При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
В 2018 году начнёт действовать соглашение между министерством образования Нижегородской области и Волго-Вятским ГУ Центробанка о повышении финансовой грамотности нижегородцев.
Документ был подписан в ноябре прошлого года. Свои подписи поставили начальник Волго-Вятского ГУ Банка России Лариса Павлова и и.о. министра образования региона Сергей Наумов.
Стороны будут совместно реализовывать проекты и программы в образовательной системе Нижегородской области: методическое сопровождение внедрения федеральных государственных стандартов по вопросам финансовой грамотности или содействия в подготовке нормативных правовых актов. В планах — организация и проведение для учащихся и педагогов мероприятий, которые повысят их интерес к теме финансового просвещения.
«Подписанное соглашение — еще один шаг вперед в комплексной работе Банка России по повышению уровня финансовой грамотности граждан. Развитие современного общества тесно связано с развитием финансовых рынков. Выпускники общеобразовательных учреждений для успешной социализации должны обладать навыками принятия самостоятельных финансовых решений, прогнозирования их последствий и понимания собственной ответственности за них», — отметила начальник Волго-Вятского ГУ Банка России Лариса Павлова.
Декабрь прошлого года выдался жарким для Волго-Вятского ГУ ЦБ РФ в плане продвижения финансовой грамотности. Например, в Нижнем Новгороде подвели итоги экономической универсиады, в которой участвовали студенты ННГУ им. Лобачевского, НИУ ВШЭ-Нижний Новгород, НИУ РАНХиГС, ВГУВТ. Мероприятие стартовало 13 октября 2017 года.
Победила команда Нижегородского филиала Высшей школы экономики. Второе место тоже заняли студенты нижегородской «Вышки», на третьем месте - студенты из Нижегородского института управления РАНХиГС.
Для младших нижегородских школьников прошёл конкурс творческих работ «Приключения монеты», организованного Волго-Вятским ГУ Банка России совместно с Нижегородской государственной областной детской библиотекой. Участники соревновались в пяти номинациях: «Рисунок», «Комикс», «Флеш-плакат», «Литературное творчество» и «Флешмоб». Всего на конкурс прислали 123 работы, из которых члены жюри отобрали 20 лучших, победителями и призерами стали 38 школьников из городов и районов Нижегородской области.
Впрочем, Волго-Вятское ГУ ЦБ РФ активно продвигает финансовое просвещение и в регионах ПФО. Например, в начале декабря 2017 года в Чувашии подготовлен второй поток волонтеров финансового образования из студентов Чувашской государственной сельскохозяйственной академии, обучающихся экономическим специальностям.
«Необходимость финансового просвещения сегодня очевидна, - подчеркнул заместитель управляющего Отделения - НБ Чувашская Республика Волго-Вятского ГУ Банка России Юрий Голубых. - Очень важно как можно раньше сформировать у молодого поколения навыки, которые позволят ребятам в будущем успешно управлять личным бюджетом. Мероприятия, которые проведет Отделение совместно с волонтерами в следующем году, позволят приблизиться еще на один шаг к решению важной задачи – формированию у населения ответственного финансового поведения».
Победителей первого в Татарстане конкурса педагогического мастерства «Лучший урок по финансовой грамотности» наградил в декабре 2017 года управляющий Отделением – НБ Республика Татарстан Волго-Вятского ГУ Банка России Марат Шарифуллин.
Конкурс проводился среди педагогов образовательных учреждений региона, его задачами были формирование грамотного финансового поведения детей и подростков, обучение их навыкам принятия самостоятельных финансовых решений и прогнозирования их последствий.
Каждый участник представил авторские методические разработки, направленные на формирование у учащихся компетенций в области финансовой грамотности и изучение основ управления личными доходами.
«Очень важно развивать соответствующие знания еще со школьной скамьи, когда закладываются основы будущего поведения, - отметил Марат Шарифуллин. - Конкурс среди учителей в области финансовой грамотности мы проводим, чтобы повысить интерес педагогов и их учеников к основным принципам грамотного финансового поведения».
Вернемся в Нижегородскую область. Здесь, в связи со сменой в сентябре прошлого года губернатора, под вопросом осуществление региональной программы финансовой грамотности, курировал которую советник губернатора по финансовым рынкам Станислав Спицын (долгие годы возглавлявший ГУ ЦБ по Нижегородской области).
Зато планируется продолжение частного проекта «Финансы и общество», партнёром которого выступает финансист и депутат Законодательного собрания Нижегородской области Леонид Гойхман. Основной лектор – финансовый журналист Константин Барановский. С ноября 2016 года лекции по финансовой грамотности прошли в школах Нижнего Новгорода, администрации Канавинского района, Нижегородском институте управления (филиал РАНХиГС). В проекте участвует Молодёжная палата Нижнего Новгорода.
«Работая в округе, встречаясь с людьми, я вижу, что вопросы финансов входят в тройку значимых для людей тем. Но часто сложно, если вообще возможно объяснить, как принимается бюджет, что такое разделение бюджетных полномочий, почему кредит нужно отдавать, а когда берешь - читать договор и задуматься, а нужно ли брать на таких условиях? И так далее. Это не вина людей, это их беда – незнание основ финансовой грамотности, рационального управления финансами. Как собственно семейным бюджетом, так и бюджетом муниципалитета или региона. В современном обществе, я считаю, управление финансами – важный социальный навык, государственного уровня задача – финансовая грамотность. Исходя из всего этого, я и принял решение стать партнёром проекта «Финансы и общество», тем более, что его воплощают уважаемые, грамотные люди», - рассказал Леонид Гойхман.
В рамках проекта «Финансы и общество» прошел опрос молодежных активистов по вопросам, касающимся финансовой грамотности. В частности, у 38% есть минимальные знания и желание узнавать новое, четверть опрошенных считает, что у них есть знания, но хотелось бы лучше разбираться в некоторых вопросах, 21% выразил желание узнать о финансах больше. И 16% считают, что финансовых знаний у них достаточно, чтобы уверенно чувствовать себя в современном мире.
Наибольший интерес у школьников вызывают темы «Как взрослым достаются деньги?» - 57% заинтересованных, ведение семейного бюджета – 66%. Не забывают школьники о собственном будущем, учеба как инвестиция в собственное будущее интересна 72%, кроме того, 80% хотят узнать про планирование собственного бюджета. Защиту от финансовых мошенников как тему для углубленного изучения отметили 62% опрошенных. «Опрос показал, что мы верно выбрали темы и направленность проекта «Финансы и общество». Необходимы не абстрактные знания или умения разбираться в макроэкономике или фондовом рынке, а вполне прикладные, требующиеся в повседневной жизни навыки. Им мы и будем учить подрастающее поколение», - говорит руководитель проекта «Финансы и общество» Алексей Шувалов.
Нижний Новгород.
обсуждение