При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Как стимулировать информационную «откровенность» хозяйствующих субъектов и улучшить инвестиционный климат? Эти вопросы обсуждались 18 января на конференции «Корпоративная прозрачность российских компаний: текущее состояние и перспективы», которая прошла на площадке Научно-исследовательского института «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ).
Организатором конференции выступила Российская региональная сеть по интегрированной отчетности (РРС) при поддержке НИУ ВШЭ и группы компаний «Да-Стратегия». В качестве «гвоздя программы» была запланирована презентация результатов ежегодного национального исследования корпоративной прозрачности крупнейших российских компаний, которое с 2013 года проводится РРС в партнерстве с ГК «Да-Стратегия», Институтом Экономических Стратегий РАН, Downstream Technologies и ГК «Нексиа Пачоли». В 2017 году было обследовано более 950 компаний.
Тайна становится явной
Деньги, вопреки распространенному тезису, далеко не всегда должны любить тишину. Именно информационная открытость бизнеса сегодня является фактором, который обуславливает его привлекательность для инвесторов и партнеров, помогает решить проблему с привлечением высококвалифицированных кадров и создать благоприятный имидж в обществе. При этом основными «заказчиками» корпоративной прозрачности, как было написано в анонсе мероприятия, являются регуляторы, общественные и экологические организации, профессиональные и экспертные структуры. В ходе конференции участники чаще всего употребляли в их отношении понятие «стейкхолдеры».
«Корпоративная прозрачность – это одна из важнейших тем для современного бизнеса, которая должна всячески продвигаться на всех уровнях, как со стороны бизнеса, так и со стороны власти. Нам нужно найти консенсус, выработать алгоритм, чтобы отчетность становилась все более полной и информативной, чтобы в ней были заинтересованы все стороны. Я очень рада, что такое мероприятие, как эта конференция, проходит на нашей площадке», – выступила с первым словом Ирина Ивашковская, руководитель Школы финансов факультета экономических наук, заведующая исследовательской лабораторией корпоративных финансов НИУ ВШЭ.
Игорь Сидельников, менеджер проектов аудиторско-консалтинговой компании «Да-Стратегия» рассказал собравшимся о «последних новостях в области корпоративной прозрачности в России и в мире». Ключевыми событиями 2017 года, по словам специалиста, стало утверждение Концепции развития публичной нефинансовой отчетности и план мероприятий по ее реализации. А также начало разработки законопроекта ФЗ «О публичной нефинансовой отчетности», который в декабре был вынесен Минэкономразвития РФ на общественное обсуждение (предположительно продлится до февраля). Из мировых новостей Игорь Сидельников отметил проведение в октябре 2017 года в Амстердаме первого конгресса по интегрированной отчетности (сводит воедино финансовую и нефинансовую информацию и отражает способность организации создавать и поддерживать свою стоимость в кратко-, средне- и долгосрочном периоде), который был посвящен теме «раскрытия информации о создании ценности компаниями». Эксперт рассказал о бурном развитии практики интегрированной отчетности в Японии, где, по данным KPMG, было выпущено порядка 280 интегрированных отчетов (по сравнению с 220 в 2015 году и 26 в 2010). «Здесь хочу заметить, что Россия в этой сфере сейчас находится на уровне Японии 2010 года», – констатировал Игорь Сидельников.
Это крутовато
В качестве модератора первой сессии выступил Жан Загидуллин генеральный директор компании ГК «Да-Стратегия». Он предложил обсудить в первую очередь долгосрочные цели, на которые «ориентируются заказчики на отчетность и прозрачность российского бизнеса», а затем передал слово Алексею Журавлеву, руководителю аналитического центра группы компаний.
Для начала аналитик охарактеризовал корпоративную прозрачность, как «информацию о состоянии компании, характеризующемся существенностью, полнотой, достоверностью раскрываемой информации». Он также отметил, что она ориентирована не только на внешних стейкхолдеров (которые находятся под влиянием компании и сами влияют на нее), но и имеет назначение для внутреннего пользования – для повышения качества управления. «При этом только компания с высоким уровнем менеджмента имеет возможность быть прозрачной в соответствии с запросами внешних стейкхолдеров. Далеко не каждая компания имеет у себя инструменты, позволяющие собирать и систематизировать информацию, представлять ее в доступном и нужном, для заинтересованных сторон, виде», – отметил Алексей Журавлев.
