При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Российская экономическая школа в партнерстве с платформой токенизации LATOKEN и ACI Russia организовали круглый стол «Криптовалюты: новая финансовая система XXI века?».
Так получилось, что данный круглый стол состоялся после саммита G20 в Аргентине. Напомним, что по итогам саммита было выпущено коммюнике, в котором участники встречи крайне осторожно высказались относительно будущего криптовалют, и договорились к июлю этого года разработать совместные предложения по международному регулированию индустрии.
Как рассказал Олег Шибанов, профессор финансов РЭШ, дискуссия в Аргентине оказалась бурной, однако все сошлись в том, что рынок криптовалют в настоящее время очень небольшой. Например, стоимость выпущенных акций и облигаций на биржах мира достигает $100 трлн, золота - $8 трлн, капитализация же всех криптовалют намного меньше $1 трлн:
- Участники саммита сошлись во мнении, что крипта – это всё-таки не валюта, но просто актив. С другой стороны, участники G20 рассматривают крипту как способ вовлечения людей в финансовую систему. Поскольку в настоящее время в мире порядка 2 млрд людей так или иначе не пользуются банковскими услугами.
Шибанов считает, что в ближайшем будущем центробанки начнут выпускать свои криптовалюты, поскольку движутся в сторону всё большей и большей транспарентности в своей политике.
- И тут использование блокчейна как нельзя кстати, - уверен профессор.
При этом Шибанов не считает, что технология блокчейна может изменить мир, в частности заменить банковскую систему:
- Не уверен, что это такая уж революция.
По мнению профессора, у блокчейна и крипты большие перспективы для использования в трансграничных платежах.
Сергей Романчук, президент ACI Russia, подробно остановился на вопросе возможной замены доллара на криптовалюту. Отвечая на этот вопрос, Романчук сослался на доклад Bank for International Settlements (BIS), в котором говорится, что крипта не может даже в будущем стать общим средством платежа по разным причинам, в частности из-за того, что курс крипты очень волатилен:
- Крипта по своим характеристикам максимально близка к наличным долларам или к цифровому золоту. Существующая монетарная система обладает достаточной гибкостью, чего нет у крипты.
Говоря о технологичной стороне крипты, Романчук заметил, что сама технология блокчейн появилась ещё в 90-х годах, но получила мировую известность в канун кризиса 2008 года. Финансист считает, что криптовалюты незаменимы для использования в криминальном мире, в том числе для операций по «серому» импорту. Но и не более того.
Отвечая на вопрос о справедливой или фундаментальной стоимости биткойна, он вспомнил статью нобелевского лауреата Пола Кругмана, которая была опубликована в конце января. Кругман написал её после того, как его парикмахер посоветовал вложиться в биткойн. Материал Кругман озаглавил красноречиво, в переводе он звучит следующим образом: «Пузырь, пузырь, мошенничество и проблемы».
По прогнозу Валентина Преображенского, генерального директора платформы токенизации LATOKEN, к 2020 году в мире будет 150 млн человек, которые будут использовать криптовалюты. Сейчас таковых около 25 млн человек.
Москва.
обсуждение