Воскресенье, 05.01.2025
×
Ралли на бирже: когда и как это бывает | Ян Арт. Finversia

Развитие финансового рынка – в снижении регуляторной нагрузки

Аа +
+3 -0

В столичном отеле «Ритц-Карлтон» 3 апреля прошел Биржевой Форум – 2019.

Россияне стали значительно более активны на фондовом рынке. За прошлый год количество российских граждан, открывших брокерские счета, выросло на 50%, и в этом году тенденция роста продолжается. Об этом сказал Александр Афанасьев, председатель правления Московской биржи – традиционного организатора форума – выступая с приветственным словом. В числе положительных примеров он также отметил увеличение в полтора раза доли публичного долга в пассивах корпоративных структур и выход на показатели, соответствующие уровню более развитых рынков, а также рост количества операций на целом ряде рынков, например, на таком, как рынок РЕПО с центральным контрагентом. «Мы также завершили реализацию двух стратегий. Первая была написана давно – о том, как нам приблизить нашу инфраструктуру к международным стандартам. Вторая – как нам диверсифицировать продуктовую линейку и как сформировать уникальный для мировых бирж функционал для участников рыка по кросс-маржированию, по созданию единого клирингового пула, по единому счету. Сегодня почти все задачи выполнены, некоторые – даже досрочно», – сказал глава Мосбиржи.
Среди негативных факторов он выделил отсутствие новых размещений на бирже. «За исключением недавних сделок SPO, у нас с начала прошлого года не появлялось новых размещений. Кроме того, SPO, которым я, конечно, очень рад, – это все же не появление новых имен», – посетовал Александр Афанасьев.

Бедность – порок

По традиции форум начинался с панельной сессии, посвященной общим вопросам, которую организаторы назвали «Финансовая политика экономического развития и рынки капитала». Президиум собрался очень представительный – Анатолий Аксаков, председатель Комитета Государственной думы РФ по финансовому рынку, Владимир Колычев, первый заместитель министра финансов РФ, Сергей Швецов, первый заместитель председателя Банка России, Николай Цехомский, первый заместитель председателя ВЭБ.РФ, Дмитрий Конов, председатель правления СИБУР Холдинг.

Модератор сессии Олег Вьюгин, председатель Наблюдательного совета Московской биржи, начал с того, что попросил всех сидящих на сцене дать экспертную оценку состоянию финансового рынка и той роли, которую он сегодня играет для экономики страны. «Для выполнения функций посредничества, в которых заключается суть финансового рынка, нужны как минимум три составляющие. Первая – финансовая стабильность и предсказуемость: в финансовом хаосе интересно работать только спекулянтам, а инвесторам нужна финансовая стабильность. Вторая – сильная инфраструктура посредничества. То есть должны быть такие институты, которые обеспечивают рыночное перераспределение ресурсов в пользу наиболее эффективных нефинансовых компаний. И третья – система институциональных накоплений инвестиций: должна быть база, где формируются настоящие длинные деньги, которые затем поступают в экономику. Вот три таких фактора оцените, пожалуйста, по десятибалльной шкале», – обратился Олег Вьюгин.

– Финансовая стабильность – 7, инфраструктура – 6, накопление – 5, – был краток Анатолий Аксаков.

– Давать оценку по финансовой стабильности я, если можно, воздержусь, так как Минфин РФ в это непосредственно вовлечен, а самому себе давать оценку некорректно, – сказал Владимир Колычев. – По двум другим блокам – 7 и 5 соответственно.

Сергей Швецов оказался менее скромен. «Мне кажется, что мы очень много сделали за последние 5 лет для того, чтобы быть предсказуемыми. Рынок сейчас понимает, что мы хотим, мы научились об этом рассказывать. Мы точно совершенно дали понять, что инфляционное таргетирование – это всерьез и надолго. Первые результаты убедили аналитиков и бизнес, что это работает. И инфляционные ожидания, которые мы видим, соответствуют нашим прогнозам», – сказал он, поставив 7 «финансовой стабильности». «Но это в среднем, то, что зависит от нас, я бы оценил ближе к 9, а то, что от внешних факторов – ближе к 4», – уточнил замглавы ЦБ.

Инфраструктуре он поставил 6, а институциональным накоплениям – 4, заметив, что до 2014 года во всех стратегиях внутренний инвестор лишь вскользь упоминался, а ставка делалась в основном на дешевые западные деньги. «Сейчас мы поменяли отношение к внутреннему инвестору. У нас есть огромные надежды на рост профессионализма компаний, которые управляют деньгами, на то, что конфликт интересов между стремлением к годовым бонусам и необходимостью формировать среднесрочные позитивные результаты, не отталкиваясь от короткого периода, себя исчерпал», – пояснил Сергей Швецов. Но при этом уточнил, главный фактор, который препятствует росту инвестиций – бедность населения, пока преодолеть не удается.

