При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
21 сентября в Москве состоялся форум Интернет+Финансы, который приурочили к промежуточным итогам декабрьских посланий президента России Владимира Путина в части развития в стране цифровых технологий. Лейтмотивом мероприятия стала фраза зампреда ЦБ Ольги Скоробогатовой: «Хватит строить планы и договариваться – пора уже делать!».
«Какая связь без Министерства связи?!»
В декабре 2015 года Владимир Путин принял участие в первом форуме «Интернет-Экономика», где была озвучена стратегия государства по развитию удалённых систем доступа к личным данным, их обработке и передаче третьим лицам. Организаторы нынешнего форума пригласили представителей министерств и ведомств рассказать, что уже сделано в этом направлении и что – пока в проектах.
- Без Министерства связи говорить о какой-то связи между финансовыми организациями, органами власти и людьми очень сложно, - открыл форум Герман Клименко, советник президента РФ по вопросам развития интернета и пригласил на кафедру Алексея Козырева, замминистра Минкомсвязи.
Господин Козырев рассказал, что к настоящему моменту на портале Госуслуги зарегистрированы примерно 32 млн россиян, а каждую секунду на портале регистрируется новый пользователь. Имеющейся базы данных оказалось достаточно для того, чтобы министерство запустило тестовый проект по передаче данных от гражданина к коммерческой организации.
- Я расскажу, как это выглядит. К примеру, коммерческая организация, подключённая к нашей инфраструктуре, направляет запрос на портал Госуслуг, портал спрашивает клиента, согласен ли он на предоставление сведений. Далее запрос уходит в конкретный орган власти – по существу вопроса – а полученный ответ направляется обратно в коммерческую организацию. Гражданин полностью контролирует информацию, которую он согласился раскрыть и в любой момент отказаться от права передачи своих данных.
- Такая схема не противоречит закону о защите персональных данных, - подчеркнул замминистра.
Бета-тестирование проходит в настоящее время проект по предоставлению банкам сведений о доходах гражданина, которые содержатся в базе данных Пенсионного фонда. По словам Козырева, проект завершается в ноябре 2016 года и уже в декабре на сайте Минкомсвязи будет вывешена инструкция, как банки смогут подключиться к услуге.
- Госулуги – это всегда хорошо, но без ЦБ все наши желания не сбудутся. Расскажите, к чему нам готовиться? Может к блокчейну?!, - передал Клименко слово представителю ЦБ.
«Регулятивные песочницы»
- Мы с вами уже второй год об этом говорим и выступаем на конференциях. Все говорят, что это нужно, что все согласны, так давайте уже это сделаем! Чтобы в следующий раз в очередной раз не повторять одно и то же, - заявила Ольга Скоробогатова, зампред ЦБ и прочитала небольшую лекцию о мировых трендах в развитии финтеха.
По её словам, в Европе пошли на смелый шаг и допустили к базам личных данных не только банки, но и компании финтеха. В итоге стоимость продуктов и услуг снизилась, а оперативность получения данных – возросла.
- Мы пока раздумываем над этим – тут есть и много плюсов и минусов, но очень сложно отрицать, что этот тренд имеет устойчивый характер, - рассказала Скоробогатова.
Помимо расширения доступа к базам данных, в ЦБ видят ещё один глобальный тренд - дистанционные услуги, в частности мобильный банкинг. Лидерами в сфере удалённых доступов и перевода услуг в цифровую плоскость являются Гонконг, США, Сингапур и Англия. Чтобы постараться догнать эти страны – от которых по уровню дигитализации Россия отстала лет на 10-15 – в октябре ЦБ представит пилотный проект по созданию специального режима для заинтересованных участников рынка.
- Мы сейчас активно прорабатываем такой проект, как создание «регулятивных песочниц», по-русски это называется эксперимент. Речь идёт о создании такого режима для участников, когда регулятор сознательно разрешает провести какие-то вещи, протестировать технологии в пилоте, не применяя жёсткие методы наказания, - пообещала Ольга Скоробогатова.
