При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
23 июня в Москве, в Зачатьевском переулке собрались финансовые хипстеры. Высокопоставленные менеджеры крупных банков и онлайн-ритейлеров пришли в майках и джинсах, с целью рассказать друг другу о том, что они понимают под словом «маркетплейс». Обозреватель Finversia подержал свечку при зачатии новой моды в банковском мире.
Собственно, что же такое маркетплейс (МП), стало понятно лишь спустя полтора часа после многочисленных выступлений банкиров, брокеров и представителей платёжных систем на форуме FinWin. На сцену вышел Дмитрий Костыгин, глава совета директоров «Юлмарта», и как человек, который в 90-е годы делал «просто майонез», так же просто рассказал о том, зачем, собственно, мы здесь собрались.
– «МП» – размытый термин. Это доски объявлений? Или это ярмарка? А биржа РТС или Санкт-Петербургская биржа? А «Яндекс.Маркет»? – задался вопросом Костыгин, и тут же на него ответил, – Маркетплейс – это онлайн площадка, которая собрала вместе не только продавцов и покупателей, но и обеспечила качественный сервис, расчёты (клиринг) и надёжность. А потому «Яндекс.Маркет» на МП не тянет, но вот РТС с «Яндекс.Такси» – вполне.
Это платформа любви к человеку?
А вот банкиры понимают этот модный нынче термин по-своему. Яна Павлова, директор департамента развития отношений с клиентами Сбербанка, рассказала, что они работают над запуском нескольких МП: в сферах недвижимости, налоговых вычетов, путешествий, здоровья, социальной ответственности и некоторых других.
– У нас 80 млн активных клиентов и мы знаем о них очень много. По охвату аудитории мы больше, чем Первый канал. Ранее мы занимались только финансовыми потребностями своих клиентов, но, в сущности, никаких финансовых потребностей нет! А есть потребность жить с семьёй в хорошем месте, комфортно добираться до работы, путешествовать, заниматься здоровьем и проч. Половина наших жилищных клиентов берёт деньги на конкретную квартиру, но вторая половина – сначала берёт кредит, а потом только ищет жильё, так почему бы нам не сделать для них сервис по его выбору?
Амбиции «Сбера» понятны – он хочет быть не только крупнейшим банком в стране, но и продавать десяткам миллионов россиян буквально всё: от тёплых носков (ведь речь о здоровье, правда?) до образования. В подтверждение ранее сказанного Яна закончила свою презентацию такими словами: «МП – это платформа любви к человеку».
…или финансовый супермаркет?
Александр Емешев, вице-президент по разработке новых продуктов «Тинькофф Банка», как и положено человеку из команды Олега Тинькова, напомнил присутствующим, что «Тинькофф» всех сильнее, всех лучше и «что вот какой-нибудь человек только подумает о том, что ему надо, а мы – уже находим его». Я редко задаю вопросы на конференциях, но тут мне захотелось немедленно встать и спросить банкира, а как же я? Почему они все эти годы так и не позвонили мне? Я даже не жду готовых решений, я согласен просто пожаловаться на жизнь, чтоб меня просто услышали…
Философия «Тинькофф» в сфере МП – это, по сути, кросс-продажи. У банка огромная аудитория и он, не без успеха, продаёт своим клиентам продукты сторонних провайдеров – ипотеку других банков, различные виды страхования.
– Мы не используем слово «МП», мы называем это «финансовым супермаркетом» и собираемся обслуживать только финансовые и около-финансовые потребности россиян, – заявил Емешев, и добавил, что вскоре «Тинькофф» из банка превратится в площадку для продажи подобных услуг.
«Мы не делаем МП, но стараемся быть в тренде»
Главе департамента по инновациям и развитию новых продуктов Visa Михаилу Батуеву было особенно нечем порадовать зал. Ведь Visa – это крупнейшая платёжная система в мире, и что бы там не придумывали банкиры и где бы не продавали свои продукты и услуги, все платежи всё равно будут идти через эту систему. Ведь и «Сбер», и «Тинькофф» выпускают карты с разрешения и под надзором именно Visa. Впрочем, ещё и MasterCard – про неё тоже вспомнили, когда Батуев отчаянно давил на дистанционный пульт, чтобы переключить слайды, но ничего не получалось.
– Это все происки MasterCard! – нашёлся, что сказать Булад Субанов, президент Стратегического банковского клуба и модератор всего мероприятия.
Надо сказать, что техника в этот день подводила всех представителей «финтеха». Как и не слишком расторопные девушки с микрофонами для вопросов из зала.
– МП развивается быстрее, чем вы ходите по залу! – был весел и находчив Булад Субанов.
Ещё чуть-чуть сюрреализма подбавил Руслан Смирнов, директор по маркетингу БКС.