Николай Цехомский, что называется, оговорился по Фрейду, назвав происходящее оценкой работы регуляторов. «Действительно, проделана большая работа ЦБ и Минфином, чтобы создать все предпосылки для того, чтобы инвесторы оценивали ситуацию, как стабильную. Но я бы поставил 6. Вы только что слышали, что за последнее время не было и одного IPO, не появляется новых историй», – отметил он, уточнив, что это свидетельствует о том, что в реальности участники рыка еще не воспринимают ситуацию как достаточно стабильную. Инфраструктуре Николай Цехомский дал оценку 7, заметив, что она готова к «существующим большим вызовам». Направление инвестиционных накоплений он оценил на 4.

– Если мы говорим о компаниях, то для нас финансовый рынок – это возможность или развиваться, или поддерживать текущий бизнес. Стабильность финансовой системы сегодня очевидно выше, чем была несколько лет назад, но это во многом обусловлено тем, что наша экономика растет очень слабо. Но вопрос – как поведет себя финансовая система, если экономика начнет расти, будет происходить добавление ликвидности, – высказал сомнения Дмитрий Конов, дав за стабильность 5 баллов.

Инфраструктуре он поставил 7, а накоплениям – 5. «Совершенно очевидно, что для больших проектов, для развития, существующих в финансовой системе накоплений явно недостаточно», – прокомментировал он.

Пока Олег Вьюгин подсчитывал средние баллы, Сергей Швецов пошутил, что искусственный интеллект сделал бы это гораздо быстрее.

В итоге получилось, что «финансовая стабильность» получила общую оценку 7, «качество инфраструктуры финрынка» – 6, а «институты накоплений» – 5. После чего, модератор задал вопрос залу, согласны ли участники форума с таким «ранжированием». Воцарившаяся тишина и единицы поднятых рук в тысячном зале свидетельствовали о том, что аудитория сочла оценки несколько завышенными.

Сергей Швецов также дополнительно прокомментировал ситуацию, связанную с ограничениями в инвестиционной среде. По его словам, с первых строчек сегодня исчез такой фактор, как недоступность финансовых ресурсов. «У нас ликвидность избыточная, у нас достаточно капитала. У нас, скорее, дефицит проектов, которые могут быть профинансированы по той процентной ставке, которая сложилась, – сказал он.

Вместе с тем он высказал надежду на развитие внутренних источников для инвестиций. «У нас рынок облигаций занимает уже 20%, появляются институциональные инвесторы, в банковской системе достаточно капитала. Устойчивое поддержание инфляции на заданном уровне и снижение инфляционных ожиданий – это предпосылки для снижения процентных ставок на длинные сроки», – отметил Сергей Швецов.

Представитель мегарегулятора также коснулся вопроса иностранных инвестиций. По его словам, инвесторы из тех юрисдикции, которые вводят антироссийские санкции, сегодня инвестируют в государственные ценные бумаги значительно охотнее, чем те, которые не вводили и не собираются вводить санкции. «Почему? Потому что, американцы лучше понимают, как все это устроено. Азиатам, европейцам не очень хочется с этим разбираться. А американцы могут на этом зарабатывать, они поддерживают разговоры про санкции, но при этом пользуются ситуацией, ориентируясь во всем лучше остальных. Если раньше мы сильно гордились большой долей нерезидентов на рынке (в апреле прошлого года она была 32%, и это был рекорд), то сегодня большой вопрос – так ли он нам нужен, этот иностранный инвестор со своей волатильностью настроений. Из-за факторов, никак не связанных с состоянием экономики страны», – объяснил замруководителя Банка России.

– У меня только вызывает вопросы профицит бюджета. Это средства, которые с моей точки зрения, могли бы быть использованы в качестве государственных инвестиций. И реакция зала на наши оценки, на мой взгляд, связана не с оценками как таковыми, а с тем, что людям непонятно, как будет развиваться экономика, что будет делать власть для того, чтобы инвестиционный процесс активизировать. Находиться в вялотекущем состоянии при существующем состоянии финансовой системы мы, наверное, сможем. А вот сможем ли мы обеспечить темпы роста выше мировых при такой политике? Большой вопрос, – высказал в свою очередь мнение Анатолий Аксаков.