В целом его доклад был посвящен оценке влияния на уровень корпоративной прозрачности различных инициатив (прежде всего нормативного толка), которые предпринимали власти (как в России, так и в глобальных масштабах) в последние годы. В их числе он назвал изменения в Гражданском кодексе РФ в вопросах перехода на публичные и непубличные общества, введение Кодекса корпоративного управления, определение 17 целей устойчивого развития ООН, проведение года экологии в 2017 году, рекомендации ЦБ о раскрытии эмитентами доходов топ-менеджеров, уже упомянутое утверждение концепции развития ПНО. «В текущем году ЦБ собирается регламентировать требования о применении принципа существенности для нефинансовой отчетности, который уже давно работает в сфере финаудита», – сказал Алексей Журавлев.
При этом он констатировал, что за последние годы количество компаний, которые хоть как-то раскрывают информацию о своей деятельности, существенно уменьшилось – на 100. Как известно, с 2014 года российские компании должны были определиться – стать публичными или непубличными акционерными обществами. За это время довольно значительное число тех, кто изначально выбрал публичность, затем, по словам Алексея Журавлева, переходили на «другую сторону», в том числе путем делистинга, то есть отзыва своих ценных бумаг с биржи. «Значительное число делистингов произошло из-за нежелания становиться публичным обществом. Существенный прирост непрозрачных компаний в 2017 году также связан с переходом в статус непубличной компании. Очень многие крупнейшие компании, в том числе системообразующие, зарывают информацию о себе», – рассказал Алексей Журавлев.
По данным ГК «Да-Стратегия», в прошлом году на российском рынке состоялось 73 делистинга. «Из-за нежелания раскрываться? Это крутовато!», – поделился впечатлениями от цифры Жан Загидуллин.
По словам Алексея Журавлева, более половины компаний, которые с 2019 года попадают под действие концепции о нефинансовой отчетности, на сегодняшний момент не готовы к выполнению требований, прописанных в законопроекте. Из положительных тенденций специалист отметил рост числа публичных компаний (из группы лидеров), которые уже сейчас в добровольном порядке дают нефинансовую отчетность с превышением требований ЦБ РФ. За 2017 год их количество увеличилось на 10. Он также заметил, что несколько увеличилось количество непубличных компаний, которые считают нужным предоставлять сведения о своих нефинансовых результатах. «Это говорит о том, что некоторые представители бизнеса уже начинают осознавать, что прозрачным нужно быть не в силу закона, а видят в этом определенную прагматику», – подчеркнул эксперт.
Михаил Бабенко, директор программы «Зеленая экономика» WWF Россия, продолжил тему прагматизма. Он отметил, что с некоторых пор экологи решили уйти от практики «пикировки» с бизнесом. «Теперь мы пытаемся выстроить диалог на площадке, который называется рейтинг экологической ответственности. Экологи – это очень организованное сообщество, но у нас есть одна большая проблема: мы плохо понимаем язык бизнеса, а бизнес – плохо понимает нас. Мы – за природу, а они про прибыль. И мы начали искать подходы для точек соприкосновения, поняв, что проще и эффективнее давать бизнесу системные решения. И говорить с бизнесом не о том, как несчастлив белый медведь в Арктике из-за добывающих компаний, а о том, что нужно управлять рисками, в том числе нефинансовыми, связанными с экологией. Поскольку эти риски зачастую в конечном итоге имеют экономический, финансовый результат. И для этого мы создали рейтинговый механизм, позволяющий оценивать компании по секторам», – проинформировал собравшихся Михаил Бабенко.
Повышение прозрачности бизнеса, по мнению Елены Феоктистовой, управляющего директора по корпоративной ответственности, устойчивому развитию и социальному предпринимательству Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП), это единственный способ преодолеть кризис доверия, который сегодня возник на российском рынке. «Для чего сама идея нужна? Мы все время говорим о внешнем запросе. Но первая ключевая функция нефинансовой связана с управленческим механизмом компаний. Отчетность нужна, прежде всего, самому бизнесу. Наш многолетний опыт показывает, что компании, которые дают качественную полноценную отчетность, лучше управляются, лучше понимают себя, лучше справляются с рисками, и в конечном итоге работают гораздо эффективнее», – сказала Елена Феоктистова.