По её словам, 13-14 октября в Казани ЦБ представит данный проект на суд общественности с тем, чтобы постараться запустить «песочницы» уже в 2017 году.
«Мы за все хорошее и против всего плохого»
С этой фразы начал своё выступление замдиректора Росфинмониторинга Павел Ливадный. Он подробно перечислил все вызовы современности и заверил присутствующих, что Росфинмониторинг хорошо понимает роль финтеха, институтов индентификации и удалённых каналов, а излишний консерватизм «может загнать нас вековую отсталость». При этом замглавы ведомства посетовал, что банки недостаточно хорошо реализуют НПК (надлежащая проверка клиентов) и оценивают риски, которые могут быть связаны с финансированием терроризма.
- Огромное спасибо, что такая консервативная организация движется в нашем направлении, - приветствовал выступление Герман Клименко, а Ольга Скоробогатова, которая взяла на себя роль соведущей, заверила, что ни у кого нет желания допустить финансирование терроризма.
- Новые технологии меняют и трансформируют бизнес, поэтому риски всегда появляются. Но это нормально, развитие всегда так идёт, - пояснила она свою позицию.
- Все так идеально, что осталось только договориться, - предложил было Клименко…
- Нет! Осталось сделать! Договариваемся то мы постоянно, - не согласилась с ним Ольга Скоробогатова.
И Пенсионный фонд не отстаёт
Первый зампредправления Пенсионного фонда Лилия Чижик рассказала, как модернизируется и её организация – в духе времени.
- Если раньше, чтобы получить СНИЛС, нам необходимо было 15 дней, потом примерно 5, то сейчас мы тестируем сервис предоставления СНИЛС онлайн, - отчиталась она о выполнении декабрьских указов президента.
По её словам, Пенсионный фонд в настоящее время предоставляет 46 сервисов, которыми граждане могут воспользоваться в электронном виде, а к концу года будут «закрыты все сервисы, которые требуются от Пенсионного фонда». Но тут выяснилось, что электронными сервисами – не смотря на их наличие – пользуются совсем немногие:
- Например, заявление на выдачу материнского капитала. Это удалённый сервис. Но количество обращений в общем объёме не превышает 10%. Куда более трудно идёт онлайн-работа и с ключевыми клиентами Пенсионного фонда – пенсионерами.
Чижик заверила лишь, что работа по повышению финансовой грамотности среди данного контингента не останавливается ни на минуту.
- Здорово, что и Пенсионный фонд идёт в духе времени, - приветствовал её ведущий форума.
Потом Клименко и Скоробогатова провели небольшой опрос в зале, кто пользуется сервисом Госуслуги, и кто ходит в отделения банков. По первому вопросу подняли руки почти все, по второму – примерно половина.
- Аудитория так подобрана, что это все равно что у пользователей Яндекса спрашивать, какая поисковая система лучше. Ведь вряд ли кто назовёт Гугл?!, - прокомментировал опрос Клименко.
ФНС и её big data
Завершающее выступление выдалось самым интересным и многообещающим.
Андрей Бударин, начальник управления оперативного контроля ФНС отчитался о начавшейся фискальной реформе:
- Речь идёт о поправках в 54-й закон ФЗ о применении контрольно-кассовой техники.
По словам налоговика, с 15 июля 2016 года вся кассовая техника оснащается модулями, которые передают сведения в ФНС в режиме реального времени.
- Аж дух захватывает от того, как можно использовать эту информацию, как её обрабатывать: и по отраслям, и по территориям, и по профилям потребления... Это очень высокий уровень дигитализации и обработки данных, - сообщил Бударин, немного переведя дыхание.
- А делится то будете!? Вон, в зале, я вижу уже пошёл процесс слюноотделения, - прервал его ведущий.
Представитель ФНС пообещал, что будут, но пока сделали только первый шаг – операторы фискальных данных начинают обрабатывать эту информацию деперсонифицированно. В будущем у ФНС появятся сервисы для коммерческого использования этого громадного массива данных. В настоящее время волшебными модулями оснащено около 1 млн кассовой техники, а к концу 2018 года их будет 4 млн устройств.
Москва.
обсуждение