Биржевой Форум – 2019
Биржевой Форум – 2019
Фото: Московская биржа

Через финтех к культуре частных инвестиций

Вторая панельная секция, которую вел Александр Афанасьев, называлась «Технологические драйверы развития финансового рынка». Ее участниками стали Сергей Сторчак, заместитель министра финансов РФ, Лариса Селютина, директор департамента рынка ценных бумаг и товарного рынка ЦБ РФ, Алексей Тимофеев, председатель правления Национальной ассоциации участников фондового рынка (НАУФОР), Оливер Хьюз, президент Тинькофф Банка, Олег Михасенко, председатель правления БКС, Андрей Звездочкин, генеральный директор инвестиционной компании АТОН.

Александр Афанасьев напомнил, что в 2017 году количество физических лиц, открывших брокерские счета, составило 250 тыс. «И тогда это был абсолютный рекорд и, казалось, предел мечтаний. Но в 2018 году число новичков дошло уже до 700 тыс. Казалось, что уже исчерпан потенциал. Но уже в этом году за прошедшие месяцы прибавилось еще порядка 300 тысяч. Это как никогда много для такого короткого периода», – сказал глава Мосбиржи.

– Оливер Петрович, – представил он топ-менеджера Тинькофф. – Насколько я знаю, вашего папу зовут Питер. А у нас Петрович – это не просто отчество, оно заменяет многим даже имя и фамилию. Я посмотрел, кто у вашего банка, который является лидером по привлечению физических лиц на фондовый рынок, клиенты. Огромное количество частных клиентов, открывших брокерские счета, и среди них только один нерезидент. Оливер, это вы. Расскажите, кто эти люди, какой у них тикет, они консервативны или агрессивны, это молодежь или вчерашние депозитчики?

Оливер Хьюз согласился, что значительная часть нового потока клиентов приходится на банк, в котором он работает. Он напомнил, что полтора года назад вместе с «любимыми партнерами» из БКС банк запустил тестовый проект. «Можно сказать, что мы засунули ногу в воду, чтобы попробовать температуру воды. И обнаружили огромный голубой океан – нетронутый практически никем. Сейчас он уже становится не таким голубым и местами чуть-чуть краснеет, но все равно свободного пространства еще очень много», – сказал он. Люди, которые открывают брокерские счета через Тинькофф, по словам Оливера Хьюза, это совершенно новый сегмент потребителей. Он рассказал, что в прошлом году через банковское приложение было открыто около 300 брокерских счетов. И итоговая цифра на сегодняшний день составляет 450 тыс. клиентов, 80% из которых никогда раньше не имели брокерских счетов.

– В основном это люди, которые имеют доходы чуть выше среднего уровня, высшее образование, им 25-35 лет, они «шарят» в цифровых технологиях, они приходят из нашей базы вкладчиков и расчетных клиентов через наше мобильное приложение. 70% покупают акции, 30% приобретают облигации (в значительной части ОФЗ) и ETF, которые очень быстро растут. Они совершают 2-3 сделки в месяц со средним чеком 200 тыс. рублей. Начинают, как правило, с маленьких сделок, обнаруживают свой риск-аппетит, учатся. Интересно для меня, что 23% – это женщины, и их доля растет, – нарисовал Оливер Хьюз портрет клиента.

На вопрос модератора, что делать с клиентами, которые демонстрируют невысокую активность и оперируют маленькими суммами, и для классического брокера являются невыгодными и даже убыточными, Оливер Хьюз ответил: «Мы хотим, чтобы люди потихоньку входили в эту тему. Он должен учиться. Она должна учиться. Экспериментировать – пусть с очень маленькими суммами. Но это наши клиенты. Они – часть нашей экосистемы, «корзины», во многих случаях – источники фондирования. Не сможем зарабатывать на тех, кто не активен? Ну и ладно. Здесь теряем, там – зарабатываем». По словам спикера, со временем, останутся те, кто научится зарабатывать на фондовом рынке, и банк тоже получит свое за счет повышение качества клиентской базы.

Олег Михасенко рассказал о ситуации с позиций классического брокера, имеющего масштабную сеть физических отделений. «У нас средний чек намного выше – около 3 млн рублей. Клиенты в большинстве своем финансово грамотные. Хотя, конечно, есть и такие, о каких рассказывал предыдущий докладчик. Но в целом клиент несколько другой. Мы, хоть и можем обслуживать в онлайн, большое значение придаем возможности личного общения клиентов с нашими финансовыми советниками, которые помогают более детально выбрать продукты», – рассказал он. По словам главы БКС, в ближайшее очень серьезное влияние на рынок окажет изменение законодательства о разделении на категории квалифицированных и неквалифицированных инвесторов, а также предстоящее регулирование сегмента финансовых советников.