– Мы не делаем МП, но стараемся быть в тренде. Мы стараемся участвовать в этих самых МП, – заявил Руслан и рассказал, как и положено маркетологу, про новое приложение от БКС для трейдинга, созданное для мобильных платформ. Но ни у кого из присутствующих вопросов к Смирнову не нашлось.
– Так всё-таки, что же такое? Это шаг вперед, в сторону? – задали вопрос Дмитрию Костыгину.
– Вы знаете, я предприниматель и поэтому я за любую… – Костыгин специально сделал паузу, дав залу закончить крылатую фразу, – Если б я знал, что делать, я бы никому не сказал!
– А какой бы вопрос вы сами задали аудитории? – поинтересовался Булад Субанов.
– Ребята, а вы бы хотели увидеть меня тут через год?! – сообразил глава Совета директоров «Юлмарта».
Надо сказать, что атмосфера на мероприятии царила самая что ни на есть неформальная. И спикеры в майках с принтами и модных очках, и шутки Субанова, и словечки типа «круто», «классно», «чуваки», и постоянные взрывы хохота в зале – всё это лишний раз напоминало строчку из знаменитой песни «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались».
«Фигня это полная»
– Фигня это полная. Фигня, – заявил Виктор Шкипин, директор по финансовым сервисам и услугам «Билайна», как только ему дали слово, – Двум третям из этого зала стоило бы пойти сегодня на работу, а не приходить сюда. Не надо из себя выжимать то, чего нет и чего вы не знаете!
Шкипин пояснил, что они в «Билайне» давно и «плотно» занимаются вопросом, но пока сказать на эту тему нечего, в том числе и ему. Но, чтобы никто из банкиров особенно не строил иллюзий, Шкипин заявил, что доступ к аудитории есть только у «Сбера» и большой тройки сотовых операторов.
– А что нам скажет «Открытие»? – модератор передал слово Максиму Янпольскому, старшему вице-президенту банка.
– Честно говоря, не знаю, – улыбнулся Янпольский и таинственно замолчал. Играть в игру, «кто круче, больше и умнее» ему явно не хотелось, хотя это было бы и вполне уместно – «Открытие» за последние несколько лет буквально перепахал банковскую индустрию, и посредством слияний, поглощений и санаций занял пятую строчку по размеру активов.
– У меня маленький вопрос к «Сбербанку». Скажите, а почему бы вам не купить «Яндекс.Маркет»? Ведь вы же купили половину «Яндекс.Денег»? И, кстати, вот «Почта России» продаёт в своих отделениях шампунь «Лошадиная сила». Считаю, что это отличный МП, – Максим прекрасно понимал, в какой весёлой компании финансовых фантазёров он оказался, и решил просто потроллить коллег.
Надо раздеваться и работать
Яна Павлова ответила в том духе, что «Сбер» рассматривает разные возможности и не исключает ничего:
– Нам всё подсказывают клиенты, – раскрыла она бизнес-секрет, – Мы всё примеряем на себя – будет ли эта услуга интересной и востребованной, нужна ли она? И знаете, часто бывает, что так же как мы, думают остальные 80 млн наших клиентов. И вот это – здорово!
Я не мог в очередной раз не порадоваться за команду Германа Грефа – за его способность находить специалистов, образ жизни и потребности которых полностью совпадают с потребностями десятков миллионов россиян. Яна Павлова оправдывала самые смелые надежды на то, что вскоре мы будем жить с самой продвинутой и технологичной финансовой системой в мире.
– Тут на днях по сети гулял ролик, в котором белорусский президент в своей харизматичной манере высказался, что «всё понятно, что наша жизнь в простом: надо раздеваться и работать!», – подытожила директор департамента развития отношений «Сбербанка». Надо сказать, что Павлова, помимо того, что отвечает в банке за инновации, ещё и обладает роскошной внешностью и модельной фигурой. И поэтому после её пересказа лукашенковской шутки аудитория не сразу сообразила, как реагировать. Лишь спустя несколько секунд в зале сдержанно, но солидарно захлопали.
Однако прежде, чем пойти работать, надо бы справиться у ЦБ, посчитали уместным и политкорректным организаторы форума.
– Пока мы не увидели ничего нового. Кросс-продажами банки занимаются давно и это нормально – ищут способ монетизации того, что у них есть. И если это добавит им финансовой устойчивости, то мы двумя руками «за». Пытайтесь, пытайтесь, потом рынок покажет. Вот интересно, как поменяется состав спикеров через год? – напутствовал аудиторию Вадим Калухов, глава департамента финансовых технологий, проектов и организации процессов Банка России.
Стало чуточку грустно от того, как холодно и бездушно прозвучали эти слова. Ведь за эти три часа, пролетевшие как миг, было высказано столько блестящих и, как сейчас модно говорить, «вкусных» идей.
Но надо, надо посмотреть правде в глаза: банки, идеи, инновации приходят и уходят. А ЦБ – остаётся.
Москва.
обсуждение