При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
К такому неутешительному выводу пришли эксперты на первом дне Международной банковской конференции «Санкт-Петербург-МБК-2021». По их словам, несмотря на бурный восстановительный рост, экономика возвращается на траекторию стагнации предыдущих лет, но никак не роста.
Мероприятие было организовано Московской международной валютной ассоциацией (ММВА) и Содружеством Профессионалов Финансового Рынка
Возвращение на траекторию стагнации
– Наша экономика потеряла два года роста. Мы уж не в первый раз теряем темп и динамику, возвращаемся на траекторию умеренных темпов роста. И чтобы сломать этот тренд, нужны кардинальные изменения, – заявила Наталья Акиндинова, директор Центра развития ВШЭ.
По словам эксперта, высокая доля промышленности в структуре ВВП позволяет вот уже в который кризис проходить его лучше, чем другие крупные экономики:
– Однако, для развития такая высокая доля промышленности – это, скорее, тормоз.
Учёный рассказала, что консенсус экспертов показал, что долгосрочные темпы роста ВВП России не изменились в связи с кризисом:
– Это всё те же 2-2,3% в год. Кризис не повлиял на долгосрочный прогноз.
«Консенсус экспертов по росту ВВП: 2-2,3% в год. Кризис не повлиял на долгосрочный прогноз», – Наталья Акиндинова, ВШЭ
По словам Натальи Акиндиновой, реальные доходы населения в сравнении с 2013 годом остаются на 10% ниже.
– В целом, по нашим оценкам, период бурного восстановления российской экономики закончился. Дальнейшая динамика будет связана с реальными доходами населения, – подытожила Акиндинова.
В доказательство сказанного она привела данные по альтернативному индексу промышленности, который «существенно расходится с официальным» и, по итогам 1 квартала 2021 года, показывает стагнацию, а не рост.
Эксперт объяснила текущее положение вещей также тем, что ЦБ принял решение не проводить стимулирующую политику, а ограничился только контролем за инфляцией.
«Упала, подпрыгнула…»
Алексей Ведев, заведующий Лабораторией структурных исследований РАНХиГС, продолжил тему:
– Главные внутренние риски – это уход экономики в стагнацию. Как это случилось в 2019 году. К сожалению, ЦБ думает только об инфляции. Поэтому наша экономика упала, подпрыгнула и... вновь вернулась к стагнации.
К другим рискам эксперт отнёс риск девальвации рубля. По его словам, необходимо – помимо инфляции – таргетировать и обменный курс рубля:
– Потому, что при курсе 80 рублей за доллар никакой модернизации не будет.
Эксперт отметил, что инфляция ускорилась даже при небольшом восстановлении спроса.
Алексей Ведев также считает, что в ближайшее время страну ждёт рост на уровне статистической погрешности:
– Кроме того, возвращение к нейтральной ДКП со стороны Банка России – это преждевременно и путь к стагнации.
Равнение на богатых
Леонид Григорьев, главный советник руководителя Аналитического центра при Правительстве РФ, в своём выступлении заметил, что восстановление мировой экономики будет зависеть от «гедонизма состоятельных людей». Тем самым эксперт повторил свою теорию, что в кризисе виноваты богатые люди, которую он озвучил на предыдущем форуме.
«Восстановление мировой экономики будет зависеть от гедонизма состоятельных людей», – Леонид Григорьев, Аналитический центр при правительстве РФ
Валерий Лях, директор департамента противодействия недобросовестным практикам Банка России, посвятил свой доклад изменением правил игры на фондовом рынке и влиянию экосистем финансовых организаций на торговое поведение клиентов.
Он резко отозвался об атаках на мем-акции, вроде истории с бумагами GameStop.
– А вот раньше были игры в напёрстки, например.
По его словам, виноваты приложения, где есть 2 кнопки: «купить и продать».
– Многие американцы, получившие помощь из бюджета, вместо концерта Мадонны, начали вкладывать свои $150 в брокерские приложения. Для людей это стало новым развлечением.
По его словам, до 40% всех выплат гражданам в возрасте 18-36 лет уходило на фондовый рынок.
Валерий Лях признал, что у пришедших на фондовый рынок инвесторов «ещё нет отрицательного опыта»:
– Наши инвесторы привыкли зарабатывать. Но рынок – это риск и определённые возможности. И нужно об этом говорить каждый день, с разных сторон.
Цифровые валюты центральных банков (ЦВЦБ)
Александр Хандруев, вице-президент Ассоциации банков России, рассказал о нюансах проекта цифровой валюты Центрального банка.
– Главная проблема в том, что центральные банки ещё не успели выработать единые условия, как будут функционировать цифровые валюты центральных банков.
По его словам, в основе подхода должна быть клятва Гиппократа «Не навреди!».
Представитель ЦБ сообщил, что наш Банк России стал первым банком в мире, который опубликовал Концепцию цифровой валюты:
– Китай не делает этого. Он создаёт цифровую платежную систему, основанную на юане. Это такой некий государственный стейблкоин.
Хандруев видит проблему в том, что отсутствует корректное определение, что же такое ЦВЦБ:
– 3-я форма денег? Новая сущность? Не нравятся мне такие определения. Использование размытого определения может оказать негативное влияние на финансовую стабильность и развитие банковской системы. Потому что деньги будут утекать.
Владимир Брагин, директор по анализу финансовых рынков и макроэкономики УК «Альфа-Капитал», попытался ответить на «вечный вопрос, почему наш рынок такой дешёвый».
– После 2009 года наша экономика потеряла динамику, не реагирует ни на низкие, ни на высокие цены на нефть. А также не реагирует на доходы населения.
При этом, по словам эксперта, уровень жизни россиян не стагнирует – по числу новых автомобилей, по качеству жизни, по недвижимости.
Брагин считает российский рынок – самым лучшим value-рынком «с хорошими дивидендными историями»:
– И этот рынок – для долгосрочного инвестора. На коротких горизонтах, при этом, наш рынок может сильно отставать от других.
Санкт-Петербург.
обсуждение