Четверг, 21.11.2024
×
Дивиденды vs депозиты / Биржевая среда с Яном Артом

«Регулятор занят рубкой гнилушек в лесу, где нет здоровых деревьев»

Аа +
+11 -0

Комиссия РСПП по банкам и банковской деятельности собрала экспертов, чтобы обсудить, что делать с проблемой корпоративной задолженности. Мнения оказались полярными: от «Давайте немедленного спасать закредитованные компании» до «Тут вообще никакой проблемы нет».

Долги копятся, ставку не снижают

С основным докладом выступил Сергей Андрюшин, ответственный секретарь Комиссии РСПП по банкам и банковской деятельности, осветив не только российскую ситуацию, но и общемировую.

- Мировые регуляторы ожидали, что после кризиса 2008-2009 годов начнётся ускоренными темпами процесс делевереджинга – погашения задолженности досрочно. Но мы видим, что задолженность стала резко расти вместо этого, и с 2007 года она увеличилась на $57 трлн. Из этой суммы более половины прироста долгов пришлось на страны с формирующимися рынками: на Китай, Индонезию, Гонконг, Россию.

Согласно опросам РСПП, в 2015-2016 годах многие российские организации поменяли бизнес-модель, перейдя от стратегии максимизации прибыли к модели минимизации убытков. Почти 86% опрошенных РСПП компаний в январе 2017 года, отвечая на вопрос «Какие антикризисные меры планирует применять ваша компания в текущих условиях?» назвали сокращение расходов.

Почти половина опрошенных заявили, что столкнулись с проблемой неплатежей со стороны контрагентов, около 32% компаний заявили, что зафиксировали снижение спроса на продукцию.

И в этом Сергей Андрюшин видит проблему отсутствия, в том числе экономического роста:

- Необходимо запустить механизм делевереджинга через снижение фискальных дисбалансов, рост инфляции, реструктуризацию совокупного долга и рост капитализации компаний.

Однако реструктуризацию сдерживают такие факторы, как девальвация рубля, стремительное снижение кредитование нефинансового сектора, ускоренное сокращение фондирования банков со стороны Банка России, слабый прирост вкладов населения в коммерческих банках и ограниченный прирост финансирования, привлекаемого на внутреннем рынке. По мнению Андрюшина, проблема долгов связана, в первую очередь, со сложностями их обслуживания, что выдвигает вопрос уровня процентных ставок на первый план. Банки не хотят кредитовать корпорации для целей пополнения основного капитала. Из 34 трлн рублей совокупного объёма выданных кредитов в 2015 году на цели инвестиций в основной капитал было затрачено только 2%. В этих условиях инвестиции в основные фонды корпорации вынуждены делать из своих средств: в 2015 году за счёт собственных средств было осуществлено 50,2% таких инвестиций. Ещё 11,3% профинансировал государственный бюджет.

Тему снижения ключевой ставки подхватил Михаил Ершов, директор по финансовым исследованиям Института энергетики и финансов. Он привёл в пример рост ВВП в 2005-2007 годах: +6,5%, +8,2% и +8,5%. Ставка Центробанка в эти же годы неуклонно снижалась с 12% до 10%. В то же время рост ВВП в 201-2014 годах последовательно снижался с 4,5% до 0,6%. Это происходило на фоне роста ключевой ставки: с 7,75% до 17%.

Со своими статистическими выкладками выступил и представитель Аналитического кредитного рейтингового агентства (АКРА). По данным АКРА, в 2016 году активы банковской системы сократились на 4%, в то время как корпоративный портфель кредитов сократился на 10% - это стало самым наихудшим показателем с 1998 года. Эксперты АКРА ожидают умеренного восстановления кредитования по мере укрепления профицита ликвидности в системе и дальнейшего снижения ключевой ставки – на 1-1,5 процентных пункта до конца 2017 года.

По оценкам АКРА около 15% корпоративного портфеля в банках на конец 2016 года является потенциально проблемным. Слабый спрос на кредиты будет стимулировать банки к риску.

Стратегия Евгения Надоршина

Монотонное жонглирование цифрами и процентами так бы и продолжалось на этом заседании, если бы не нашлось эксперта, который пошёл против мейнстрима. Им стал главный экономист «ПФ-капитал» Евгений Надоршин.

- Не думаю, что то, что мы сегодня обсуждаем, является большой проблемой, если честно, - едва начал Надоршин, как скучный вечер перестал таковым быть.

- То есть можно расходиться? - уточнил сопредседатель Комиссии РСПП Александр Мурычев.

- В общем, да! - была б воля Евгения Надоршина, он бы отпустил всех по домам.

Заседание Комиссии РСПП по банкам и банковской деятельности «Экономический рост и долговая нагрузка корпоративного сектора»
Заседание Комиссии РСПП по банкам и банковской деятельности «Экономический рост и долговая нагрузка корпоративного сектора»
Фото: Альберт Тахавиев, Finversia.ru

Но, прежде, нужно было сообщить приглашённым, с чем им уходить:

- Не думаю, что, хотя бы одно из предложенных решений – по выкупу плохих активов с банковских балансов, или снижение корпоративной нагрузки – действительно что-то разрешит.

