При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
К таким выводам пришли эксперты «валютной» сессии 11-го финансового онлайн-марафона Finversia, и их мнение за минувшие полгода, которые прошли с предыдущего марафона летом этого года, не изменилось.
Что происходит с долларом?
Марк Гойхман, аналитик финансовой академии Capital Skills, сообщил, как рынок отреагировал на последнее снижение ключевой ставки Федеральной резервной системой (ФРС) с 4,75% до 4,5%. Индекс доллара по отношению к 6 резервным валютам подскочил до 108 пунктов, что стало максимальным с ноября 2022 года.
Между тем прогноз по дальнейшему снижению ставки изменился. Если ранее эксперты ожидали, что в 2025 году ставку будут снижать четыре раза, то теперь – только два. Кроме того, прогнозы на 2026-2027 годы также снизились.
– То есть, пока ожидания, что к концу 2025 года ставку снизят до 4%. Фактически ФРС дала понять рынку, что намерена подольше удерживать ставку высокой, – сказал Гойхман.
По его словам, стремление Дональда Трампа защитить внутренний рынок и внутренний бизнес могут способствовать дальнейшему укреплению доллара. Логика в том, что резкое повышение таможенных пошлин на продукцию из Китая и Европы повлечёт снижение спроса на их продукцию. Предложение доллара внутри страны сократится, а значит, он начнет укрепляться.
– Кроме того, уменьшение импорта приведёт к тому, что производители начнут повышать цены на товары. Это стимулирование инфляции предложения, – пояснил он свою точку зрения.
Намерения Трампа снизить налоги приведёт к увеличению инфляции со стороны спроса. То есть, денег станет у американцев больше. Налоговые послабления приведут к дефициту бюджета, что также станет проинфляционным фактором.
– Все эксперты сходятся во мнении, что политика Трампа станет ударом по усилиям ФРС победить инфляцию. От этого и принятое решение американским центробанком оставить ключевую ставку высокой продолжительное время, – считает аналитик.
В тоже время Гойхман отметил, что ралли по индексу доллара, которое мы увидели, в значительной мере уже исчерпано. Кроме того, когда Трамп официально станет президентом, вполне возможны корректировки той политики, о которой он заявлял во время предвыборной гонки. Ведь торговые войны – это небезопасно для экономики США.
Аналитик считает, что политика ФРС и других центробанков приведёт в будущем году к тому, что вырастет привлекательность золота. Он прогнозирует стоимость металла на уровне $2700 за унцию, а возможно и $2800.
Ярослав Кабаков, директор по стратегии компании «Финам», в целом согласился с доводами коллеги. Он склоняется к тому, что мысли, что громкие заявления Трампа о повышении тарифов так и останутся во многом заявлениями. Тем более, что на инаугурацию президента США пригласили Си Цзиньпина, главу Китая, чем многие эксперты были крайне удивлены – на фоне заявлений о повышении тарифов на китайский импорт на 60%.
В этой связи прогнозы, куда двинется индекс доллара в следующем году, неоднозначны. Кабаков считает доллар «вполне устойчивым активом» и чем будет ухудшаться геополитическая ситуация, тем больше доллар будет привлекательным для инвесторов. Его прогноз по индексу доллара на следующий год: 105-109 пунктов.
Спартак Соболев, эксперт компании «Альфа-форекс», также согласился с коллегами в том, что доллар будет доминировать над другими валютами. По его мнении, индекс доллара может подняться до 112, а возможно и до 116-118 пунктов.
Алексей Бачеров, управляющий партнёр инвестиционного партнёрства ABTRUST, преподаватель Высшей школы экономики, обратил внимание на другой аспект. ФРС, начиная с 2008 года, преследует цель девальвации доллара, однако ей это не удаётся:
– Ещё одну попытку ФРС предприняла во время пандемии в 2020 году, когда были большие выплаты населению. И снова не сработало. Я не нахожу ни одного способа, как ФРС сможет сделать это теперь.
Евгений Машаров, руководитель Ассоциации форекс-дилеров, также согласился с экспертами в том, что причин для ослабления американской валюты – внутренних или внешних – сейчас нет.
Ян Арт, главный редактор Finversia и модератор сессии, рассказал о парадоксе – «замкнутом круге». Поддержание производителей пошлинами укрепляет доллар, мешает экспортёрам и повышает инфляцию, а ФРС в этих условиях вынуждена держать ставку высокой. Что, в свою очередь, мешает центробанку ослаблять доллар.
Что будет с евро?
– ЕС сейчас мне напоминает остров невезения из известной песни: деловая активность падает, крокодил не ловится, не растёт кокос. К этим проблемам добавляются политические кризисы в ведущих странах Европы, – описал ситуацию Марк Гойхман.
