При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
В этом случае российская юрисдикция имеет шанс стать привлекательным местом для активных инвесторов. Это главный посыл по итогам обсуждения проблем российского форекса на круглом столе «Трейдинг в российском пространстве», который провел портал Finversia.ru при поддержке Ассоциации форекс-дилеров 17 мая 2019 года.
Спикерами круглого стола выступили руководитель Ассоциации форекс-дилеров Евгений Машаров, генеральный директор «ВТБ Форекс» Александр Сокологорский, генеральный директор «Альфа-Форекс» Сергей Николюк, генеральный директор «ПСБ-Форекс» Владислав Копыцкий, заместитель генерального директора – контролер «Финам Форекс» Владимир Волков, управляющий директор «Альфа-Форекс» Кирилл Дронов, управляющий директор «ПСБ-Форекс» Сергей Масленников.
Круглый стол на тему форекса начался, как обычно – и спасибо организаторам, что не стали этого замалчивать – с вопроса, а является ли форекс разновидностью азартной игры. В пользу этого довода высказался Анатолий Гавриленко, председатель Совета финансового рынка. Он извинился, что знает рынок форекс «весьма плохо»:
– Вижу этот рынок весьма плохо, но считаю, что, в целом, деловая среда на нем сильно ухудшилась за последние 10 лет. Если раньше была вольница, то сегодня нет. Сложно работать, остались только крутые брокеры, типа Альфы. Впрочем, я рассматриваю форекс как игру, тем более, когда у нас нет казино. Но скажите, сколько у нас людей, которые торгуют на рынке форекс?
Количество трейдеров на рынке форекс из тех, кто работает в российской юрисдикции, оставляет желать лучшего. Сегодня их 7,5 тысячи человек. При этом россиян, которые торгуют на этом рынке, по экспертным оценкам, – около 400– 500 тысяч человек. Однако большинство из них выбирают дилеров, которые действуют вне российского законодательного поля. Причины этого многочисленны, в том числе они связаны с регулированием, довольно жёстким в сравнении даже с остальными сегментами российского рынка.
Ян Арт, эксперт Комитета по финансовому рынку Госдумы, член Экспертного совета Ассоциации форекс-дилеров, главный редактор портала Finversia и модератор круглого стола, попытался рынок этот защитить:
– Рынок сам по себе не виноват, что на нём работало много мошенников. Сейчас в России появился, наконец, лицензированный рынок форекс. А это значит, что деньги клиентов находятся на номинальных счетах в российских банках, что сделки открываются у российских дилеров, которые являются налоговыми агентами. Кроме того, 7,5 тысячи клиентов за те два года и три дня, которые существует российский лицензированный форекс, – это неплохой старт.
Такая возможность, как торговля через форекс-дилера, нужна потому, что, по словам многих участников, на этот рынок можно прийти с небольшой суммой и «потренироваться» в биржевой торговле. Кроме того, для многих биржевых трейдеров форекс – подспорье в хеджировании позиций.
Евгений Машаров, руководитель АФД, также «вступился за рынок»:
– Это не игра, это трейдинг. И это признало государство, приняв соответствующий закон. Другой вопрос, как не допустить на этот рынок мошенников, которые «играют с клиентами».
– Для нас это серьёзный бизнес, а не игра. И мы видим постепенный переток клиентов – не такой как нам бы хотелось, конечно – но видим – из иностранных юрисдикций в российскую, – в свою очередь подчеркнул Александр Сокологорский, генеральный директор «ВТБ Форекс».
Почему клиенты переходят в российскую юрисдикцию? По словам Сокологорского, причин множество, но главная – люди хотят работать в легальной зоне.
Руководители форекс-дилеров отметили, что переходу в легальную зону мешают регуляторные барьеры: например, клиенты российских форекс-дилеров не могут проходить упрощённую идентификацию, как в других сегментах финансового рынка.
