Воскресенье, 22.12.2024
×
Финансовый «новогодний огонек»

В ЦБ задумались над новой реформой института квалификации инвесторов

Аа +
+3 -0

С такой инициативой выступил Михаил Мамута, представитель Банка России, в ходе конференции НАУФОР, посвящённой защите прав розничных инвесторов. Но больше всего на конференции говорили о судьбе структурных продуктов.

Запрет – крайняя мера

Говоря о которой Иван Чебесков, директор Департамента финансовой политики Минфина, признал, что запрет структурных продуктов (СП) для неквалифицированных инвесторов в декабре 2020 года был продиктован чрезвычайными обстоятельствами:

– Это не идеальный способ регулирования, и нам необходимо прибегать к запретам только в крайних случаях.

По словам чиновника, есть три направления, по которым необходимо усилить работу: 1) Повышение финансовой грамотности; 2) Тестирование инвесторов; 3) Совершенствование системы мотивации менеджеров, которые продают СП.

– Что касается мотивации, то нам нужно исключить практику, когда менеджерам, которые продали больше всего СП, давали путёвки, условно, на Мальдивы.

«Паршивая овца портит всё стадо»

Михаил Мамута, руководитель службы Банка России по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг, с выступлением своего коллеги полностью согласился.

– Люди ведут себя не так, как мы ожидаем. Я сейчас про поведенческую экономику. Именно поэтому нам важно уделить так много внимания фронт-линии в широком смысле – программам, приложениям, личным встречам.

По его словам, необходимые полномочия для пресечения мисселинга даст законопроект, который сейчас готовиться ко второму чтению в Госдуме.

Он также затронул тему института тестирования:

– По итогам нашего пилотного эксперимента в Чувашии и Москве мы выяснили, что даже в столице процент сдавших тесты не превышает 50%. Тестирование не защитит людей от ошибок. Но это лучше, чем очередной запрет. Потому что заперты – из-за того, что нет работающей системы защиты инвесторов.

По словам представителя регулятора, из-за одного разочарованного инвестора, биржа может не досчитаться десяти новых инвесторов.

– Сарафанное радио, – пояснил он свою мысль.

Эксперт также рассказал об итогах опроса инвесторов, многие из которых заявили, что регулятор должен останавливать продажи токсичных продуктов на краткосрочном периоде.

– Более того, опыт западных регуляторов говорит о том же. И они делают также.

Михаил Мамута также заявил, что поддерживает реформу системы мотивации менеджеров, продающих СП.

Алексей Тимофеев, президент НАУФОР, спросил Мамуту, будут ли доступны СП неквалифицированным инвесторам после вступления в силу тестирования.

– Да, редакция закона позволяет с момента тестов и стандартов начать продажу простых СП неквалифицированным инвесторам. Важно, чтобы сами тесты были качественными.

Про финансовый инфантилизм

Владимир Яровой, управляющий директор SberCIB, призвал не способствовать развитию финансового инфантилизма:

– Регулирование и повышение финансовой грамотности не должно уходить в проповедование финансового инфантилизма – чтобы люди совсем перестали задумываться над рисками. Чтобы люди не начали морально чувствовать право требовать возмещения убытков – потому, что дух закона позволяет это сделать.

...И серый рынок

Илья Васильев, руководитель брокерского бизнеса «Альфа-Банка», призвал коллег не создавать «серый рынок» для неквалифицированных инвесторов:

– Как это было в своё время в сегменте микрофинансирования.

Говоря о системе мотивации, представитель Альфа Банка рассказал, что в банке «много экспериментировали с этим»:

– Ещё 4 года назад мы убрали комиссионный доход как основу мотивации. Но коммерческая мотивация должна быть – чтобы клиент оставался с банком дольше. Непростая тема. Нужно пилотирование – много думать, а потом делать, часто менять нельзя.

Увеличение аллокации на IPO

Владислав Кочетков, глава Финама, заметил, что группа компаний Финама – частный бизнес:

– Точно могу сказать, что всё это время ЦБ нам не помогал в работе, а местами – ставил препятствия:

– Сейчас главное не дать ЦБ максимально усложнить тесты. Сначала было 7 вопросов, теперь – 11. А где 11, там и 15. А потом уже 20!

По словам Кочеткова, у российского инвестора недостаточно инструментов и их становится всё меньше:

– Я бы призвал регулятора подумать над тем, чтобы увеличить аллокацию IPO на розничных инвесторов и ввести соответствующие KPI для банков-андеррайтеров размещений. Рынку также нужен доступ к иностранным ETF и дробным акциям. Нужно внедрять ИИС-3, но, при этом, сохранить ИИС-1.

Глава Финама также предложил отменить тестирование, если клиенту формирует портфель инвестиционный советник.

Алексей Тимофеев заметил, что важно не спугнуть нового инвестора:

– Многие пришли на рынок потому, что появилась возможность покупать иностранные инструменты. Если бы такой возможности не было – не было бы никакого бума частных инвестиций.

«Многие пришли на рынок потому, что появилась возможность покупать иностранные инструменты. Если бы такой возможности не было – не было бы никакого бума частных инвестиций», – Алексей Тимофеев

Нужен поколенческий анализ

Дмитрий Панченко, директор инвестиционного бизнеса Тинькофф Банка, оценивает количество активных инвесторов в 4,5 млн человек.

– Кроме того, я скептически отношусь к объёму активов на бирже. Говорят, что это 13-15 трлн рублей. Но сколько там денег олигархов и закрытых ПИФов?

Он призвал не налагать ограничения на весь рынок:

– Есть разные кластеры клиентов, они ведут себя по-разному. Тут нужен поколенческий анализ в том числе.

«Есть разные кластеры клиентов, они ведут себя по-разному. Тут нужен поколенческий анализ в том числе. Не стоит налагать ограничения на весь рынок», – Дмитрий Панченко, Тинькофф Банк

Панченко также заметил, что не стоит налагать ограничения из-за «пары сотен случаев мисселинга».

По его словам, простые СП помогут оградить новичков на рынке от потерь.

– Меня также беспокоят дискуссии про миспрайсинг. Но вы ведь не приходите в автосалон или в кафе и не заявляете, что столкнулись с миспрайсингом?!

СП – для инвесторов-новичков

Эдвард Голосов, заместитель председателя правления по инвестиционному и страховому бизнесу «БКС Мир инвестиций», считает, что СП нужны именно потому, что поведение инвесторов иррационально:

– При вложениях на короткий период нужны СП. При вложениях на длинный период СП не нужны.

Подытоживая дискуссию, Михаил Мамута отметил, что все шаги регулятора основаны на данных – фактических случаях:

– По каждому случаю мисселинга есть протоколы. За последний месяц сделали 150 замеров и выявили 240 случаев мисселинга. Именно поэтому мы ввели ограничения на продажу СП.

Он также не согласился с тем, что ЦБ не должен заниматься реформированием системы мотивации:

– Это одна из главных задач регулятора во всём мире. Более того, мы отстаём от развитых стран. Видим большую роль СРО в это направлении.

Что касается института квалификации инвестора, то Мамута признал, что система устарела:

– После того, как мы примем срочные шаги, мы обязательно вернёмся к этой теме. Морально и материально она устарела, согласен.

Говоря о миспрайсинге представитель регулятора заметил, что речь идёт о случаях, когда одна и та же услуга «несколько раз опрайсивается».

Москва.

обсуждение

Ваш комментарий
Вы зашли как: Гость. Войти через
Канал Finversia на YouTube

календарь эфиров Finversia-TV »

 

Новости »

Корпоративные новости »

Blocks_DefaultController:render(13)