Вторник, 24.12.2024
×
Фондовый рынок с Ольгой Коношевской - 22.12.2024

Ремонт? Перестройка? Иллюзии

Аа +
- -
1

«Ведомости» вновь порадовали публику визулизацией на IX Финансовом форуме России, предложив для обсуждения картину Константина Савицкого «Ремонтные работы на железной дороге», в сложном подтексте которой оказались несведущи ни публика, ни спикеры.

От точки А до точки Б

Хорошо, когда есть история и можно проследить, как мы дошли до жизни такой - двигаясь от точки А до нынешней точки Б. Ну, буквы, сами понимаете, можно заменить, подставив вместо них соответствующие слова – слава Богу, русский язык, хоть и избыточен местами, как и русская душа, но вещи своими именами называть мы умеем. А пока вы с трудом подбираете слова (очень хорошо вас понимаю), чтобы описать нашу жизнь и экономику – что нынешнюю, что прежнюю - я напомню, под каким полотном разворачивался предыдущий форум, в каком формате и составе. Это было огромное полотно во всю стену «Венера и Марс» кисти Сандро Боттичелли. Изящный век, чувственные гедонические образы, сложная макиавеллевская драматургия. В Марсе тогда видели усыплённый народ, в сатирчиках – игроков рынка, в Венере – метафизическую любовь. Олег Вьюгин, член совета директоров Бинбанка, тогда яростно критиковал вмешательство государства в экономику. Что ж, если государство не вмешалось бы этой осенью в бизнес Бинбанка и «Открытия», то они бы продолжали скупать гостиницы и овощебазы на пенсионные деньги. И ещё два слова о «либерализме» - ну вот никак рука не поворачивается снять с этого слова применительно к России кавычки. Не то, что год назад, а даже ещё несколько месяцев назад, главная русская экономическая дискуссия – государство или бизнес – не утихала. Теперь, как говорят трейдеры, это уже заложено в цену – играем по правилам Левиафана. А в логотипе будущих выборов 2018 наклоняем восьмёрку и получаем знак бесконечности.

Новые правила на поляне с пожелтевшей травой

Новые правила – это, конечно, не только про реанимацию советской экономики, когда государство владело всем, но и про ту самую поляну с зайцами, где зайцев все ещё почему-то много, а вот травы всё меньше, и она местами сильно пожелтела.

- Если честно, меня все эти разговоры - что экономика хочет расти, а банки ей не дают - давно утомляют. Кредиты - такой же смысл банка, как хлеб - смысл жизни для пекаря. Абсурдно обвинять, что пекарь мало печёт. Он печёт столько, сколько у него покупают. А картина иллюстрирует риски. Из-за этой дороги разорился банк, который её кредитовал. Так что не надо нас подталкивать кредитовать неэффективные проекты! И никакой помощи банкам не нужно, более того, помощь может навредить, - взял слово председатель правления Райффайзенбанка Сергей Монин.

Эта точка зрения всё больше и больше набирает сторонников. Как признался недавно Дмитрий Потапенко, управляющий партнёр компании Management Development Group Inc в интервью порталу Finversia.ru, для РКО и краткосрочного кредитования в нашей стране даже 50-60 банков – довольно много. А у нас примерно 500.

Про воровство

Сергей Хотимский, первый заместитель председателя правления Совкомбанка, поддержал коллегу из Райффайзенбанка. Он считает главной проблемой, которая тормозит экономику, воровство. Речь идёт о выводе активов из банков – напрямую криминальном или в виде выдачи заведомо невозвратных кредитов. Точку роста Хотимский видит в концессиях – когда государство не только бы отдавало в пользование бизнеса активы, но и гарантировало бы возвратность кредитов или субсидировало ставку.

И что там изображено на картине Константина Савицкого?

Кстати, о воровстве. Картина Константина Савицкого прекрасно отражает нашу обескровленную экономику и тот знак бесконечности, который, применительно к России, означает лишь безнадёжность и тоску. Присмотритесь и вы увидите, что персонажи там - не профессиональные ремонтники, а случайно набранные вчерашние крепостные, орудия производства – что попалось под руку, наконец, ремонтируют они не само полотно, а прилегающую территорию. Словом, то ли ремонтируют, то ли нет. Вроде бы и дорогу, а вроде и просто вид делают. Аллюзии с московской плиткой и гостями из солнечной Азии, конечно, приходят в голову, но не только. Железные дороги в то время символизировали не столько прогресс, сколько гигантских размеров коррупцию. А сама эта дорога – из Москвы в Курск - была построена вон из рук плохо. И, кстати, строили её на государственные деньги, правда потом, как говорят, честно приватизировали. И якобы крестьяне, которых изобразил Савицкий, исправляют государственные огрехи.

Представляете, сколько смысловых, экономических, да и философских пластов на, казалось бы, обычной «производственной» картине?

Вот и Николай Цехомский, первый заместитель председателя Внэшэкономбанка, продолжил наполнять этот эгрегор новыми смыслами:

- Посмотрите на фото кабинета Егора Канкрина (министра финансов России, который, не хотел давать денег на заведомо неэффективный проект, фото его кабинета висело справа – Finversia.ru). Теперь понятно, почему случился 1917 год!

