При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Состояние нынешней мировой экономики можно охарактеризовать как стагфляционное, а значит единственным рецептом для оздоровления будет применение рецептов от дедушки Пола Волкера. О каких рецептах идёт речь, о советах, прогнозах и предупреждениях говорили участники VIII конференции для частных инвесторов и финансовых консультантов «Портфельные инвестиции для частных лиц: перезагрузка».
Организатором конференции «Портфельные инвестиции для частных лиц: перезагрузка» выступила Национальная ассоциация специалистов финансового планирования (НАСФП), официальным партнером – ЗПИФ «Залоговая недвижимость», специальным партнером – проект Finversia, партнерами – СПБ-биржа, «Риком-траст», «ФБ Август», «КСП Капитал», «Винвестор», канал InvestFuture, проект Cbonds, компания FinEx, проект Invest Heroes.
Секрет в том, чтобы ставку держать
Про Пола Волкера, легендарного руководителя ФРС в 1979-1987 годах, вспомнила Анастасия Подругина, старший преподаватель Высшей школы экономики. Волкер вошёл в историю как «убийца инфляции». После ближневосточного кризиса цены на нефть сильно выросли, равно как и цены на остальные товары и услуги, и перед главой ФРС была поставлена задача что-то с этим сделать. ФРС удалось снизить инфляцию с пиковых 14,8% в 1980 году до 3,6% в 1989 году.
– Поднимать ставку как делал Пол Волкер – дело нехитрое. Это делали и до него, но затем предшественники Волкера слишком быстро ставку снижали и инфляция вновь набирала силу. Получается, что заслуга Волкера не в поднятии ставки, а в том, что ставку снижать он не торопился. Благодаря этому Волкер добился не временного, а устойчивого снижения инфляции. Вот бы нам такого Пола Волкера сейчас! – позавидовала Анастасия Подругина.
По её словам, между ситуацией 1970-х годов и нынешней много сходств, но есть и отличия:
– Сегодня другая ситуация – большинство мировых центробанков имеют чёткий мандат на сдерживание инфляции. А тогда, в 70-е, центробанки были больше озабочены курсами своих валют.
«Войны не всегда ведут к падению рынков»
Александр Абрамов, профессор РАНХиГС – один из крупнейших знатоков мировых финансовых рынков, как представил его Ростислав Кокорев, заведующий лабораторией финансовой грамотности экономического факультета МГУ и модератор сессии конференции. Абрамов рассказал про три периода роста мировой экономики в условиях низкой инфляции. Это период 1880-1913 годов, 1950-1960 годов и, наконец, 1980-1990 годов.
«Заслуга Волкера не в поднятии ставки, а в том, что ставку снижать он не торопился. Вот бы нам такого Пола Волкера сейчас!» – Анастасия Подругина, ВШЭ.
Первый «золотой» период закончился Первой мировой войной. «Золотая» эпоха 1950-1960 годов закончилась Вьетнамской войной и высокой инфляцией. Эти годы, по единодушному мнению, историков-экономистов стали самым лучшим периодом капитализма – эпохой всеобщего благоденствия. Наконец, 80-е годы всем запомнились Рональдом Рейганом, хозяином Белого дома и так называемой рейганомикой.
– Войны не всегда ведут к падению рынков. С 1939 по 1945 годы индекс Dow Jones рос в среднем на 7% в год. Суммарно на 50% вырос, – привёл пример Александр Абрамов.
Кроме того, статистика говорит о том, что во время военных действий снижается волатильность финансовых рынков.
– Лишь бы в динамику рынков не вмешивались регуляторы, – предупреждает учёный.
Нынешний кризис, по словам Абрамова, может стать разворотным для существующей модели капитализма.
Либерализация, стагфляция, металлургические кейсы
Эксперт видит два сценария развития нынешнего кризиса.
– При первом мы увидим усиление государственного капитализма. Такой сценарий предложили журналисты издания The Economist. Второй сценарий предусматривает нахождение компромисса и либерализацию. Скорее всего победит второй сценарий, – надеется профессор РАНХиГС.
Сергей Пирогов, генеральный директор Invest Heroes, считает наиболее вероятным сценарием стагфляцию.
– В нашем понимании при стагфляции лучшими активами выступают: доллар, золото и облигации. А вот среди худших активов – валюты развивающихся стран, высокодоходные облигации (ВДО) и сырьё.
«Нынешний кризис может стать разворотным для существующей модели капитализма», – Александр Абрамов, РАНХиГС
В Invest Heroes предсказывают, что стагфляция продлится, минимум, следующие три квартала.
Сергей Пирогов считает, что главный риск российского рынка в том, что правительство может повторить «металлургический кейс» – изымать сверхприбыль в тех секторах, которые будут её демонстрировать.
