чуть позже на этой конференции пообещала, что развиваться рынок деривативов будет в добровольно-принудительном порядке.
- Мы сейчас думаем, как простимулировать все госкомпании начать хеджировать свои валютные риски. К сожалению, столкнулись с тем, что у некоторых руководителей отсутствует понимание, что это за инструмент, как с ним работать, - посетовала представитель министерства.
Выступавший следом за Швецовым Анатолий Аксаков, глава комитета Госдумы по финансовому рынку, подтвердил, что многие законопроекты, о которых говорил его коллега, в работе, в некоторые из них ко второму чтению будут внесены существенные изменения. По крайней мере Аксаков не исключил этого, говоря о маржировании.
- Что касается структурных расписок, то, если получится, в декабре примем закон окончательно, - надеется депутат.
Рынок криптовалют – пирамида и малоликвидный
Другой громкой новостью – жаль, что не относящейся к теме конференции – стала новость о намерении Банка России закрывать сайты, на которых можно купить криптовалюты. Швецов называет вещи своими именами и считает инвестиции в криптовалюты финансовой пирамидой.
- Этот инструмент не позволяет регулятору обеспечить защиту инвесторов, этот инструмент с неоднозначной экономической природой и юридическим описанием. И у него все признаки финансовой пирамиды.
Швецов обратил внимание, что криптовалюта из первоначальной функции расчётной единицы превращается в инвестиционный инструмент, что неизбежно, учитывая вышеприведённые риски, превращается в самую настоящую пирамиду. По данным Швецова, крупные участники этого рынка жалуются, что не могут выйти из актива, поскольку рынок малоликвидный.
А ещё господин Швецов пообещал, что Банк России вместе с Генеральной прокуратурой будет закрывать сайты, где можно купить и криптовалюту и производные инструменты на неё.
Москва.
обсуждение