При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
На 14-ом итоговом финансовом форуме НФА, состоявшемся 4 декабря, законодатели, регуляторы, биржа и бизнес подвели итоги работы в этом уходящем году. Среди них: проникновение розничных инвесторов в новые сегменты рынка, завершение работы по законодательному обеспечению работы «Маркетплейса», проблемы с финансовыми советниками и спящие оговорки в договорах, касающиеся права в одностороннем порядке повысить ставку.
Национальная финансовая ассоциация (НФА), которая с некоторых пор ещё имеет ещё и статус саморегулируемой организации (СРО), решила в этот раз переименовать ставший уже традиционным «РЕПО-Форум», поскольку вот уже в который раз на этом мероприятии обсуждаются далеко не только вопросы РЕПО-кредитования, но и разнообразных финансовых инструментов, а теперь вот ещё и проблемы с законом о финансовых советниках, нюансы прохождения важнейших финансовых законопроектов и многие другие. Но не только из-за этого: на мероприятиях НФА прямо на сцене происходит обмен предложениями между регулятором, бизнесом и законодателем. Поэтому теперь форум получил название «Международный финансовый Форум NFA» с приставкой года, в который он проходит.
С напутствиями участникам форума заехала на несколько минут, ввиду большой занятости, Белла Златкис, заместитель председателя правления Сбербанка:
– Нам нужно поднимать на должный уровень саморегулирование. Мне хочется пожелать всем нам возродить силу и мощь саморегулирования.
У других выступавших этим утром времени было немного больше, но каждый из них не забыл поддержать Беллу Ильиничну.
Новости от законодателя
Анатолий Аксаков, глава Комитета по финансовому рынку Госдумы, рассказал о главных законопроектах этого года:
– Опасения были с законопроектом о финансовых советниках, сейчас стремимся подкорректировать документ. Проблема связана с тем, в том числе, что стандарты работы советников пока ещё не разработаны, хотя закон был принят давно. Очень надеюсь, что сообщество нас услышит и ускорит работу над стандартами.
Аксаков рассказал также о законопроекте «о внутренних РЕПО» и законопроекте о цифровых финансовых активах.
Василий Заблоцкий, руководитель НФА, подтвердил, что стандарты разрабатываются и спросил Аксакова, как будет решаться вопрос о предоставлении права банкам с базовой лицензией совершать сделки с ценными бумагами. Глава думского комитета ответил, что возможность для дискуссии сохраняется, однако регулятор занял жёсткую позицию не давать такого права. Спросили депутата также и про просьбу от Лиги независимых финансовых советников вывести независимых советников из числа профучастников рынка. Аксаков ответил, что ждёт экспертных заключений по этому вопросу и потом вопрос будет вынесен на заседание Комитета.
Розница осваивает рынок
Александр Афанасьев, руководитель Московской биржи, подвёл некоторые итоги работы по своему «участку ответственности»:
– Мы допустили корпоратов к сделкам с РЕПО с КСУ (клиринговый сертификат участия). Это важно, поскольку способствует формированию объективной рублёвой ставки. Мы рады, что наши граждане открыли уже более полумиллиона индивидуальных инвестиционных счетов (ИИС), теперь ждём миллиона. Хочу отметить, что наконец-то проснулся спрос ос стороны ритейла. Низкие ставки по вкладам вынуждают бывших вкладчиков искать новые способы заработка. Сначала они идут в ОФЗ, потом в корпоративные облигации, а потом – в акции. Интересно, что на денежном рынке у нас вообще не было никогда ритейла, а сейчас доля розничных клиентов в обороте этого сегмента достигла 1%. Это очень много. Что касается доли розницы в обороте ОФЗ, то она составляет 7-10%.
Афанасьев прошёлся также по основным трендам этого года, в числе которых цифровизация – более 50% новых счетов у брокеров открывается «цифровыми» способами, и высказал надежду, что законодатель упростит операции с buy back (обратному выкупу акций).
Перед уходом Анатолий Аксаков заверил, что законопроект по маркетплейсу будет принят в срок:
– Тут были публикации, что, мол мы не успеваем. Мы идём по плану. На следующей неделе мы внесём законопроект и у нас есть ещё два месяца, чтобы спокойно его принять. Думаю, что проблем не будет.