Она напомнила, что РСПП имеет свою систему оценки корпоративной устойчивости, ответственности и открытости компаний. Это два взаимосвязанных индекса – «Ответственность и открытость» и «Вектор устойчивого развития», которые ежегодно оцениваются на основании годовых отчетов и отчетов в области устойчивого развития крупнейших российских компаний.
Елена Феоктистова также упомянула такой важный аспект, как проблемы привлечения высококвалифицированных кадров. По ее словам, привлекать хороших специалистов гораздо проще компаниям с высоким уровнем прозрачности. «Может быть тем, кто пришел на рынок на короткое время, не имеет долгосрочных планов развития, это и не важно. Но для компаний, которые нацелены на долгую перспективу, данный вопрос очень актуален», – резюмировала она.
Игорь Беликов, директор Российского института директоров, высказал мнение, что «обсуждение вопроса прозрачности без понимания ряда важный вещей, повисает в воздухе». В частности, он затронул острый вопрос огосударствления бизнеса. «О чем говорю? Исключительно важно посмотреть на то, как определяется вопрос нефинансовой отчетности в широком социально-экономическом контексте. Если мы посмотрим на логику развития ПНО на развитых рынках, то там она продвигается усилиями многостороннего сообщества стейкхолдеров. И сознательной политикой государственных структур, которые не хотят остаться один на один с бизнесом, а считают, что в процессе взаимодействия должно участвовать общество. И это мотор развития нефинансовой отчетности. Что у нас с этим мотором? А ничего. Государство опосредовало всех стейкхолдеров. И темпы этого процесса возрастают. Политических партий, как таковых, у нас тоже нет. Профсоюзов, как структур защиты интересов сотрудников, не существует. Соответственно нет повестки, связанной с экологией, социальной ответственностью и пр.», – сказал Игорь Беликов.
«Это важное предупреждение о том, что есть ситуация, когда государство перехватывает инициативу у стейкхолдеров. В данном случае на примере корпоративного управления», – заметил Жан Загидуллин.
По словам Александра Мартынова, директора Агентства «Интерфакс-ЭРА», сейчас в сфере публичной нефинансовой отчетности началась, и будет развиваться в ближайшее время фаза неопределенности. «И источников у этой турбулентности несколько. Первый – это неопределенность в применении финансово-экономических индикаторов. В эмиссионных моделях объясняющая способность этих показателей упала с 90% до 50%. И это неизбежно толкнет финансовую аналитику в зону ПНО. Но там засада. Там другая неопределенность – что получится из закона о ПНО, что там будет прописано? Никто не может спрогнозировать ситуацию. И над этим нависает еще одна неопределенность под названием блокчейн. Я жду от всего этого «кризиса жанра» публичной нефинансовой отчетности. В ближайшее время мы не будем понимать, что из этого родится. Но что-то родится», – высказал мнение специалист.
Во второй части конференции состоялась собственно презентация результатов исследования о раскрытии информации крупнейшими российскими компаниями в годовых отчетах в 2017 году. Материалы по ней прокомментировала Марина Галушкина, руководитель РРС. Она также рассказала о методике и целях исследования. По словам Марины Галушкиной, в прошлом году в работе было задействовано значительно больше компаний, чем в прежние годы – всего 956 (представляющих 25 отраслей). «Обследованные компании суммарно формируют около 80 % совокупного национального дохода», – заметила эксперт. В тройку самых прозрачных российских компаний, отмеченных уровнем Premium, вошли компании ТВЭЛ (лидер рейтинга), а также ИК АСЭ и концерн Росэнергоатом. Также в первую пятерку попали ГК Росатом и РусГидро.
Также Александр Мартынов подвел итоги кампании «Открой итоги в год экологии». По его словам, раскрытие затронуло 3403 компании из 6275 обследуемых во всех отраслях и регионах России. «Можно считать, что реальная экономика достигла экологической "полупрозрачности”», –сказал он. Доклад Ирины Ивашковской был посвящен теме интеллектуального капитала компаний и его значения для финансового анализа. Практические кейсы работы в области повышения корпоративной прозрачности представила Александра Чистякова, главный специалист управления стратегии инжиниринговой компании «АСЭ». В завершение конференции состоялось торжественное награждение лидеров рейтинга и фуршет.
Москва.
обсуждение