При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
О драйверах московской экономики рассказал журналистам 19 октября на брифинге в МИА «Россия сегодня» министр Правительства Москвы, руководитель Департамента экономической политики и развития города Владимир Ефимов. А «на закуску» объяснил, как увеличившиеся пробки на городских улицах помогают москвичам ездить быстрее.
Для начала Владимир Ефимов затронул тему городского бюджета. Он напомнил, что от стабильности доходов бюджета и сбалансированной политики по расходам во многом зависит, как чувствуют себя различные сферы деятельности в Москве. «Есть большое количеств нюансов, которые дают понять, как непросто было городу в последние годы сохранить доходы на соответствующем уровне», отметил Ефимов.
Москве «недодали» полтриллиона
Чиновник сразу же перешел к упомянутым «нюансам».
- Принятые на федеральном уровне законодательные решения по перераспределению налоговых доходов стоили бюджету города Москвы по состоянию на 2016 год более 400 млрд рублей. Город недополучил эти доходы и, соответственно, не смог их инвестировать в экономику. В 2017 году потери бюджета в сопоставимых условиях составят еще порядка 160 млрд рублей. То есть, более полутриллиона рублей город недополучил в связи с изменениями действующего налогового законодательства, - посетовал Владимир Ефимов.
Объем инвестиций и социальных расходов удалось при этом сохранить. «Мы мобилизовали все возможные налоговые доходы, которые частично позволили нам компенсировать доходы, выпадающие в связи с корректировкой федерального законодательства, - поделился Ефимов. – Вместе с тем доходы нашего бюджета, к сожалению, росли не только ниже темпов инфляции за прошедшие годы, но и существенно ниже, чем доходы других субъектов РФ».
Чуть позже Владимир Ефимов упомянул, что город практически полностью лишился так называемой нефтяной ренты. В 2011 году она составляла 17%, а в 2016 – всего 3%, рассказал он.
- Нет такого, что Москва получает доход со всей страны и с предприятий, которые работают в других субъектах Российской Федерации, - опроверг распространенное мнение министр.
Недвижимость кормит
Если говорить о неналоговых платежах, бюджет Москвы поддерживают, в первую очередь, доходы от использования городской недвижимости.
- Что сделал город? Город практически вышел из тех сфер конкурентных, где присутствовал в том или ином виде, в форме государственных унитарных предприятий либо в форме участия в акционерных обществах. Для примера скажу, что количество унитарных предприятий и акционерных обществ с долей города сократилось с 2010 по 2016 год более чем в три раза. Все это позволило не только получить дополнительные доходы в бюджет города Москвы, но и, безусловно, вовлекло данные предприятия в рыночный оборот, в конкурентную среду.
Экономика должна быть экономной
Говоря про вторую составляющую бюджета – расходы, Владимир Ефимов констатировал, что их в текущих условиях приходится сдерживать. Темпы роста расходов «на обслуживание аппарата и основную текущую деятельность в городе» за последние шесть лет (с 2010 по 2016 год) оказались в восемь раз ниже темпов инфляции и в пять раз ниже, чем темпы роста расходов в других субъектах Российской Федерации.
- Дополнительно это нам позволило мобилизовать в структуре нашего бюджета почти 300 млрд рублей свободных средств за счет повышения эффективности работы Правительства города. Это важно для понимания того, за счет чего город инвестирует и сохраняет высокие стандарты социального обеспечения.
Причина инвестиционного бума
Владимир Ефимов констатировал снижение в Москве ставок по корпоративным кредитам и рост объемов кредитования коммерческого сектора. По его словам, за восемь месяцев 2017 года прирост объемов кредитования составил 13%, а количество просроченных кредитов сократилось на 12%. Все это говорит о том, что банковский сектор оживает, повышается стабильность предприятий реального сектора, уверен министр Правительства Москвы.
На протяжении последних шести лет наблюдаются очень высокие темпы роста инвестиций в основные средства московских предприятий. В реальном выражении объем инвестиций увеличился более чем на 70% (показатель 2016 года по отношению к показателю 2011 года). В номинальном выражении абсолютный рост составил более чем 2,5 раза.