Говоря о состоянии рынка, Пирогов надеется, что снижение котировок закончилось:
– По фондовому рынку мы ждём боковик. Но если индекс обвалится ещё на 10-20%, то мы увидим существенный отток квалифицированных инвесторов с рынка. Это те, кто разочаруются и вряд ли вернутся.
Говоря о курсе рубля, эксперт заявил, что снижение стоимости рубля к доллару – вопрос времени.
В качестве совета инвесторам Пирогов предложил почаще осуществлять аллокацию активов:
– При нынешней конъюнктуре рынка аллокация должна быть подвижной – для оперативного управления.
А как в Иране?
С интересным докладом выступил Майсам Хамеди (Maysam Hamedi), представитель Комиссии по ценным бумагам и биржам Ирана. Он подробно рассказал о секциях биржи, на которых торгуются разные активы и деривативы на активы. В настоящее время суммарная капитализация всех сегментов иранской биржи достигла $209 млрд.
– Наша биржа преимущественно сырьевая, поскольку 70% нашего ВВП – это разного рода сырьё, – признался Хамеди.
На Иранской бирже сегодня торгуются 380 корпораций, частному инвестору доступна вся линейка инструментов, которая доступна инвестору в биржи Европы или Северной Америки.
«Главный риск российского рынка в том, что правительство будет повторять «металлургический кейс» – изымать сверхприбыль в тех секторах, которые будут её демонстрировать», – Сергей Пирогов, Invest Heroes
В тоже время, иранская биржа сильно зависима от частных розничных игроков – их доля составляет 67%. Доля институциональных инвесторов, под которыми понимаются как физические, так и юридические лица, составляет 33,5%. Хамеди сообщил любопытный факт: в ETF инвестируют преимущественно институциональные инвесторы:
– Мне сложно объяснить данный факт, но думаю, что корни лежат в ментальности иранцев. Они не очень любят, когда их деньгами распоряжаются другие люди.
Количество счетов составляет 50 млн счетов. Из которых активных – порядка 0,5 млн, большинство торгует раз в месяц.
– А вот если говорить о совсем-совсем активных, то это порядка 30 тысяч, – оценил представитель биржи.
Для российских инвесторов биржа открыта, однако, прежде, чем получить доступ к инструментам, инвестору необходимо пройти процедуру KYC:
– В некоторых случаях придётся приехать в Тегеран лично. Однако, я знаю, что помощь оказывает консульство России в Иране.
Неплохой обзор современной иранской биржи сделан «Тинькофф Журнал».
Правильная аллокация – 90% успеха
На тему вечного спора сторонников активного и пассивного инвестирования выступил Алексей Бачеров, управляющий активами компании «ФБ Август».
– Я не апологет ни одного из подходов, – заранее оговорился Бачеров – Уверен, что нужно извлекать лучшее из обоих подходов.
Распределение активов – аллокацию – Бачеров считает 90% успеха.
– Я стремлюсь, чтобы структура портфеля была 45 на 45: акции и облигации. На остальные 10% можно положить на вклады. Долю золота я постоянно увеличиваю. Иногда даже до 15-20% от всего портфеля. Потому, что жёлтый металл ведёт себя в кризис как противовес, а спокойные времена золото уменьшает волатильность портфеля.
По словам Бачерова, можно понемногу улучшать результат, добавляя в портфель альфа-скакунов (актив, который может расти быстрее, чем рынок в целом):
– С помощью таких инструментов вы маленькими шажками улучшаете свой результат.
«Большинство людей недооценивают свою толерантность к риску. Сначала говорят, что могут потерпеть 30% просадки, но даже при 10% в панике убегают с рынка», – Алексей Бачеров, ФБ Август
Алексей Бачеров критикует индексное инвестирование за то, что «развращает» инвестора:
– Я не так много знаю людей, которые бы сформировали портфель на 20 лет вперёд. Кроме того, большинство людей недооценивают свою толерантность к риску. Сначала говорят, что могут потерпеть 30% просадки, но даже при 10% в панике убегают с рынка. Во время кризиса рушатся все планы, а инвестиции становятся чуть ли не единственным источником для покрытия случившихся проблем. Это то в тот момент, когда нужно наращивать позиции в акциях! Поэтому 95% инвесторов никогда не получают такого результата, который так хорошо расписывается в учебниках.
О состоянии рынка ВДО рассказал Олег Абелев, генеральный директор компании «Риком-Траст».
Доля частных инвесторов в торгах ВДО на Московской бирже составляет 79%. По итогам сентября 2022 года был установлен новый рекорд по объёмам торгов: свыше 1 трлн рублей. В сегмент ВДО представлено 80 эмитентов. 12,9% – средневзвешенная ставка купона.
– ВДО – это не манна небесная. Это региональные компании с сильными позициями. А это и есть опора малого и среднего бизнеса страны.
Говоря о формировании портфеля облигаций, Абелев посоветовал инвесторам вкладывать в один выпуск не более 10% капитала.
Москва.
обсуждение