При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Цифровая революция, развитие финтеха, блокчейн... Рано или поздно это, если и не погубит банки, приведет к их кардинальным изменениям – как по сути, так и по форме. Об этом говорили на IV Международном форуме «Вся банковская автоматизация 2017», организованном Ассоциацией российских банков и компанией «АйФин Медиа», который открылся в московском «Экспоцентре» 18 октября.
Одной из главных целей форума, как анонсировали организаторы, стало представление финансовому сообществу максимум готовых решений, способных сократить издержки и повысить эффективность банковского бизнеса.
Открывая форум, Андрей Бурдинский, председатель оргкомитета, генеральный директор «АйФин Медиа», вспомнил, что в 1997 году ему довелось стать участником перового в России проекта ДБО – тогда Автобанк запустил интернет-банк для управления счетами онлайн. Он отметил, что в России, которая занимает первое место в Европе по количеству пользователей интернета, существуют сильные стимулы для цифровой трансформации бизнеса, в том числе в финансовой сфере. «Очень важную роль сегодня играет развитие и внедрение прорывных технологий. И здесь Россия тоже стремится занять одно из первых мест. Искусственный интеллект, блокчейн – это не просто модные термины. Мы говорим о реальных направлениях развития бизнеса», – сказал Андрей Бурдинский.
Валерий Шипилов, исполнительный директор АРБ, посетовал на то, что среди многочисленных новостей на тему распределенных реестров, диджитализации, цифровой революции, искусственного интеллекта, которые сегодня, как из рога изобилия, возникают в информационном пространстве, нет по-настоящему революционных известий. «Больше половины новостей о том же биткоине – пустые. С нетерпением жду, когда объявят главного идеолога криптовалюты. Я ставлю на Сергея Пантелеевича Мавроди», – сказал Валерий Шипилов. По его словам, именно человек со складом ума и мировоззрением основателя «МММ» мог «увидеть такой аппарат».
Олег Скворцов, член совета директоров банка «Юнистрим», руководитель комитета АРБ по информационным и интернет-технологиям, высказал мнение о том, что в погоне за технологическими новациями банки должны во главу угла ставить потребности и удобство клиентов. «В эпоху цифровой революции важнейшей способностью бизнеса становится умение предугадать клиентские потребности на один-два шага вперед. И еще очень важно не навязывать ему продукты и услуги, а давать то, что он ждет», – заметил Олег Скворцов.
Лучше без крови
В рамках форума состоялось несколько параллельных конференций. Одна из них называлась «Цифровая революция в банковском бизнесе». Ее модератором выступал Константин Маркелов, заместитель директора по развитию бизнеса компании «ОТР». «Я очень надеюсь, что та цифровая революция, о которой нам сегодня расскажут, не приведет к цифровой гражданской войне», – пошутил он.
Денис Сотин, член правления Росбанка, директор по информационным технологиям, рассказал о том, как воспринимают происходящие изменения в его структуре. «Мы все переживаем период трансформации и хорошо знакомы с тезисом о том, что банки в нынешнем виде перестанут существовать, и к 2026 году они станут лишь инструментом, который помогает оказывать услуги». Среди основных причин трансформации он назвал серьезное качественно изменение клиентской аудитории и ее запросов, увеличение скорости появления новых сервисов на рынке, появление инновационных технологий сбора и анализа информации, широкое распространение мобильных устройств. «Еще одной причиной является то, что постепенно меняется позиция российского регулятора в отношении данных и API. Впрочем, это касается не только России. В Европе очень много инициатив по организации различных сервисов. Поскольку мы являемся частью европейской группы, то имеем доступ к информации о процессах, которые происходят там. Я могу сказать, что трендом становится обмен данными внутри банковского сообщества, совместное пользование базам, что позволяет повысить уровень сервиса для клиентов не в одном отдельно взятом банке, а во всей банковской среде», – сказал Денис Сотин.
В то же время он выразил уверенность, что полностью в цифру финансовая отрасль уйдет еще очень нескоро. Спикер напомнил, что разговоры о скором полном переходе кредитных организаций на дистанционное обслуживание шли еще пять лет назад. Однако в действительности все оказалось иначе, место под солнцем нашлось разным бизнес-моделям, в том числе традиционным, банки сохранили и, более того, развивают физические офисы. «Судя по тому же европейскому опыту, мы видим, что чисто дистанционные банки далеко не всегда оказываются эффективными», – констатировал топ-менеджер Росбанка.
Дмитрий Мирошников, президент iSimpleLab (iCAM Group), высказал мнение, что цифровая трансформация банков должна происходить комплексно – на уровне стратегий, на всех направлениях банковского бизнеса и инфраструктуры одновременно, а не только отдельных профильных отделов.