«Всего-то 100 актов нужно принять»
Наконец, слово взял Сергей Швецов, первый зампред Банка России, рассказавший об исполнении на 90% трёхлетней стратегии регулятора и принятии новой:
– 15 января 2019 года будет утверждена новая стратегия. Там всего 100 актов: 50 примем сами, 50 – Госдума и другие ведомства. Ключевые цели стратегии: обеспечение доверительной среды, конкуренция, финансовая стабильность.
Говоря о саморегулировании, Швецов отметил, что СРО предстоит доказать, что они могут эффективно осуществлять надзор, иначе эту функцию придётся передать государству.
Что касается стандартов по финансовым советникам, то Швецов выразил надежду, что рынок не станет «грузить» клиентов сложными финансовыми инструментами, а будет «выращивать» их.
– Но хватит ли терпения у рынка? За следующие три года мы должны пройти этот непростой путь перетока безрисковых вкладов в инвестиции.
Финансовую стабильность, по мнению Швецова, удалось обеспечить, в том числе, с помощью чистки банковской системы от недобросовестных и слабых участников.
Василий Заблоцкий поинтересовался у Швецова, является ли прогноз, который публикуется на сайте, побуждением к сделке? Швецов ответил, что для того, чтобы ответить на этот вопрос, нужно выяснить: 1) Является ли этот прогноз манипулированием? 2) Понимает ли клиент, что стоит за финансовой компанией, которая делает этот прогноз. Также Швецова спросили о позиции регулятора по поводу права работать с ценными бумагами для банков с базовой лицензией.
– Мы считаем, что у таких банков должна быть простая бизнес-модель, они фокусируются на локальном присутствии. Но мы готовы рассмотреть такое предложение, – ответил представитель Банка России.
Трудности с хеджированием
На второй панели форума говорили о трудностях с хеджированием рисков с помощью производных финансовых инструментов (ПФИ) и пригласили, чтобы обсудить проблему длинных денег, представителей негосударственных пенсионных фондов (ПФР).
Алексей Лякин, директор казначейства Сбербанка, признал, что несмотря на активности о данному направлению и усилия участников рынка, прорыва не произошло.
Селим Агарзаев, начальник казначейства Металлинвестбанка, согласился с этой точкой зрения:
– На этом рынке присутствуют пока одни только маркетмейкеры, а нужны либо агрессивные участники, либо клиенты. Мы спрашиваем регулятора, как нам хеджироваться и получаем излишне консервативные рекомендации, связанные с тем, что для этого нужно задействовать «втройне» капитал.
Лякин связал проблему с «тяжёлым наследством» – когда рынок всякий раз после очередного кризиса вынужден был восстанавливать одни инструменты, а другие – забывать навсегда. По словам казначея, попытка переложить процентный риск на клиента встречается в штыки:
– И суды далеко не всегда становятся на нашу сторону.
Олег Горлинский, начальник казначейства и старший вице-президент ВТБ, добавил, что проблема длинных денег обострилась с уходом иностранного капитала с российских рынков.
Елена Дзигоева, заместитель директора департамента банковского регулирования Банка России, рассказала об усилиях регулятора по созданию рынка ПФИ.
Андрей Неверов, вице-президент по НПФ «МКБ-капитала», заявил, что стимулов для реализации долгосрочных стратегий по ПФИ недостаточно.
Валерий Вайсберг, директор аналитического департамента ГК «Регион», затронул проблему хеджирования всего портфеля:
– Для банков это сделать проще, для управляющих компаний – нет. Захеджировать весь портфель мы не можем – только 10%.
Сергей Беляков, президент Ассоциации НПФ, согласился с коллегой в том, что регулирование сильно разнится в зависимости от участника.
Лякин рассказал, что стандарты, связанные с ПФИ, написаны ещё в 2017 году и теперь задача для всех участников заключается в том, чтобы «придумать пряники, а не кнут» для банков, чтобы они пришли на этот рынок.
Участники панели затронули вопрос о вшитой опциональности в договорах по одностороннему повышению ставки.
Лякин признал, что в кризис Сбербанк поднимал ставки в одностороннем порядке:
– Лично я бы так не делал. Я бы исключил такие опции взамен на согласие клиента оплатить процентный риск в случае его возникновения. Но со стороны корпоратов я вижу сопротивление.
Кирилл Вергунов, начальник Управления операций на внутреннем рынке Банка России, предложил подумать над вариантом разрешить невалифицированным юридическим инвесторам (когда будет принят соответствующий закон) работать по фиксированной ставке, а квалифицированным – по плавающей.
Москва.
обсуждение