Вторник, 24.12.2024
×
Фондовый рынок с Ольгой Коношевской - 22.12.2024

Требуется обновленный мозг

Аа +
+10 -0

Знание, как известно, - сила. При этом под силой можно подразумевать разные вещи, в том числе деньги, особенно если речь идет о банках. О том, как с помощью новых технологий и целого набора современных инструментов оперативно и эффективно извлекать выгоду из информации, говорили участники конференции «Real-time аналитика и Business intelligence (BI) в банке», которая прошла в московском офисе компании Schneider Group 24 мая. Организатором выступил журнал «Банковское обозрение».

Как говорилось в анонсе мероприятия, сегодня даже использование новых технологий для банков не является залогом выживания. «Уже не достаточно иметь данные, нужно иметь большие данные (Big Data). Поэтому особенностью текущего состояния BI стало интегрирование в единое целое ранее разрозненных дисциплин: классических BI и Data Mining с Big Data и Искусственным Интеллектом (AI) для работы с Ad-hoc аналитикой, текстами, видео, звуком и т.д. И все это в реальном времени. Excel уже не тянет!», – утверждали в превью организаторы. Дмитрий Равкин, генеральный директор журнала «Банковское обозрение», поприветствовав собравшихся, сразу передал слово специалистам, сославшись на то, что они гораздо лучше знают, о чем говорить.

Все материалы Finversia-TV

Про секс, искусственные мозги и гендерные метаморфозы

Началось мероприятие с выступления Александра Сербулы, руководителя отдела качества и внедрений «1С-Битрикс». «Я буду вас будить, заряжать хорошим настроением… «Нейронка» лучше всего подходит для работы с Big Data, потому что именно нейронные сети способны обучиться на базе больших данных и вытащить из них максимум полезной информации», – бодро начал Александр Сербул. Затем он провел краткий экскурс в историю развития искусственных нейронных сетей (ИНС) и в какой-то момент дошел до того, что в ближайшие годы, по его мнению, они будут превосходить свой прототип – человеческий мозг. «Они уже сейчас в некоторых вещах обгоняют человека, например, в распознавании образов. По мере того, как системы будут обучаться, накапливать факты, таких вещей будет становиться все больше», – сказал эксперт «1С-Битрикс».

За Homo sapiens вступился Тимур Аитов, член комитета по финансовым рынкам и кредитным организациям ТПП РФ. «Вы ошибаетесь, человеческий мозг – это очень сложная система», – сказал он. Из ответа Александра Сербула следовало, что человеку вообще лучше расслабиться и получать удовольствие. «Зачем играть в шахматы? Я считаю, что это дурная игра. Там все варианты можно легко просчитать. «Нейронка» уже обыгрывает шахматных чемпионов. На мой взгляд, люди созданы для творчества и секса. А вся рутинная работа должна быть переложена на вот эти кремниевые и силиконовые сети», – заявил Александр Сербул.

Проблемой для развития ИНС, по его словам, является кадровый вопрос. «ИНС наступают по всему миру. Но в России, увы, мало кто понимает, как они работают, потому что многие IT разработчики забыли математику. Ее следует подучить. Чем раньше начнем, тем больше выиграем. При этом таких специалистов не нужно очень много. Люди управляют машинами, но не всем обязательно досконально знать, как они устроены внутри», – заключил эксперт.

При этом Ирина Елистратова, главный директор Центра BI Альфа-Банка, заметила, что в случае с применением ИНС важен вопрос доверия. «Люди тысячу раз согласовывают информацию, потому что не любят принимать всю ответственность на себя. А если это информация от искусственного мозга, то кто в ответе? Если этот мозг хороший и усваивал все «уроки», то это одно дело, а если не очень хороший и выдал неправильные данные, то что? Извините, мальчик оказался девочкой?».

Затем она похвалила российский мегарегулятор за то, что он работает именно как регулятор. «Во многих странах мира регуляторы работают как-то загадочно», – сказала Ирина Елистратова. Смысл комплиментов в адрес Банка России стал ясен, когда спикер объяснила, что благодаря его требованиям по внедрению базельских стандартов, ей удалось выбить у руководства приобретение самого современного программного обеспечения. «Благодаря Базелю у меня появился Hadoop (набор утилит, библиотек и фреймворк для разработки и выполнения распределенных программ, работающих на кластерах из сотен и тысяч узлов, прим. ред.). Это одна из причин, почему мы решили купить Oracle Big Data Appliance (программно-аппаратное решение, которое обеспечивает полнофункциональную и надежно защищенную среду для анализа больших данных на основе Hadoop и NoSQL, прим. ред.)», – рассказала Ирина Елистратова.