По его оценкам, к лету 2025 года Европейский центробанк опустит ключевую ставку до 2%, в то время как ФРС успеет снизить свою ставку только до 4%.
– Думаю, что выше $1,05 за евро мы не увидим. Идём к паритету, одним словом, – резюмировал Гойхман.
В свою очередь Ярослав Кабаков считает, что ЕЦБ в какой-то момент остановится понижать ставку из-за угрозы инфляции. Аналитик считает, что опережающие действия ЕЦБ по отношению к ФРС уже близки к окончанию.
Спартак Соболев напомнил, что Кристин Лагард, глава ЕЦБ, уверенно заявила, что цель по инфляции в 2025 году будет достигнута.
– При этом в предыдущих выступлениях она выражала сомнение, – говорит Соболев. – В связи с этим у меня возникла мысль, а не снизится ли инфляция ниже таргета? Проблема ЕС, очевидно, не в ставке, а в экономической политике. Ощущение, что они входят в рецессию. Если это так, то евро может «уйти» даже на $0,95. То есть ниже паритета. Это может случиться во второй половине 2025 года – если ЕС не найдёт точек для роста.
Алексей Бачеров назвал евро сбитым лётчиком:
– А ведь когда-то евро подавала надежды на второе место среди резервных валют. Но сейчас евро превращается в крупную, но региональную валюту.
Бачеров не видит смысла сохранять капиталы в евро.
Ян Арт привёл результаты опроса в чате. Вопрос был сформулирован так: «В какой валюте стоит хранить свои капиталы»? За рубль проголосовали 14%, за доллар – 73%, за евро – 6%, за другие валюты и ответ «не знаю» – 7%.
Другие валюты
Марк Гойхман полагает, что укрепление доллара к швейцарскому франку будет продолжаться. И курс можем дойти до $1 за 0,90 швейцарских франков. А вот курс франка к евро, вероятно, будет расти.
Говоря о потенциале фунте стерлингов, аналитик отметил, что ослабление данной валюты к доллару менее существенно, чем к евро. Сейчас на бирже за $1 дают 1,26 фунта стерлингов:
– Есть потенциал $1 к 1,3, далее вряд ли пойдет курс.
Потенциал для роста японской йены к доллару ограничен, оценивает Гойхман:
– Сейчас за $1 дают 156 йен, возможно курс достигнет уровня 157. Японская йена очень волатильная валюта и создаёт для трейдеров большие возможности, – добавил аналитик.
Спартак Соболев, в свою очередь прогнозирует, что курс йены может дойти и до 160-170.
Соболев не считает, что фунт стерлингов может сильно просесть к доллару, не думает, что курс закрепится ниже $1,22 за 1 фунт.
Курс швейцарского франка аналитик видит в диапазоне 0,85-0,83 франков за $1.
Что будет с китайским юанем?
Ян Арт отметил, что эта валюта интересна тем, что, во-первых, многие российские корпорации в последние годы выпустили облигации, которые номинированы в юанях, во-вторых, банки начали предлагать депозиты в юанях с неплохими ставками.
Для Китая самая большая опасность – это введение запретительных тарифов на свой экспорт в США, напомнил Марк Гойхман и не исключил, что если торговые войны вспыхнут с новой силой, то не исключены и валютные войны:
– Добавлю, что монетарные власти Китая перешли от жёсткой к умеренно-мягкой политике – на фоне угроз Трампа. У Китая есть также возможность увеличить дефицит бюджета, поскольку внешний долг к ВВП у страны намного меньше, чем в среднем по G20. Все эти факторы проинфляционные, стоимость кредитования будет расти. Всё это создаёт предпосылки к ослаблению юаня к доллару, но процесс будет сбалансированным.
Курс юаня аналитик прогнозирует на уровне 7,36 юаней за $1.
Потенциальное ослабление китайской валюты к доллару негативно для рубля, считает эксперт. Потому, что доля юаня в золотовалютных резервах Банка России весьма высокая. При этом востребованность внутри страны юаней выше, чем долларов.
– Считаю, что мы увидим движение курса рубля к юаню примерно такое же, как рубля к доллару. Таким образом, в какой-то мере юань станет полноценной альтернативой доллару. С позиций практических инвестиций юань может вполне выступать как валюта для диверсификации капиталов.
Говоря о валютных войнах, Спартак Соболев не исключил, что в какой-то момент Народный банк Китая может отпустить юань в «свободное плавание», хотя ползучая девальвация юаня идёт с 2013 года – по 2-3% в год.
– 7,36 юаней за $1– это вопрос времени, далее возможно курс ослабнет и до 8 юаней за доллар, – прогнозирует Спартак.