- Мы росли в десять раз более высокими темпами в части инвестиций, нежели в целом по Российской Федерации. Что являлось драйвером такого инвестиционного бума? В первую очередь, это увеличение объема инвестиций со стороны города, - сказал Владимир Ефимов. – Более 30% расходов бюджета Москвы – инвестиционная составляющая. Представьте себе, город строит новую станцию, открывает тридцать станций МЦК. Что это означает? Каждая станция, каждая развязка, каждая остановка – это новая точка роста. Вокруг каждой станции метро развивается экономическая активность, появляются торговые центры, строится жилье…
Отдельно Владимир Ефимов упомянул программу реновации жилищного фонда, на которую город выделит суммарно 400 млрд рублей.
Мультипликативный эффект государственных (городских) инвестиций составляет 1:3, то есть каждый рубль, потраченный из бюджета города, «притягивает» три рубля частных инвестиций.
Такие разные локомотивы
Другой темой, которую затронул на брифинге глава Департамента экономической политики и развития Москвы, стали льготы для предприятий. В городе создана система поддержки современных предприятий – технопарков, технополисов, функционирует особая экономическая зона. Помощь города выражается в снижении арендной платы за землю и уменьшении налогового бремени. В частности, налоговая нагрузка снижается в среднем на 25%, сказал Владимир Ефимов.
- В прошлом году мы получили в управление особую экономическую зону. На сегодняшний день принято решение о том, что мы обнуляем полностью налоги на прибыль, в части, касающейся транспорта, имущества и земельного налога, - рассказал министр. – Особая экономическая зона сегодня – это 3200 рабочих мест, вроде бы немного. Но есть огромный потенциал. В ближайшие несколько лет рост в этой зоне будет на порядки. На данный момент объем частных инвестиций уже немаленький – более 11 млрд рублей.
Отраслями-локомотивами развития московской экономики являются: обрабатывающая промышленность (с 2014 по 2016 год – рост прибыли в 2,5 раза), научные исследования и разработки (рост на 50%) и информационные технологии (темпы прироста прибыли чиновник не озвучил).
Экспорт городских предприятий за 1 полугодие 2017 года вырос на 20% по сравнению с показателем аналогичного периода прошлого года.
Комфортно, красиво, удобно
«Малый бизнес и индивидуальные предприниматели оказывают оздоравливающе влияние на экономику города», - продолжил Владимир Ефимов начатую тему.
Москва традиционно является лидером по динамике увеличения количества ИП. С 2010 года их стало больше на 70%. Растет не только число малых предприятий, но и их прибыль. Этот факт подтверждается постоянным увеличением объема собираемых налогов. Только в 2016 году налогов было собрано примерно на 20% больше, чем в 2015 году.
- Почему это стало возможно? Город существенно расширил сферу применения патентов для индивидуальных предпринимателей, - заявил Владимир Ефимов. – По сравнению с 2012 годом количество ИП, которые используют патентную форму налогообложения, увеличилось в 4,5 раза. Патент – единый платеж, который позволяет заменить все остальные налоги. Налоговую отчетность сдавать не нужно, предприятие спокойно развивается, не думая о формальностях…
Сферы, в которых наиболее распространены патенты – это розничная торговля, предприятия по сдаче в аренду нежилых помещений и фирмы, оказывающие бытовые услуги. На них также положительно влияет благоустройство городских улиц. На благоустроенных улицах проходимость увеличивается в 2-6 раз, а количество занятых помещений – на 10%. Оборот предприятий розничной торговли и общественного питания увеличивается на 20-30%.
- То благоустройство, которое мы делаем – это не только комфортно, красиво, удобно. Это еще и инвестиции, которые помогают развиваться, в первую очередь, малому бизнесу.
Пробки стали длиннее? Это обман зрения!
В ходе сессии вопросов и ответов журналисты более детально интересовались влиянием на экономику Москвы программы благоустройства городских улиц. Особый интерес вызвало влияние этой программы на загруженность дорог. Отвечая, Владимир Ефимов сообщил, что скорость движения автомобильного потока на «модернизированных» улицах не снизилась, а, наоборот, выросла на 10%.
- Если у нас было пять полос, а дальше три, от этого быстрее никто не ехал. Наоборот, только медленнее проезжали сквозь это «бутылочное горлышко». При визуально большем количестве автомобилей и, может быть, более длинной пробке, проезжать теперь мы стали быстрее. Важно не визуальное восприятие, важна скорость потока, - заверил министр Правительства Москвы.
Владимир Ефимов как бы невзначай добавил, что московская система общественного транспорта – «номер один в мире», и число ее пользователей с каждым годом увеличивается.
Москва.
обсуждение