По ее словам, новые технологии многое изменили в принципах взаимоотношений кредитных организаций и потребителей их услуг. «Раньше банки работали с клиентом по принципу: взял ипотеку, и слава Богу. Дали еще какой-то кредитик, вообще молодцы. Вклад занес – еще лучше. При этом не очень задумывались, что происходит в жизни человека, что очень неправильно. Сейчас современные системы сбора и анализа данных позволили банкам увидеть, что клиент живет вместе во всем миром, который отвечает за его питание, путешествия, развлечения. При этом важно учитывать целевую аудиторию – надо знать, к кому и с чем обращаться. Когда ты много знаешь, но о непонятно про кого, то это вообще романтично», – отметила топ-менеджер Альфы.

Ее коллега Павел Тулубьев, вице-президент, клиентский директор Почта Банка, охарактеризовал жизнь человека, как цепочку событий, из которых можно либо извлекать пользу, либо игнорировать. «В любой индустрии можно найти примеры, когда в череде событий рожается потребность в услуге, связанной с предыдущим событием. Возьмем аэропорт. Понятно, что для человека, который прилетает на самолете, он не является конечной точкой следования. Но этот факт можно не учитывать или учитывать. Следствие первого варианта – очереди на стоянке такси, которые можно было увидеть в прошлые времена. Следствие второго – появление систем юберизации, которые сделали такси доступным и относительно недорогим», – привел он пример. При этом Павел Тулубьев уточнил, что пример с такси настолько очевиден, что в этой нише сразу возникает большая конкуренция. «Когда потребность клиента очевидна всем игрокам рынка, то маржинальность от вашего знания этой потребности во временем становится все ниже и ниже. При этом мир – это огромное количество данных, которые не видны невооруженным глазом. И в этом надо находить преимущества. Как раз это позволяют делать современные системы банковской аналитики и BI», – подвел он свою речь к теме конференции. А в конце выступления добавил, что, к сожалению, эффект от внедрения новых технологий пока несопоставим с расходами на них.

Конференция «Real-time аналитика и Business intelligence (BI) в банке»
Конференция «Real-time аналитика и Business intelligence (BI) в банке»
Фото: Альберт Тахавиев, Finversia.ru

Уметь надо

«Никто не сказал, во что обходятся эти технологии и что они позволяют получить, – продолжал оппонировать выступающим Тимур Аитов. – Возьмите самый зачуханный банк, который готовится умирать, и предложите ему модель, которая из сегодняшних ста рублей позволит завтра сделать двести. Я уверяю вас, он найдет деньги, чтобы купить такую систему. Но ни одного конкретного совета я сегодня не слышал. Насколько выгодно этим заниматься. Понятно, что лучше знать своего клиента – это хорошо, но в каком объеме, как глубоко?».

Ирина Елистратова в свою очередь заметила, что пример с банком, который «загибается и умирает» не очень корректен. «Можно дураку подарить красивую и дорогую машину, которую он тут же разобьет и убьется сам. А если бы ходил пешком и ездил в метро, то жил бы дольше. Также если кому-то продать технологию, хранилища и пр., но мозгов для их правильного использования не будет, то ни о каких 200 рублях речи нет. Поэтому баланс плюсов и минусов сильно зависит от команды, понимания продуктов, сервисов, и знания своих клиентов. Все это в комплексе», – сказала она. «Обновленный мозг нужен», - вставил ремарку модератор первой сессии конференции Вячеслав Семенихин, директор по глобальному маркетингу компании «Смартфин».

«То, что на конференции не прозвучало тезисов о каком-то гарантированном эффекте, это как раз доказательство того, что конференция у нас хорошая. Поскольку любые такие прогнозы в обсуждаемой сегодня сфере будут шарлатанством», - высказал свое мнение Владимир Шикин, заместитель директора по маркетингу Национального бюро кредитных историй (НБКИ). По мнению Светланы Бовы, директора департамента аналитических систем Росбанка, оценить, насколько больше банк будет продавать продуктов за счет внедрения современных интеллектуальных систем, можно будет не ранее, чем через 3-4 года. «А мне просто импонируют банки, которые хотят двигаться вперед и развиваться. становиться удобными для клиента, общаться с ним на одном языке. Чтобы было удобно и красиво», – сказал Иван Кривушин, генеральный директор digital-агентства БюроБюро.

Кто не рискует…

Вторая часть конференции была посвящена теме риск-менеджмента и кредитного процесса. Юрий Соколов, генеральный директор SkyLineRisk Solutions, отметил, что финансовый кризис конца нулевых показал несостоятельность банковских моделей, продемонстрировал модельные риски. «Хорошая новость – с 1 января следующего года вступит в силу 9 стандарт МСФО, – сказал Юрий Соколов. Он принципиально отличается от прежних версий тем, что учитывает ожидаемые потери. Раньше учитывались только понесенные потери. За этим кроется революция в организации банковского портфельного управления. Дело в том, что стандарт обязывает банки учитывать будущие события. То есть банк должен будет обязательно иметь набор сценариев развития событий. И оценивать, как эти события будут влиять на портфель».