Алексей Бачеров привёл график курсов рубля к доллару и к юаню. В последние 5 лет видна сильная корреляция курсов. При этом аналитик не верит в то, что Китай решится на девальвацию курса юаня к доллару. Если выбирать между долларом и юанем, то он посоветовал российским частным инвесторам выбрать китайскую валюту.
Евгений Машаров, от лица Ассоциации форекс-дилеров, сообщил, что с точки зрения форекс-трейдинга юань пока не представляет интерес для трейдеров, однако с точки зрения расчётов и инвестиций данная валюта интересна для российских инвесторов.
Ян Арт полагает, что Пекин не станет возвращаться к политике серьезной девальвации юаня.
Что будет с рублём?
Марк Гойхман видит символизм в том, что на новой 1000-рублевой купюре будет размещено изображение скоростного теплохода «Метеор»:
– Это символизирует скорость, с какой в этом году произошла девальвация рубля: с 88 до 103 рублей за $1. Согласно опросу Фонда общественного мнения, наблюдаемая инфляция по итогам года составит 16%, что примерно соответствует ослаблению курса отечественной валюты. Считаю, что подводные крылья «Метеора» символизируют отсутствие ясности, что направляет ослабление курса и от чего в действительности он зависит.
Инфляция уже превысила прогноз Банка России на этот год, а рост тарифов на ЖКХ с нового года вновь разгонит рост цен. По итогам 2025 года Гойхман ожидает, что рост цен будет сопоставимым с результатами этого года.
На темпы девальвации влияют также снижение экспортной выручки от экспорта как следствие санкций. Другой фактор, который разгонит девальвацию – это вероятное
снижение цен на нефть в результате снижения спроса в Азии, а также роста добычи в США и Бразилии. С нынешних $73 за баррель цены могут уйти ниже $70.
– Одним словом, рубль будет слабеть, но его ослабление будет плавным за счёт того, что у властей есть для этого инструменты. В целом масштабы ослабления курса мне видятся на уровне 5-7% по итогам 2025 года, – прогнозирует аналитик.
В тоже время есть факторы, которые могут укрепить нашу валюту. К ним относится рост ключевой ставки, которая, по мнению Гойхмана, может достичь 24-25%. Другим процессом, который будет играть в пользу укрепления, будет сокращение импорта – на фоне высоких курсов резервных валют, а также трудностями с международными расчётами. В целом аналитик оценивает ослабление курса до 114-115 рублей за $1 в течение первой половине 2025 года.
Алексей Бачеров также полагает, что вероятность ослабления рубля к доллару выше, чем вероятность его укрепления. По его оценкам, с вероятностью в 50% курс рубля в течение первой половины будущего года будет находиться в диапазоне от 79-102. Есть также 5-процентная вероятность, что курс ослабнет до 122.
Самое негативное событие года по версии Спартака Соболева – это введение санкций против Московской биржи, в результате чего курс перестал определяться рынком. Это привело к масштабным увеличением банковских спредов и потерей всякого интереса торговать парой рубль-доллар со стороны трейдеров. Соболев напомнил, что участникам валютного рынка являются минфин с Банком России, с одной стороны, и несколько крупных экспортных компаний.
– Есть вероятность того, что мы войдём в медвежий тренд по рублю из-за отсутствия интереса со стороны биржевых игроков. Идём стабильно в сторону выше 100, – предупредил Соболев.
Ян Арт со своей стороны посоветовал инвесторам ориентироваться на месячные прогнозы по рублю, чем на годовые. Он также согласился с тем, что девальвация рубля предопределена, но вряд ли она превратится в резкий обвал.
Ян Арт подвёл итоги сессии:
– Мы по-прежнему, как и полгода назад, считаем юань нормальным инструментом для сохранения капитала и как альтернативу доллару. Доллар по-прежнему считаем инструментом хеджа от потенциальной девальвации рубля. Можно выбрать и евро, однако эта валюта менее эффективная, чем доллар и менее удобная в российском обороте, как и другие резервные валюты. Так что доллар и юань – лучший выбор тех, кто думает о валютной диверсификации в России.
Москва.
* * *
Организаторы 11-го финансового онлайн-марафона Finversia – Национальная ассоциация специалистов финансового планирования (НАСФП), Московская международная валютная ассоциация (ММВА), канал Finversia.
Генеральный партнер марафона – Россельхозбанк. Партнеры марафона – компании Positive Technologies, «Токеон», «Мосгорломбард», Goldex, Kesmaty, Ассоциация форекс-дилеров, НПФ «Достойное будущее». Информационные партнеры – журналы «Банковское обозрение», «Банковское дело», «Профессионал. Финансы», «Банки и деловой мир», «Национальный банковский журнал», платформа EQPA и аналитический центр «БизнесДром».
обсуждение