Андрей Звездочкин в свою очередь заметил, что особенность текущего периода заключается в том, что люди пошли на инвестиционный рынок без очевидных на то явных причин. «Ничего особенно позитивного в экономике не происходит, доходы у населения не растут, но между тем системные изменения приводят людей к поиску новых возможностей сбережения и преумножения личных средств», – сказал он. Андрей Звездочкин также описал особенности индивидуального подхода при работе с клиентами, инвестирующими крупные суммы. По его словам, для таких людей очень важно непосредственное общение с финансовым специалистом. «Несмотря на развитие цифровых технологий, люди из нашего бизнеса еще долго никуда не уйдут. Как минимум, еще лет 10 будут существовать офисы, и клиенты будут туда ходить», – добавил спикер.

Лариса Селютина выступала сразу после того, как на экран были выведены результаты голосования аудитории по вопросу о том, что нужно сделать, чтобы дать рынку развиваться. Более 50% присутствующих сошлись на снижении регуляторной нагрузки. «Обвинить во всех бедах регуляторную нагрузку – это мечта всех профессиональных участников. Если бы здесь были инвесторы, то большинство бы высказалось за защиту их прав, за которую в этой аудитории оказалось меньше всего голосов», – прокомментировала она итоги опроса.

Розничный инвестор очень разный, рассудила она предыдущих спикеров. Кому-то нужны такие технологичные брокеры, как предлагает Тинькофф, кому-то – физические офисы, кому-то – малые компании, кому-то – крупные. При этом она заметила, что особенно трепетно нужно относиться к клиентам «старой формации», которые пережили распад СССР, кризисы 1998, 2008 годов и т. д., много обжигались, теряли и разочаровывались. «У нас сейчас с вами нет права на то, чтобы их еще раз сильно разочаровать. Поэтому будет выстраиваться баланс. Но акцент будет делаться на защите прав инвесторов», – сказала Лариса Селютина. При этом она уточнила, что благодаря современным информационным технологиям ЦБ получает возможность контролировать деятельность участников рынка в перманентном режиме.

– Меня вся эта дискуссия немножко удивляет. Складывается впечатление, что мы здесь сильно отстаем от развитых рынков. Во всех опросах, которые сегодня проводились, нет ни одного вопроса о влиянии финтеха на развитие рынка. Это тот вопрос, который сегодня в любом обсуждении на Совете по финансовой стабильности G20 присутствует в обязательном порядке, – сказал Сергей Сторчак. – И на уровне «двадцатки» мы сегодня не говорим о защите инвесторов, о которой так много сегодня сказано сегодня здесь. Нужно говорить о его обучении и управлении теми рисками, которые он на себя принимает.

Алексей Тимофеев, привел статистику в среднем по рынку, согласно которой сегодня 25% розничных участников фондового рынка вкладывают средства в акции. Такая же доля инвестирована в евробонды. Все остальное – облигации разного рода и ETF. «Это говорит об исключительном прагматизме людей, которые самостоятельно играют на рынке», – прокомментировал цифры эксперт.

Москва.

обсуждение

Ваш комментарий
Вы зашли как: Гость. Войти через

Новый 2025 год и наши желания Новый 2025 год и наши желания Наверное у всех так… В детстве его ждешь как откровение. Каждый Новый год – это дар, новая ступенька, это сияющий портал в большой новый мир. Перед тобой как будто открывается дверь в еще одну комнату очень большого и очень загадочного старинного дома, в каждом уголке которого ждут свои открытия. И ты входишь туда, затаив дыхание и гадая, какие новые дары тебя ожидают. ТОП-10 интересных акций: январь 2025 ТОП-10 интересных акций: январь 2025 Обзор наиболее интересных акций мирового фондового рынка на январь 2025 года (эмитенты с актуальной отчетностью). Алексей Борейшо: «Мы ожидаем, что в 2024-2025 годах наш бизнес удвоится» Алексей Борейшо: «Мы ожидаем, что в 2024-2025 годах наш бизнес удвоится» Алексей Борейшо, председатель совета директоров компании «Лазерные системы», в интервью каналу рассказал, как компании удалось создать в стране с нуля рынок алкорамок, добиться полной локализации инновационного производства, и как с помощью облигационного займа компания смогла создать запас прочности на будущий год.

Канал Finversia на YouTube

календарь эфиров Finversia-TV »

 

Корпоративные новости »

Blocks_DefaultController:render(13)