Григорий Грузинов, директор департамента комплаенса Международного инвестиционного банка рассказал об опыте МИБ в реализации комплаенс проектов. По его мнению, существующие требования мегарегулятора к банкам в отношении комплаенс сегодня довольно либеральные. «Нам нужно провести однажды оценку рисков и потом раз в год ее обновлять. И на этом все. Но если мы хотим идти дальше, использовать те инструменты бизнес-аналитики, о которых сегодня говорили на первой сессии, то нужно целостное системное видение всего комплаенс профиля банка», – высказал свое мнение Григорий Грузинов. По его словам сегодня те технологии, которые в сфере комплаенс применяют многие банки, не позволяют проводить даже пост аналитику, не говоря уже о real-time.

Ольга Ширяева, руководитель продукта «Отчетность BI» компании «Диасофт» рассказала, какие задачи помогают решить банкам профильные инфраструктурные компании.

Доклад Елены Розановой, советника генерального директора компании «РИСКФИН» был посвящен теме прогнозирования дефолта банков. «Тема не новая, но очень актуальная. Первая конференция по ней состоялась еще в 1995 году, когда в России было более 2,2 тыс. банков. Сейчас их в разы меньше. И, как писал Даниил Хармс, «а старушки все падали и падали», - сказала Елена Розанова.

Тимофей Костин, глобальный консультант Experian, рассказал участника конференции о том, как благодаря современным системам анализа можно противодействовать киберпреступникам. Он привел несколько конкретных примеров, когда современные технологии позволили отследить и пресечь действия мошенников, которые могли бы принести банкам и их клиентам многомиллионные потери.

Конференция «Real-time аналитика и Business intelligence (BI) в банке»
Конференция «Real-time аналитика и Business intelligence (BI) в банке»
Фото: Альберт Тахавиев, Finversia.ru

Тема выступления Сергея Максимова, директора по развитию бизнеса Data Mining Labs, называлась «Эпоха Data Science в банках: Россия на мировой карте». «Из уст Германа Грефа мы часто слышим термин Data Science, но не все понимают, что он на самом деле означает. Это как секс для подростков. Все слышали, но немногие на самом деле пробовали», – сравнил Сергей Максимов, и объяснил, что Data Science – это набор методов, который помогает принимать правильные решения на основе имеющихся у компаний данных. В конференции также принял участие учредитель Data Mining Labs Алексей Натекин.

Дмитрий Морозов, директор департамента анализа и оценки рисков (блок управления рисками) Банка Хоум Кредит вступил в легкую полемику с Аркадием Затуловским, ИТ-директором Нордеа Банка. Первый специалист высказал мнение, что в перспективе банки должны будут дойти до той стадии развития, когда все максимально актуализированные данные по клиенту будут получаться и сразу обрабатываться в момент его обращения, и влиять на принятие решения, например, по выдаче кредита. «Это и есть real-time. Пока же мы можем говорить только о постобработке», – сказал специалист. «Если мы говорим о рисках, то никакой real-time именно в этой области не нужен совсем. Представьте, что мы хотим выдать кредит в 1 млн долларов корпоративному клиенту. Он один может изменить все значения нормативов банка? Это большая работа, которая проводится в течение определенного времени, предполагает согласования с клиентом, оценку всех рисков, стресс-тест», – возразил коллега из Нордеа.

На конференции также выступили Эдуард Федечкин, ведущий эксперт по системам бизнес-аналитики TERN GROUP, который задал собравшимся вопрос о том, какой 24 мая праздник. Зал безмолвствовал. Нарушил тишину обозреватель Finversia.ru, напомнив финансистам о Дне славянской письменности и культуры.

Итоги конференции еще на ее промежуточном этапе хорошо оценил Вячеслав Семенихин. «Меня очень порадовали сегодняшние выступления, – сказал он. – Несколько лет назад, когда собирались аналогичные конференции, то мы говорили о «коробках», IT-архитектуре. Сегодня же все спикеры говорили о бизнесе, о его ответственности, о выборе в пользу оптимальных решений».

Москва.

фото события

Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+ENTER
все события »
+10 -0
2927
ПОДПИСАТЬСЯ на канал Finversia YouTube Яндекс.Дзен Telegram

обсуждение

Ваш комментарий
Вы зашли как: Гость. Войти через
Канал Finversia на YouTube

календарь эфиров Finversia-TV »

 

Корпоративные новости »

Blocks_DefaultController:render(13)