При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Банк «Восточный» создает собственную управляющую компанию (УК), работающую с паевыми инвестиционными фондами (ПИФы). Даже в условиях стремительного роста рынка ПИФов это довольно редкий случай выхода банка в сегмент коллективных инвестиций. Компанию возглавила Елена Касьянова, имеющая опыт развития розничных продуктов в УК Банка Москвы и УК «Русский стандарт». Однако, по оценке участников рынка, даже при работе с материнским банком для обеспечения продаж потребуются большие усилия. Для выхода на рентабельность компания должна привлечь свыше 10 млрд руб., на что потребуется не один год.
ЦБ 20 апреля выдал лицензию на осуществление деятельности по управлению инвестиционными фондами, ПИФами и негосударственными пенсионными фондами УК «Восточный капитал». Дочерняя компания банка «Восточный» зарегистрирована в январе 2018 года. Ее возглавила Елена Касьянова, в 2005–2011 годах возглавлявшая УК Банка Москвы (активы под управлением по итогам 2009 года превышали 20 млрд руб.) и в 2011–2015 годах УК «Русский стандарт» (по итогам 2015 года активы под управлением превышали 5 млрд руб.). По словам госпожи Касьяновой, решение о создании УК было принято в рамках стратегии по трансформации «Восточного» в универсальный банк. «Ставки по депозитам в банках снижаются, и многие банки через дочерние управляющие компании или инвестиционные подразделения предлагают клиентам инвестиционные продукты для диверсификации и повышения доходности вложений»,— отмечает она. «Восточный капитал» будет делать упор на частных инвесторов, прежде всего из клиентов банка.
После кризиса 2008 года на розничный рынок коллективных инвестиций вышли только два банка — «Русский стандарт» и Россельхозбанк. «Русский стандарт» продал одноименную УК в 2015 году группе БКС. Россельхозбанк по-прежнему развивает розничный сегмент — на начало 2018 года активы розничных ПИФов превышали 5,7 млрд руб.
Текущая конъюнктура рынка коллективных инвестиций способствует развитию этого направления. По оценке “Ъ”, основанной на данных Национальной лиги управляющих, всего за 2017 год частные инвесторы вложили в открытые паевые фонды 73,2 млрд руб., а за первый квартал 2018 года — свыше 35 млрд руб. Причем в лидерах привлечения были управляющие компании с широкой агентской сетью материнских банков. Как отмечает гендиректор «ТКБ Инвестмент Партнерс» Владимир Кириллов, лояльность клиентов к бренду банка выше, чем к стороннему бренду, это может быть важным фактором, чтобы создать собственную УК. Однако это недешевое удовольствие.
«Помимо лицензионных требований компания должна привлечь инвестиционную команду, которая стоит дорого»,— отмечает он. К тому же необходимо провести комплексную работу с менеджерами банка, чтобы они могли и хотели продавать ее продукты. «Это зависит от готовности IT и операционных процессов банка, но в любом случае на обучение и раскачку розничной сети для продажи нового инвестиционного продукта уйдет полгода-год»,— отмечает источник “Ъ” в крупной УК. По оценке начальника управления продаж и маркетинга «Райффайзен Капитала» Константина Кирпичева, для того чтобы УК оправдывала себя, стоимость чистых активов фондов должна превышать 10 млрд руб., тогда доходы компании при текущей маржинальности составят 200–250 млн руб. «Для банка дешевле и быстрее стать агентом других УК,— считает Константин Кирпичев.— С другой стороны, если есть опасения, что клиенты могут перейти в другие банки, то создание собственной УК — это оправданное решение».
На сегодняшний день «Восточный» обладает развитой сетью (более 600 отделений), что дает определенные преимущества при старте продаж новой УК, отмечает начальник отдела валидации «Эксперт РА» Станислав Волков. «Но только отделений и большой базы розничных клиентов недостаточно для их привлечения в ПИФы, важна готовность вкладчиков изучать новые для себя инструменты и принимать дополнительные риски,— продолжает он.— С учетом сильных позиций присоединенного более года назад Юниаструм-банка в Московском регионе среди клиентов банка "Восточный" такие клиенты есть, но их доля вряд ли выше 5%».
обсуждение