Разговор, конечно же, зашёл об убыточности на рынке форекс, поскольку упрек «на форексе люди в основном теряют деньги» часто звучит при обсуждении проблем этого рынка. Ян Арт привёл в пример данные по британской юрисдикции, где публикация статистики по успешности клиентов является обязательной для дилеров. В 2017 году, который считается сверххорошим для финансовых рынков, успешность трейдеров у лучших дилеров была в районе 30%. Как отметил модератор, на биржевом рынке большинство участников в убытке, но это не может быть аргументом «contra».
В свою очередь Евгений Машаров рассказал о системе защиты прав клиентов на российском рынке форекс. АФД осуществляет контроль рынка методом «тайного покупателя», разрабатывает серию методических пособий, посвященных различным аспектам рынка форекс, проводит личный прием клиентов форекс-компаний.
Лицензированный форекс в России довольно молод, поэтому пока претензий со стороны клиентов к лицензированным форекс-дилерам не было зафиксировано, сообщил Евгений Машаров. Зато идет вал жалоб на офшорные или вообще нелегальные форекс-компании. Сотрудники АФД выявили несколько десятков таких компаний.
Машаров считает, что переток клиентов из иностранных юрисдикций непременно произойдёт, особенно, если российская юрисдикция будет развиваться и совершенствоваться:
– Тут важно ваше мнение, мнение самих трейдеров, чтобы потом направить предложения в Банк России, – отметил глава АФД.
Кирилл Дронов, управляющий директор «Альфа-Форекс», сравнил работу на рынке форекс с другим предпринимательством:
– Я начал торговать на форексе в 2010 году. И я скажу вам, что заниматься собственным бизнесом намного тяжелее, чем торговать на форекс! Мы видим, как зарегулирован рынок форекс. Но и защищён! А когда начинаешь собственный бизнес – такой защиты нет совсем. И человек остается один на один с рынком. Заработать что-то в бизнесе – в разы тяжелее, чем на форексе.
В ходе круглого стола затронули и тему проекта закона о квалификации инвесторов, апологетом которого является Банк России. Участники проголосовали, кто против, а кто за предстоящую категоризацию клиентов. Оказалось, что голоса поделились поровну.
Александр Сокологорский заметил, что категоризация – это ни хорошо и не плохо:
– Оттенок появляется тогда, когда для инвесторов вводятся ограничения. И тут сразу возникает негатив. По рынку форекс ситуация самая тяжёлая, поскольку все форекс-трейдеры могут быть причислены к квалифицированным инвесторам, а это значит, что они должны будут иметь активов на 10 млн рублей.
Владимир Волков, заместитель генерального директора «Финам Форекс», привёл статистику:
– Средняя сумма первичного пополнения депозита составляет не более 300 тысяч рублей. И, по нашим оценкам, 80% новых клиентов попадают под категорию «особо защищаемых».
Это значит, что 80% клиентам закроют доступ к рынку форекс.
В свою очередь Ян Арт заметил, что он считает введение института квалификации инвесторов правильным шагом, однако вопрос в том, не станет ли эта процедура забюрократизированной. По его мнению, главный вопрос, чтобы трейдеров не заставили стать в очередь в какой-нибудь очередной «уполномоченный орган», возглавляемый очередным отставным чиновником, который «торгует» сертификатами.
Многие трейдеры также опасаются, что согласно новому закону квалификация инвесторов превратится в формальную процедуру.
Евгений Машаров, как и руководители российских форекс-дилеров, высказались за уравнение возможностей клиентов рынка форекс с остальными рынками.
Ян Арт привёл на эту тему метафору:
– Долгое время я, когда хотел выспаться, использовал донормил. И вдруг его начали продавать только по рецепту. Я не хочу отвлекаться от работы, чтобы записываться на прием врачу и получать от него рецепт. И что же я делаю теперь? Покупаю донормил во время поездок в Белоруссию, где он продается свободно. То есть из-за излишней бюрократии мои деньги уходят в Белоруссию... Важно, чтобы тоже самое не произошло с рынком российских трейдеров…
В заключении Ян Арт предложил, чтобы в рабочую группу по доработке законопроекта по категоризации инвесторов включили хотя бы одного реального инвестора.
обсуждение