При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Ассоциация форекс-дилеров провела встречу с финансовыми журналистами, чтобы рассказать о состоянии легального рынка форекс и его проблемах. Выяснилось, что проблем немало. Например, доля клиентов, которые торгуют через легальные форекс-компании, составляет в России всего 1-1,5%.
Напомним, что закон о форексе был принят два с половиной года назад, но первый клиент открыл счёт лишь в прошлом мае. К настоящему моменту в Ассоциацию форекс-дилеров (АФД), которая является ещё и СРО для участников этого рынка, входят восемь компаний. Потянулись ли законопослушные россияне торговать «по-белому»? Отнюдь.
- Клиентов на сегодня около 5 тысяч. В сравнении с клиентами офшорных форекс-компаний величина незначительная. Почему так происходит? Потому что нет возможности удалённой идентификации. Такой законопроект уже есть, находится на согласовании с профильными ведомствами. Однако, честно скажу, что судьба законопроекта будет нелегкой. Потому что недавно депутат Госдумы Олег Николаев, один из авторов законопроекта, спросил об этом Эльвиру Набиуллину, главу Банка России. И Набиуллина ответила, что ЦБ против того, чтобы граждане торговали валютой и против увеличения числа клиентов на этом рынке, - сообщил на пресс-завтраке Евгений Машаров, руководитель АФД.
Он привёл в пример один из популярных форекс-сайтов, который не имеет российской лицензии. Его посещаемость в месяц составляет порядка 3 млн. человек из которых 3-5 тысяч человек ежемесячно становятся клиентами. - И на сегодня таких компаний около 200, - сказал он.
Согласно закону клиент, который хочет торговать через легальных форекс-дилеров, должен физически явиться в офис, принести документы. И если регистрация через серых форекс-дилеров занимает 8-10 минут, но очная регистрация по нашему закону – до суток. Куда пойдёт клиент?!
Машаров рассказал о том, что усилиями ЦБ удалось заблокировать 129 сайтов, но их количество множится день ото дня.
Ян Арт, эксперт комитета Госдумы РФ по финансовому рынку и член экспертного совета АФД, считает тему рынка форекс сложной и проблемной:
- С одной стороны, понятно желание ЦБ защитить россиян от риска потери капитала. Ведь ещё до принятия закона по оценкам экспертов люди теряли свои капиталы на рынке форекс в 95% случаев. Тут были и откровенные мошенничества, и недобросовестная конкуренция. Например, абсолютно жлобская реклама с люмпенской атмосферой – «кабриолет с блондинкой», «100% прибыль», «бросай работу, давай к нам на форекс!». С другой стороны, люди сами должны быть ответственными за свои деньги. Нельзя закрывать двери на рынок вообще.
Ян Арт возражает против того, чтобы одним участникам рынка разрешили удалённую идентификацию клиентов, а другим – нет. Недоумение у эксперта вызвало и недавнее письмо Банка России российским финансовым компаниям о неприемлемости их посредничества между иностранными финансовыми компаниями и потребителями финансовых услуг в России:
- Не очень понимаю логику. Почему я не могу работать с инвестиционным фондом в Люксембурге или торговать через платформу, условно, от SaxoBank? Политика, которую проводит Банк России, в конечном итоге может привести к замкнутости, закупоренности российского рынка и движение денег прекратится. Вы знаете, что доля нерезидентов в российских государственных ценных бумагах составляет 34%. По то же логике европейский ЦБ должен написать письмо о недопустимости вложений европейцев в российские долговые бумаги…
Евгений Машаров поделился сложностями в противодействии незаконной рекламы форекса. По его словам, форекс-компания заключает договор не напрямую с Яндексом или Гуглом, а через физическое лицо, которое к тому же может быть с иностранным гражданством. И в этом случае добиться запрета такой рекламы бывает очень сложно.
Более того, далеко не все компании дают рекламу в поисковиках. Машаров рассказал, что многие форекс-компании, не имеющие российской лицензии, занимаются так называемыми «холодными звонками».
Ещё одной проблемой является скудная линейка продуктов, которые разрешены к продаже нашим лицензированным форекс-дилерам. В отличие от иностранных компаний наши дилеры могут предлагать только валютные пары – никаких фьючерсов на драгметаллы, сырьё, индексы и так далее.
По словам Евгения Машарова, АФД, с одной стороны, будет усиливать контроль за работой форекс-дилеров в России (включая метод «контрольной закупки»), мониторить форекс-рекламу, с другой – предлагать варианты совершенствования финансового законодательства, которые позволят повысить конкурентность российской юрисдикции рынка форекс, привлечь клиентов в национальные компании, оставить их деньги в России и, тем самым, внести свои «пять копеек» в деофшоризацию финансовых потоков, к которой призывал и президент страны.
Москва.
обсуждение