При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Инвесторы перестали бояться совершать дистанционные операции на крупные суммы. Это, в числе прочего, выяснилось в ходе онлайн-конференции «Инвестиции и private banking после коронакризиса».
В ходе мероприятия, организованного Национальным рейтинговым агентством, журналом «Банковское обозрение» и Аналитическим агентством «БизнесДром», эксперты обсудили основные тренды клиентского поведения в изменившихся реалиях и обсудили тренды развития отрасли в связи с законодательными изменениями.
Законодательные ожидания и регулирование
Участники рынка ждут осенней сессии Государственной Думы, на которой планируется рассмотреть важные законодательные изменения.
Как рассказал председатель экспертного совета по законодательному обеспечению развития рынка ценных бумаг и производных финансовых инструментов комитета Государственной Думы РФ по финансовому рынку Алексей Лященко, депутаты надеются ввести нормы налогового стимулирования для индивидуальных инвестиционных счетов второго типа, чтобы сделать эти финансовые инструменты более привлекательными для инвесторов. Также депутаты планируют продумать механизмы защиты неквалифицированных инвесторов.
В качестве примера эксперт привел формирование рынка «зеленых» финансовых инструментов через стимулирование и поддержку инвестора субсидированием купонного дохода или налоговые льготы и обсуждение с Банком России формирования особого режима регулирования этого рынка.
Исполнительный директор по рынку инноваций и инвестиций Московской биржи Геннадий Марголит отметил, что хотя серьезных дефолтов по высокодоходным облигациям в первую волну коронокризиса и не случилось, в изменившихся условиях очень важна умная поддержка государства, нетоксичная для бизнеса.
По оценкам эксперта, несмотря на то, что не каждая компания малого и среднего бизнеса может сегодня претендовать на публичность, рынок активно развивается. Откуда берутся эмитенты? На этапе запуска и создания рынка биржа запускает различные инструменты поддержки: субсидирование ставки купона облигации на две трети, субсидирование подготовки к листингу, якорные инвестиции от МСП-банка, поручительства и гарантии. Вместе с тем от компании при отборе обязательно будет требоваться рейтинг.
Управляющий директор рейтинговой службы Национального рейтингового агентства Сергей Гришунин возразил, что дефолтами рынок еще не испуган, потому что еще рано оценивать ситуацию, ведь экономика работает с большим лагом, плюс предприятия получили господдержку. «Мы как профессиональные участники рынка рейтингования сталкиваемся с проблемой: стандартные методологии рейтингования не подходят для МСП. При присвоении рейтинга мы будем делать фокус на прогнозную финансовую отчетность и риски отрасли, прогноз ликвидности», - прокомментировал эксперт.
Эксперты отметили, что российский рынок хорош тем, что можно сделать хороший портфель на небольшую сумму, в то время как зарубежный рынок требует другого порога входа.
Начальник управления регулирования службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Банка России Алексей Чирков проанализировал статистику жалоб потребителей и отметил, что лидером по жалобам является мисселлинг и лидируют здесь именно банки. Особенно досталось от регулятора инвестиционному страхованию жизни. Основная претензия: регулятору непонятно, почему хорошая страховка упорно и настойчиво продается клиентам как плохой депозит?
Также значим поток клиентских жалоб на договоры банковского вклада. Понятность и простота для клиента работает только для случаев классического договора, когда процентная ставка по вкладу в течение действия договора не меняется. Но при тренде снижения ставок, банками запускаются депозитные акции и придумываются новые продукты, предусматривающие разные условия договора вклада, «лестничные вклады», подключаются гибридные продукты. Однако при продаже нового вида депозита клиенту, рекламный акцент делается на максимальную ставку периода действия договора и таким образом клиент вводится в заблуждение.
Внесенная регулятором в Госдуму инициатива по табличной форме договора банковского вклада сделает невозможным для банков прописывание на последней странице договора дополнительных условий мелким почерком. По мнению регулятора, это поможет клиентам не быть введенным в заблуждение и как результат снизит причины для жалоб.
Поведение клиента
Практики рынка проанализировали, как во время текущего кризиса изменилось поведение клиентов-инвесторов. Главное изменение – это начавшийся переток депозитов в инвестиционные инструменты.
Заместитель генерального директора компании «Финам» Ярослав Кабаков отметил, что между крупными участниками рынка private banking резко обострилась конкуренция. «Мы видим огромнейший приток клиентов на брокерское обслуживание», - рассказал эксперт.
Старший вице-президент Росбанка Дмитрий Енуков рассказал, что в private banking наблюдается массовый пересмотр портфелей и изменение клиентского отношения к ряду инструментов для инвестирования. Этому способствуют определенные гарантии безопасности некоторых инструментов. Эксперт отметил, что со стороны клиентов стало больше запросов на индивидуальные решения, «коробочные варианты» инвестиционных портфелей работать перестали. И появились клиентские запросы на долгосрочные вложения сроком на 5-7 лет, вместо популярных ранее среднесрочных вложений на 2-3 года.