Убранство кабинета тогдашнего министра финансов отражало не пропасть между богатыми и бедными, конечно же нет. Напротив, интерьер кабинета скорее символизирует ту самую пожелтевшую поляну: всё скромно и по-протестански функционально. По-протестански! В по-восточному богатой и изощрённой православной-то эстетике! Тут, кстати, обнаруживается ещё один смысловой пласт – кричащей пропасти между бытом церковным и бытом русских святых страстотерпцев. Но оставим живопись на время.

Двигаться дальше, по словам Цехомского, мешает неопределённость:

- Вот, например, китайцы определились, что хотят строить зелёную энергетику и заниматься экологией, потому что дышать нечем. Вот и все проекты у них так или иначе на это завязаны. А мы-то что хотим?!

Хороший вопрос, Николай Викторович! Но лучше бы такие вопросы не задавать, а то как-то неуютно нам всем становится. И в глазах наших такая же печаль, как у крестьян с картины.

Москва-Нижний Новгород-Москва

А пока сытые москвичи рассуждают об отвлечённом, не очень сытые жители Нижнего Новгорода, думают, как свести бюджет. Впервые на крупную столичную конференцию позвали мэра города провинциального – в смысле географии, разумеется.

Елизавета Солонченко, глава Нижнего Новгорода, рассказала, как город собирает 10 млрд рублей налогов, а обслуживание долга составляет 1,2 млрд рублей в год. В Нижнем Новгороде сплошь крупные и преимущественно государственные предприятия, когда несколько лет назад заказы приостановились, город оказался на грани катастрофы. Именно поэтому Солонченко предпринимает усилия, чтобы создать в городе альтернативную налоговую базу из среднего и малого бизнеса. Получается не очень, но есть надежда, а, главное, другого пути нет и другой путь неправильный.

- Проблема – в близости к Москве. Наша молодёжь уезжает в Москву, тут до вас 3,5 часа. Жаль, но пытаемся создавать условия для креативной молодёжи. Стараемся, - поведала Елизавета Солонченко.

Ну прямо как с другой картины – «Ленин и ходоки». Молодёжь бежит, военно-промышленный комплекс, не по-русски здравый и дельный мэр. Ах сколько тут фактуры для современного Константина Савицкого!

4% или 36,6 градусов

Андрея Липина, заместителя директора департамента кредитно-денежной политики Банка России, спросили, комфортно ли ему сидеть под репродукцией кабинета министра финансов, но он заговорил про железную дорогу:

- Картина – про инфраструктуру. По сути такая же роль и у ЦБ - создавать финансовую инфраструктуру. Вот мы и создали одно из главных условий – низкую инфляцию.

- А вы планируете как-то притормозить с усмирением этой инфляции? - поинтересовалась Екатерина Трофимова, глава рейтингового агентства АКРА и модератор форума.

- Считаем, что инфляция должна быть вблизи 4% - как температура у человека никогда не бывает 36,6%, знаете же, да? – привёл Липин метафору.

По словам Липина, ЦБ активно содействует, чтобы муниципалитеты по всей стране активнее использовали такой долговой инструмент, как облигации. Этот рынок в ЦБ считают очень перспективным. Что же касается ключевой ставки, то идеальной Липин считает ставку в 6,5%, которую он видит в качестве ориентира в ближайшие годы. Раньше снижать ставку нельзя – пока ещё инфляционные ожидания слишком высоки.

Филипп Гаджен, глава московского офиса Oliver Wyman, продолжил тему низких ставок:

- Нас ждёт эпоха рефинансирования, а малый и средний бизнес выиграет от этого, поскольку риски инфляции уменьшаются, а значит этот сегмент будет активнее брать деньги на долговом рынке, нежели у банков.

Хоть вчера, хоть 100 лет назад

Ираклий Мтибелишвили, глава корпоративного и инвестиционного банка Citi в России и СНГ, вслед за коллегами усомнился в целесообразности принуждения к стимулированию роста.

- Все меры, кроме мер, направленных на увеличение степени экономической свободы, бессмысленны, заявил банкир.

После выступлений банкиров, произносивших одни и те же слова, у меня сложилось стойкое убеждение, что принуждать их начнут. И весьма скоро.

- А как наше состояние изменилось со времён строительства вот той железной дороги? Ведь говорят, что в России все меняется сильно за один год и ничего – за 100 лет? - спросила его Екатерина Трофимова.

Что ответил Мтибелишвили совсем не важно, ведь и спустя 100 лет (привет Салтыкову-Щедрину, в 2026 году отметим столетие со дня его рождения) одни будут также рассуждать про экономические свободы, другие - про бессмысленность всего сущего. И всё это будет происходить на фоне иллюзии то ли ремонта, то ли стройки, то ли просто удачно подвернувшейся шабашки – не чтобы что-то построить, а чтобы как-нибудь свести концы с концами.

Москва.

обсуждение

Ваш комментарий
Вы зашли как: Гость. Войти через
Канал Finversia на YouTube

календарь эфиров Finversia-TV »

 

Корпоративные новости »

Blocks_DefaultController:render(13)