При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Как будет проходить отбор финансовых продуктов для их продажи на «Маркетплейсе», кто будет нести ответственность за их качество и планируется ли их стандартизация? Эти темы обсуждались на заседании Экспертного совета по законодательному обеспечению развития финансовых технологий в Российской Федерации при Комитете Госдумы по финансовому рынку, прошедшем 19 июня.
Законопроект, благодаря которому в стране может появиться платформа «Маркетплейс» был принят Госдумой в первом чтении. Заседание Экспертного совета как раз и приурочили к этому событию. Для того, чтобы представители Банка России – под эгидой и которого и реализуется этот проект – ответили на вопросы депутатов и экспертного сообщества и учли их замечания при подготовке документа к следующим чтениям.
Вопросов было немало. Тон заседанию задал Мартин Шаккум, зампред Комитета Госдумы по финрынку, поинтересовавшийся, каким образом на платформе «Маркетплейс» будет осуществляться контроль качества оказываемых услуг, и кто будет нести ответственность за него, а также о праве оператора платформы право отказать банку или страховой компании в размещении продуктов на этой площадке?
Елена Чайковская, советник первого заместителя председателя Банка России, в очередной раз подчеркнула, что регулятор не создает эту платформу, а лишь занимается её регулированием (с момента появления) и законодательным сопровождением. «Перед нами стоят две большие задачи: создание доверенной среды для потребителей и улучшение их клиентского пути. Первая из них – в абсолютном приоритете», – отметила она. По словам Чайковской, в ЦБ понимают все социальные последствия от появления на площадке некачественных финансовых продуктов, поэтому ко второму чтению в законопроекте появится статья, посвящённая противодействию мисселингу. «Кто определяет содержание размещаемой на «Маркетплейсе» информации, тот за неё и отвечает. Будет предусмотрено, что под одни и те же правила попадает вся информация (не только рекламная), которая не должна вводить потребителей в заблуждение», – рассказала она. Что касается прозвучавших вопросов, то представитель ЦБ предупредила, что, что в правилах платформы будут установлены критерии и требования для подключения к ней того или иного финансового института. «При их нарушении провайдер услуги может быть отключён от маркетплейса», – констатировала она.
Отвечая на вопрос о потенциальном расширении круга участников платформы-получателей услуг за счет малых предприятий и индивидуальных предпринимателей, Елена Чайковская призвала сначала протестировать работу «Маркетплейса» на более простых продуктах для физлиц, а только потом задумываться о допуске на платформу услуг для бизнеса.
Депутат Данила Шилков, представляющий фракцию ЛДПР, поинтересовался нельзя ли перед продажей финансовых продуктов на «Маркетплейсе» проводить «минимальное кросс-тестирование» клиентов, чтобы понимать, подходит ли им этот продукт. Елена Чайковская объяснила, что платформа не должна отвечать за определение квалификации клиента – это дело провайдера услуги. Тем более, что в этом случае возникнет арбитраж даже по простым продуктам, поскольку в банка, например, никто не тестирует коиента, решившего открыть депозит. «Сложность приобретения продукта должна быть прямо пропорциональна его собственной сложности», – ответила она.
Виктор Достов, председатель Ассоциации «Электронные деньги», уточнил, предусматривается ли принудительная стандартизация услуг? «Если услуги описаны по-разному, потребителю будет сложно их сравнивать», – объяснил он свой вопрос. «Вопрос о стандартизации должен решить сам рынок. Это бизнесовый проект с отсутствием какого-либо принуждения», – заявила Елена Чайковская. «Не надо пытаться урегулировать все несовершенство мира одним этим законопроектом», – попросила она.
Вопросы Константина Корищенко, завкафедрой «Фондовые рынки и финансовый инжиниринг» РАНХиГ и Романа Горюнова, президента НП РТС, были связаны с планируемой продажей на «Маркетплейсе» корпоративных и государственных облигаций. «Какой смысл разделять два рынка, торгующих одним и тем же товаром? Зачем создавать новую сущность, если посредники между клиентом и биржей и так существуют? Почему бы просто не видоизменить биржевые механизмы? Если на маркетплейсе будут только первичные продажи – понятно. Но чем будет отличаться покупка уже обращающихся бумаг?», – поинтересовался Константин Корищенко. Елена Чайковская объяснила все эти вопросы разными клиентскими аудиториями и инвестиционным поведением пользователей «Маркетплейса» и биржи. «На бирже торгуют равные с равными, на маркетплейсе же есть только продавцы (юрлица) и покупатели (физлица)», – отметила она.
Итог заседанию подвел Анатолий Аксаков, глава Комитета Госдумы по финрынку, заверивший собравшихся, что «законопроект не выйдет во второе чтение, пока не будет «зачищен» от замечаний экспертов».
Москва.
обсуждение