При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Итоги прошлого года на мировых рынках и в индустрии управления активами подвели на традиционном ежегодном пресс-завтраке УК «Альфа-Капитал», который прошел 9 февраля в московском Ararat Park Hyatt.
– С точки зрения основных показателей, этот год был одним из лучших для финансового рынка, – отметила в начале мероприятия Ирина Кривошеева, генеральный директор УК «Альфа-Капитал», назвав активы физических лиц основным драйвером роста индустрии. За счет розничного сегмента российский рынок управления активами вырос на 12% по сравнению с 2019 годом, достигнув 9,1 трлн рублей.
Ирина Кривошеева обратила внимание на формирование новой культуры сбережений, чему поспособствовала пандемия. Тенденциями прошлого года в этой области она назвала тренд на экономию, накопление и инвестирование и потребность инвесторов в целостной финансовой консультации. С этой точки зрения игрокам рынка необходимо опережать цифровое развитие и предвосхищать потребности клиентов:
– Люди соскучились по человеческим отношениям, поэтому необходим гибридный подход к коммуникации, с сохранением позитивного неформального языка коммуникации.
Китайская ничья
Именно так охарактеризовал события прошлого года Владимир Брагин, директор по анализу финансовых рынков и макроэкономики УК «Альфа-Капитал», имея в виду, что коронавирус смешал все карты:
– Если год назад мы обсуждали, что экономика находится в верхней части цикла и нас ожидает рецессия в ряде мировых экономик, то коронавирус привел к тому, что мы проскочили все промежуточные стадии и сразу оказались на дне делового цикла.
То есть события, которые в теории должны были растянуться на несколько лет, произошли буквально за один квартал:
– Виной тому исключительно административное «торможение» экономики.
Владимир Брагин отметил, что в настоящий момент мир находится в ситуации, когда «экономика готова расти».
Тем не менее, «цена коронавируса» оказалась далеко ненулевой: необходимо было сохранить финансовую стабильность компаний и финансовое положение домохозяйств, что приводило к серьезному росту расходов бюджетов. В условиях сокращения налоговых поступлений это означало рост государственного долга с одновременным рекордным дефицитом бюджетов.
И здесь свое слово сказали регуляторы:
– ЦБ развивающих стран действовали нестандартно: они снижали, а не повышали ключевые ставки весной прошлого года. Это привело к тому, что уровень ставок во всем мире сейчас находится на очень низком уровне.
Владимир Брагин отметил и такой момент, как увеличение нормы сбережений в США: те «вертолетные» деньги, которые получили граждане страны, не были направлены на потребление:
– Похожая ситуация наблюдалась и в России, где произошел бум розничных инвесторов на фондовом рынке.
Говоря непосредственно о ситуации в России, эксперт подчеркнул, что отечественная экономика подошла к «коронакризису» в хорошей форме, правительство экономно использовало ресурсы (наверняка, с этой «бережливостью» не согласятся многие наши читатели). Как следствие, в данные момент наблюдаются низкие макроэкономические риски и широкие возможности стимулирования роста, когда экономика будет более восприимчива к таким стимулам.
$16 трлн – объем глобального долга с отрицательными ставками
Такие цифры привел Дмитрий Дорофеев, портфельный управляющий по облигациям УК «Альфа-Капитал»:
– Конечно, это, в основном, инструменты в евро и франках, но если мы возьмем для расчета реальную ставку (с поправкой на инфляцию), то обнаружится, что более 90% всех торгуемых в мире облигаций с инвестиционным рейтингом не приносят инвесторам ничего.
Дмитрий Дорофеев предупредил, что на горизонте нескольких лет даже «хорошие» облигации американских корпораций принесут инвесторам убытки. Связано это с ростом инфляционных ожиданий и, как следствие, с реагированием ФРС, которая будет вынуждена повышать ключевую ставку.
Эксперт уверен, что текущая ситуация способствует сохранению притока капитала в развивающиеся страны, а инвестиции в корпоративные облигации развивающихся рынков остаются привлекательными. В том числе, это касается и России:
– ОФЗ уже выглядят привлекательно для нерезидентов. Приток средств нерезидентов может быть вызван ожиданиями по укреплению курса рубля и сравнительно высокими ставками.
Не пузырь, но высокий полет
Эдуард Харин, портфельный управляющий по акциям УК «Альфа-Капитал», отметил, что хотя пузыря на рынках нет, но они торгуются выше своих средних исторических значений, и это может заставить ФРС вести более осторожную политику:
– ФРС об этом прямо не говорит, но они явно начали переживать, что мультипликаторы сегодня находятся явно выше средних значений. Так, американский рынок – это, стандартно, около 17 P/E, а сейчас он торгуется на уровне в 23 P/E. Поэтому ФРС может предпринять некоторые меры, чтобы капитализация рынков росла медленнее, чем прибыль компаний. Скорее всего, у них это получится.
По мнению Эдуарда Харина, риски инфляции будут давить на доходность по облигациям, и инвесторы будут искать положительную реальную доходность. В случае роста ставок «тихой гаванью» могут стать цикличные и value-компании.
Эксперт обратил внимание на «парадокс» российского рынка относительно его оценки:
– Не секрет, что российский рынок на 50% – это нефтегазовые компании. Но за последние 12 месяцев цена нефти и цена мировых нефтегазовых компаний просто «разъехались» в разные стороны. Нефть в рублях сегодня на 30% выше, чем 12 месяцев назад, при этом акции – на 20% ниже.
Отставание российского рынка акций от развивающихся рынков может быть закрыто в 2021 году, при этом российские акции Эдуард Харин назвал самыми дешевыми среди аналогов:
– Если вы хотите ставить на инфляцию, то вы должны пойти и купить российские активы.
Москва.
обсуждение