По словам Надоршина, официальная и неофициальная статистика не фиксирует реальные объёмы плохих активов на балансах банках. При этом величина этой «дыры» слишком большая.

- По моим оценкам, если начать их выкупать, то мне трудно представить, с какой инфляцией мы столкнёмся. Это будет определённо двузначная инфляция в течение несколько лет подряд и полностью неуправляемая экономическая ситуация.

Надоршин считает, что кризис - не столько беда, сколько благо, так как бизнесу приходится переосмыслять свои подходы и философию.

- Регулятор много чего упустил с момента появления первых банков в России. Его ошибки привели к тому, что сегодня в стране фактически нет нормальных банков. А есть банки в разной степени поражённости и проблемности. Крайне мало тех банкиров, кто мотивированно хочет заниматься банковским бизнесом. И в этой связи выкуп плохих долгов ничего не изменит. Спрос не вернётся. По той простой причине, что спрос на внутреннем рынке был производным от внешнего спроса на наши сырьевые ресурсы. И как ни крути, другой модели у нас пока нет. Если мы не начнём находить новые рынки, главным образом несырьевые, не начнём перестраивать бизнес-модели, ничего хорошего не случится. Нужно менять мотивацию - если удастся отделить зерна от плевел. Грубо говоря, я бы разделил банкиров на два класса: на тех, кому интересно заниматься банковским бизнесом и тех, кто не готов это делать. Со вторыми понятно, первым же предстоит доказать свою заинтересованность. А чем же занят наш ЦБ?! Регулятор занимается рубкой гнилушек в поражённом лесу. Где нет здоровых деревьев.

По словам экономиста, в России появилась проблема «слишком больших банков, чтобы умереть». Удерживать в стабильном состоянии экономику с такими компаниями ещё можно, но вот развивать – абсолютно нет.

- Проблема усугубляется тем, что у нас огромное количество непрозрачных, непубличных непонятных компаний. А ведь большая часть публичных компаний с проблемой высокой закредитованности не сталкивается или решает эту проблему самостоятельно. Могу привести в пример ситуацию с Мечелом, у которого образовалась крупная задолженность, однако изменение внешней конъюнктуры свело эту проблему на нет.

Обрушился экономист с критикой и на мантру, которую не устают повторять министры – мол, восстановление экономики должно начаться через оживление потребления.

- Ничего хорошего рост потребления не даст. В России громадный дефицит современных адекватных конкурентных мощностей. У нас инвестиции в новые мощности неуклонно снижаются с 2012 года. Но наращивание инвестиций – это не только государственные субсидии – инициатива должна исходить от частного сектора. В самом деле, если мы при курсе в 60 рублей за доллар не нашли сколько-нибудь хороших проектов пусть даже при такой высокой ставке, то понятно, что проблема куда глубже. Она в управленческой модели, в неготовности принимать новое. Откройте опросники Мирового экономического форума, посмотрите, где находится России по готовности и восприимчивости к инновациям!

Единственное светлое пятно в этой удручающей картине, по мнению Надоршина, это дефицит бюджета. Ведь население не собирается тратиться, бизнес урезал расходы и крайне осторожен в инвестициях, пережидает. Довольно много россиян продолжают сокращать потребление, причём потребление пищевых продуктов, что легко можно заметить по динамике розничной торговли.

- Часть этой ужасной проблемы может быть решена только за счёт дефицита федерального бюджета. Хорошо бы, если бы такой дефицит оставался в ближайшие годы – примерно на уровне 3% от ВВП.

Москва.

фото события

Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+ENTER
все события »
+11 -0
3511
ПОДПИСАТЬСЯ на канал Finversia YouTube Яндекс.Дзен Telegram

обсуждение

Ваш комментарий
Вы зашли как: Гость. Войти через

Сигнал тревоги или временные трудности? Сигнал тревоги или временные трудности? Растет число проблемных кредитов. Является ли это предвестником скорого вала банкротств? Акции Snowflake взлетели на фоне оптимистичных прогнозов и сделки с Anthropic в области ИИ Акции Snowflake взлетели на фоне оптимистичных прогнозов и сделки с Anthropic в области ИИ Акции компании Snowflake, ведущего поставщика облачных решений для хранения данных и аналитики, выросли более чем на 30% на открытии торгов в четверг. Этот рост стал результатом повышения прогнозов по годовой выручке и заключения партнерства в сфере искусственного интеллекта (ИИ) с с разработчиком языковых моделей Anthropic. Тимур Аитов: «Нас спасет «золотой» переводной рубль СЭВ» Тимур Аитов: «Нас спасет «золотой» переводной рубль СЭВ» Тема трансграничных платежей, а, точнее, их задержек, в центре внимания всех – и чиновников, и бизнесменов и даже граждан. Тем не менее, вопрос не решён, а СМИ сообщают о новых и новых задержках. Есть ли выход из ситуации? Об этом – разговор с финансовым экспертом Тимуром Аитовым, председателем комиссии по финансовой безопасности совета Торгово-промышленной палаты России,

Канал Finversia на YouTube

календарь эфиров Finversia-TV »

 

Корпоративные новости »

Blocks_DefaultController:render(13)