Он также отметил те тенденции в платежной среде, которые будут определять ее развитие в ближайшем будущем. К ним, по мнению эксперта, относятся бесконтактные платежи, токенизация, р2р-переводы и удаленные платежи, а также повышение безопасности платежных средств. При этом он назвал наиболее целесообразным переход к микросервисной архитектуре банковской онлайн-инфраструктуры. «Цифровая революция серьезно изменит сферу ДБО, произойдет существенная трансформация этого элемента банковского бизнеса, как текстурная, так и организационная», – завершил свое выступление Дмитрий Мирошников.
При этом, как считает Майя Глотова, исполнительный директор ПЦ «КартСтандарт» (входит в ГК ЦФТ), развитие финтеха только кажется непредсказуемым. «На самом деле все происходит очень динамично, но достаточно ожидаемо», – сказала она.
Кто лучший «банкокиллер»
На параллельной сессии «Блокчейн и распределенный реестр в банковском бизнесе» Иван Бобров, директор по управлению проектами управления цифровой трансформации департамента информационных технологий ВТБ, рассказал собравшимся о процессе создания распределенного реестра электронных банковских гарантий под эгидой Ассоциации ФинТех, созданной при участии ЦБ РФ. Эта система, по замыслам ее инициаторов, позволит в перспективе отказаться от бумажных банковских гарантий, снизить трудозатраты и издержки, связанные с бумажным документооборотом, повысить уровень защищенности информации и исключить возможность подделок, расширить опции для участников рынка за счет смарт-контрактов. Электронная версия будет считаться первичным документом. «Почему решили создавать все это на базе распределенных реестров? В в этом вопросе существуют определенные заинтересованные центры влияния. И сделать какую-либо централизованную систему, которая была бы где-то между Минфином, Федеральной таможенной службой, Федеральной налоговой службой и т. д., достаточно затруднительно. Поэтому было принято решение сделать это на распределенных реестрах. Благо к тому времени Банк России предпринял серьезные усилия для изготовления такой платформы, которая называется Мастерчейн, на базе которой и будет вестись работа», – проинформировал Иван Бобров.
Тема выступления Максима Азрильяна, главного технического архитектора Альфа-Банка звучала угрожающе: «Когда блокчейн убьет первый банк?». «То, что все рано или поздно умрут, в том числе банки, это понятно. Но вот кто раньше, а кто позже, во многом зависит от нашего регулятора», – вставил ремарку кто-то из зала.
Впрочем, докладчик никаких апокалипсических прогнозов делать не стал. «Что случится с банками, когда блокчейн, как парадигма, наберет силу? Помните, в 2015 году глобальная страшилка для всех банков была – придут стартапы и отберут у вас все. К этому все шло, вероятность была реальная, но банки выкрутились», – заметил Максим Азрильян. По его словам, это произошло благодаря наличию у банков финансовых ресурсов и большой лояльной клиентской базы, которой у стартапов не было и быть не могло в условиях высокой конкуренции. «В результате банки и стартапы стали работать в единой упряжке. Мы вам – базу и лояльных клиентов, вы нам – реальные решения», – смоделировал некий обобщенный призыв банков к финтех-компаниям Максим Азрильян. Также он заметил, что банкам значительно проще выполнять требования регулятора, чем небольшим участникам финансового рынка.
При этом Максим Азрильян предположил, что с блокчейном может быть другая история. По его словам, блокчейн может стать «станком» новой индустриальной и в целом экономической революции, каким когда-то был обычный станок, а следующим этапом будет распространение искусственного интеллекта. «И предположить, к чему все это приведет и когда, сейчас очень сложно. Но можно сказать, что ждать осталось не так долго, изменения сейчас происходят значительно быстрее, чем даже пару лет назад. Рано или поздно расчеты станут возможны в формате peer to peer, отпадет необходимость в посредниках, core-компетенция банков по трансферу денег будет размыта, краудфандинг (ICO) заменит IPO и кредитование, скоринг будет опираться на большие данные, в том числе из блокчейн. Но пока нет крипты, у банков есть время», – сказал Максим Азрильян. Он напомнил о принципе, когда процесс, с которым невозможно бороться, лучше возглавить.
По словам эксперта Альфа-Банка в будущем банки могут сохранить за собой такие ниши, как обменные операции «крипты на фиат», стать провайдерами смарт-контрактов, создавать площадки для совершения сделок (от фриланса для физических лиц до сложных аккредитивов и ипотеки), стать агрегатором для госведомств и крупных игроков, а также площадкой для ICO.
На одном из заключительных слайдов презентации Максима Азрильяна вновь был задан вопрос: «Когда же блокчейн убьет первый банк?». И тут же ниже дан ответ: «Пока это лучше всего умеет делать ЦБ, конкуренцию которому любая технология составит вряд ли».
Москва.
обсуждение