«Ухода в кэш не критичен, нет паники эмоций по валюте, мы не видим никаких массовых конвертаций. Клиенты стали покупать больше финансовых инструментов за рубли, а не за доллары, сейчас практически сравнялись эти доли. Поскольку клиенту часто нужна помощь банка по составлению портфеля, стало больше открытости и доверия. Клиенту сегодня нужна качественная аналитика, чтобы из всех прогнозов апокалипсиса доносить до него правильную, ценную и предметную информацию», - прокомментировал Енуков.
Эксперты затронули еще один важный момент, к которому изменилось отношение клиентов – цифровизацию. Клиенты быстро адаптировались к удаленным каналам инвестирования и банки уверенны, что после завершения пандемии многие клиенты все общение со своим банком по инвестициям точно переведут на дистанционные рельсы.
Руководитель дирекции альтернативных инвестиций управляющей компании «Альфа-Капитал» Екатерина Ганцева отметила, что ставки по депозитам давно перестали быть интересными клиентам и теперь они морально готовы передавать средства в инвестиционные инструменты, хоть и в достаточно консервативные. Для клиентов, которые сейчас перекладываются из депозитов, нужен полный набор инвестиционных инструментов и при этом необходимо не только думать о текущем развитии, но и развивать долгосрочные продукты. Так, к примеру, рынок очень просит законодательных изменений для долгосрочных инвесторов, чтобы они могли свои валютные депозиты вкладывать в иностранные финансовые инструменты без конвертации.
Также Екатерина Ганцева подтвердила, что во время пандемии средний чек инвестиционных операций клиентов по дистанционным каналам стал составлять 450 тыс. рублей, о чем невозможно было помыслить еще полгода назад.
«Я сейчас пока слушал на этой онлайн-конференции выступления коллег, запросил статистику по личному кабинету брокера. Да, подтверждаю: в прошлом году было зафиксировано 13% операций, а сейчас 50% наших клиентов самостоятельно торгуют через личный кабинет», - подтвердил тенденцию заместитель генерального директора компании «Открытие Брокер» Андрей Салащенко.
«Мы провели опрос клиентов, получили обратную связь и выяснилось, что особый интерес клиентов сегодня вызывают не стандартные инвестиционные облигации, а тематические, объединенный идеей, актуальной на рынке. Мы разработали клубные облигации на основании пула инвестиционных идей, в июне запустили пробные продажи и собрали 1.3 млрд. рублей за 10 дней», - рассказал управляющий директор по инвестиционному бизнесу Private Banking ВТБ Евгений Береснев.
Защита и безопасность
Говоря о защите неквалифицированных инвесторов, представитель регулятора отметил, что в России премиальное обслуживание банками имеет низкий входной порог. К примеру, получил гражданин квартиру в наследство, продал ее, принес деньги на депозит и «попал» по сумме вклада на премиальное обслуживание, в то время как финансовая грамотность его относительно инструментов инвестирования осталась на прежнем уровне. А тут его уговаривают забрать вклад и рвануть впервые в жизни на фондовый рынок?
«Мы видим приток банковских вкладчиков на рынок ценных бумаг, поэтому закон о категоризации инвесторов и вводит гарантии и защиту клиентов от самих себя хотя бы с ограничением в 100 тыс. рублей. Здесь не может быть упрощенного отношения к рискам без тестирования клиента», - прокомментировал Алексей Чирков.
По оценкам Андрея Салащенко, несмотря на то что пока рынке никто не справился с задачей распределения инструментов по уровню рисков для клиента, время на нормальное внедрение закона о категоризации инвесторов есть. Рынок хотя бы понимает, что тестирование – это не экзамен с красным дипломом на выходе.
«Банки снизили проценты по вкладам и у небанковского финансового сектора есть возможность «отгрызть» определенную долю рынка, что уже и происходит. Появилось много небанковских инструментов. Но есть проблема. Нет единого подхода к проектам, которые инвестируются со стороны небанковского сектора», - отметил председатель совета по финансово-промышленной и инвестиционной политике Торгово-промышленной палаты России Владимир Гамза.
«Придут игроки с нерегулируемого рынка, в том числе и с серого. И это дискуссионный вопрос, ведь уровень клиентского доверия к участникам фондового рынка и так один из самых низких. Клиент приходит на фондовый рынок после простых банковских услуг и не всегда знает - зачем пришел», - спрогнозировала заместитель директора ассоциации НЛФС Дарья Андрианова и отметила, что в ряды инвестиционных советников включились лишь те компании, которые и так присутствовали на фондовом рынке, а создания индустрии независимых инвестиционных советников не произошло.
«Победить нелегальный рынок можно только легальным. Нужно повысить стоимость мошенничества в России», - считает управляющий Федерального общественно-государственного фонда по защите прав вкладчиков и акционеров Марат Сафиуллин.
Москва.
обсуждение