При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Лишь 14% россиян ждут ослабления санкционного давления на Россию. Ожидания же большинства россиян Штаты регулярно оправдывают. Американские сенаторы затребовали у трех американских и пяти европейских банков информацию об их связях с членами «кремлевского списка», куда включены российские чиновники и олигархи. Следующей мишенью для новых американских санкций могут стать российские нефтегазовые и IT-компании, предполагают эксперты.
Большинство россиян – свыше 60% – сегодня пристально следят за новостями о политических и экономических санкциях против РФ. Причем старшее поколение вникает в вопросы санкций сильнее молодежи.
Так, среди 60-летних темой западных ограничений интересуется почти 80% опрошенных, среди молодежи (от 18 до 24 лет) таких заметно меньше – 42%.
О новом витке санкций, которые были введены в начале апреля, слышали 73% опрошенных. И более половины россиян (55%) ожидают усиления санкций в течение года. В свою очередь, ослабление давления прогнозируют лишь 14% россиян.
При этом влияние санкций на свою жизнь граждане оценивают неоднозначно. 28% опрошенных уверены, что ограничения наносят вред российскому обществу. 30%, наоборот, уверены, что они приносят пользу. Столько же уверены в том, что с введением санкций ничего в их жизни не изменилось. Примечательно, но по сравнению с прошлым годом доля тех, кто говорит о положительном влиянии санкций, сократилась. Если сегодня таковых около 30%, то год назад об этом сообщало 35% населения.
Несмотря на это, в отношении личной жизни оценки граждан более определенные. «Непосредственно для своей семьи никаких последствий антироссийской санкционной политики три четверти граждан (77%) не видят», – отмечают социологи.
«Трезвый взгляд на происходящее заставляет россиян готовиться к жизни в условиях долгоиграющих (если не вечных) санкций», – делает вывод из результатов исследования гендиректор ВЦИОМа Валерий Федоров.
Пессимизм россиян относительно «долгоиграющих санкций» более чем обоснован. Давление на РФ вряд ли будет ослаблено. Вчера же стало известно о том, что два сенатора-демократа – Джин Шахин и Шелдон Уайтхаус – запросили у восьми крупнейших банков информацию о счетах и активах, связанных с участниками «кремлевского списка», опубликованного властями США в конце января. Об этом, в частности, сообщает агентство Reuters. Письмо адресовано крупным американским банкам – Bank of America, JPMorgan Chase и Citibank, – а также европейским Barclays, Deutsche Bank, UBS, HSBC и Credit Suisse. В ряде банков СМИ подтвердили получение письма, указав, что изучают его.
Как отмечает СМИ, законодатели таким образом надеются «усилить давление» не только на лиц, внесенных Минфином США в «список олигархов», но и на финансовые институты, чтобы заставить их внимательно подходить к выбору партнеров. По сведениям агентства, сенаторы требуют от финансовых учреждений предоставить данные о проведенных за последние пять лет проверках счетов, если таковые имеются, входящих в «кремлевский список» россиян. Если банки не предоставят информацию, сенаторы планируют начать более настойчивые действия, такие как, например, правительственное расследование.
«Учитывая их состояние и связи с российским государством, многие олигархи в России либо обладают значительным политическим влиянием, либо подвержены ему», – говорится в письме сенаторов, которое приводит агентство. Банки, по мнению авторов письма, должны руководствоваться составленным властями США списком для выявления случаев возможного отмывания денег.
Напомним, в «кремлевский список» вошли 96 российских бизнесменов с состоянием более 1 млрд долл. и 114 политиков, связанных, по мнению Вашингтона, с Кремлем. Включение в список при этом не означает автоматического введения каких-либо санкций в отношении его участников.
Очевидно, не слишком помогут российским олигархам и предлагаемые ранее властями меры по спасению капиталов от возможного санкционного давления. Вчера Минфин обрушился с критикой на предложения Минэкономразвития о создании специальных административных районов (САР) на островах Русский (Владивосток) и Октябрьский (Калининград). В МЭР полагают, что создание САР способствовали бы возврату российского капитала в страну на фоне растущего геополитического напряжения. Однако это предложение отвергли в Минфине.
Вместе с тем, эксперты «НГ» сомневаются в значительном ужесточении действующего санкционного режима. «После обострения, вызванного последним пакетом санкций, последует смягчение риторики с обеих сторон для разрядки обстановки. США какое-то время подождут результатов воздействия санкций, а РФ воспользуется этим для адаптации к новым условиям», – полагает эксперт-аналитик компании «Финам» Алексей Калачев. По мнению эксперта, худшее, чего можно ожидать – это запрет на операции с долговыми обязательствами государства и госбанков. «Добавление же в список новых имен и организаций уже не будет иметь такого эффекта, какой на рынки оказало включение в него Олега Дерипаски и РУСАЛа», – уверен аналитик.
По мнению же аналитика «Открытие Брокер» Андрея Кочеткова, наиболее вероятным сценарием развития событий будет расширение списка физических лиц, попавших под санкции. «Возможно, что перечень будет расширен и за счет лидеров российского бизнеса. Соответственно, в списке могут появиться и владельцы компаний, работающих в области нефти и газа. Особенно это актуально для «НОВАТЭК», который прямым образом конкурирует с американским сжиженным природным газом на европейском рынке», – подчеркивает он. Другим кандидатом на более жесткие ограничения могут стать российские IT-компании, продолжает Кочетков. «Вместе с тем маловероятны недружественные действия в области коммерческой авиации, атомной энергии и поставок стратегических материалов (например, палладия). Подобные ограничения могут навредить самим американским компаниям в виде ответных мер или чрезвычайного роста цен на продукцию», – отмечает экономист.
С оценкой того, что «под удар» санкций могут попасть российские газ и нефть, впрочем, согласны не все. «В США российский газ не поставляется вовсе, а экспорт нефти и нефтепродуктов ничтожно мал. Основным рынком для России является Европа. Но и европейские страны критически зависят от поставок нефти и особенно газа. Заменить российские ресурсы за счет альтернативных поставщиков невозможно, и Евросоюз на это не пойдет», – считает Калачев. С ним согласен и проректор Академии народного хозяйства и госслужбы Андрей Марголин. «Даже если в ЕС чиновники такое и предусмотрят, в Евросоюзе однозначно начнется раскол. Других поставщиков крупных объемов газа в Европу по выгодной цене, способных заменить «Газпром», не существует», – резюмирует замдиректора аналитического департамента компании «Альпари» Наталья Мильчакова.
обсуждение