При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Согласно новому отчету консалтинговой компании The Boston Consulting Group, в настоящее время потери в прибыли наблюдаются почти у половины корпоративных банков. Исследователи считают, что выжить смогут лишь те, кто проведет комплексную цифровую трансформацию своих операций. Отмечается, что у корпоративных банков есть всего два-три года, чтобы занять свою нишу, пока не сформируется конкурентная среда.
Как следует из отчета The Boston Consulting Group (BCG) под названием «Мировой корпоративный банковский бизнес: как достичь успеха с помощью цифровизации» (Global Corporate Banking 2018: Unlocking Success Through Digital), необходимость цифровизации остро ощущается в сегменте корпоративного банковского бизнеса. Если раньше речь шла в основном применительно к розничному банкингу, то теперь очередь дошла и до корпоративного. Авторы доклада считают, что «топ-менеджерам банков придется сделать сложный выбор: принять срочные меры либо подвергнуть риску жизнеспособность профильного бизнеса». В отчете сообщается, что банкиры уже начинают осознавать, какие задачи им предстоит решить. В ходе проведенного компанией BCG опроса руководителей в корпоративном банковском секторе, подавляющее большинство респондентов (86%) заявило, что цифровизация изменит как конкурентную среду, так и экономику их банков. При этом менее половины (43%) опрошенных сообщили, что у них есть четкая стратегия цифровизации. Лишь 19% считают, что их организации обладают цифровыми возможностями, которые позволяют им лидировать на рынке.
В 2017 году BCG провела сравнительный анализ эффективности в корпоративном банковском бизнесе, в котором оценивались показатели примерно 200 подразделений корпоративного банкинга, предоставляющих услуги малым, средним и крупным компаниям. Анализ показал, что у значительной части банков снижается прибыль, особенно в сегментах среднего и крупного бизнеса. По итогам исследования выяснилось, что размеры прибыли сокращаются в целом у 45% подразделений корпоративного банковского обслуживания по всему миру, хотя показатели и были различными в зависимости от конкретных регионов. В Западной Европе о снижении прибыли сообщили 57% подразделений корпоративного банковского обслуживания, в то время как в Северной Америке этот показатель составил 38%. Отмечается, что почти у половины изученных подразделений корпоративного сегмента доходность капитала опустилась ниже минимального порогового уровня, несмотря на то что макроэкономическая ситуация в целом является благоприятной. Во всех регионах наиболее остро проблема стоит в подразделениях, обслуживающих крупных корпоративных клиентов: здесь средняя доходность до вычета налогов опустилась ниже минимального порогового значения 16%. В Северной Америке и на развивающихся рынках подразделения, оказывающие банковские услуги средним по размеру компаниям, показали значительно более высокие результаты.
Дмитрий Ангаров, партнер и управляющий директор The Boston Consulting Group, так прокомментировал ситуацию в России: «Сегодня доходность корпоративного бизнеса в России во всех клиентских сегментах находится под давлением. Российским банкам, также как и их иностранным коллегам, достаточно трудно показывать приемлемую норму доходности без радикальных изменений бизнес-модели: классические методы повышения рентабельности бизнеса зачастую уже испробованы». Говоря о том, как именно необходимо проводить цифровизацию операций, господин Ангаров отмечает, что есть два варианта: «Первый путь — трансформация существующей архитектуры, что в зависимости от состояния существующих систем может стать длительным, трудоемким и затратным процессом. Есть также альтернативный сценарий — создание “цифрового” банка в отдельном технологическом контуре, но на балансе основного банка. Преимущества этого подхода с точки зрения скорости очевидны, но в этом случае всегда возникает вопрос интеграции с существующими системами банка».
BCG отмечает, что у корпоративных банков еще есть два-три года, чтобы занять свою нишу, «пока не сформируется конкурентный бизнес-ландшафт, при этом у российских банков есть хорошие шансы добиться успеха». С точки зрения скорости внедрения инноваций отечественные банки не отстают от своих западных коллег, а зачастую в ряде направлений «им приходится быть пионерами, так как иногда учиться бывает негде и не у кого».
Эксперты считают, что цифровизация операций корпоративного банкинга будет наиболее эффективной, если пройдет по следующей схеме. Во-первых, необходимо провести цифровизацию всего взаимодействия клиента и банка, прежде всего связанного с получением финансирования, например сокращение количества дней до выдачи и сокращение частоты взаимодействия с клиентом. Во-вторых, необходимо использовать цифровые инструменты для поддержки продаж, таких как удаленный интерфейс клиентского менеджера, динамическое ценообразование, использование искусственного интеллекта для цифровизации рутинных операций, автоматизированный мониторинг кредитного портфеля на основе оценки рисков. В-третьих, необходимо обратить особое внимание на цифровизацию данных и аналитики. BCG считает, что «банки, которые максимально используют возможности анализа больших данных (big data), получают уникальные конкурентные преимущества как во взаимодействии со своим клиентом, так и в плане возможностей повышения внутренней эффективности. Для этого необходима выстроенная система управления данными, а также адаптированная к новым требованиям ИТ-архитектура. При этом важно пользоваться возможностями партнерств с компаниями, обладающими масштабными клиентскими базами, например с телеком-операторами, крупными розничными сетями, либо с агрегаторами услуг (ГИС ЖКХ)».
Авторы доклада признают, что у каждого корпоративного банка есть свой уникальный путь цифровой трансформации с присущими каждой организации сложностями. Однако банки вполне могут добиться успеха, если их топ-менеджеры осознают необходимость срочной цифровизации и переосмысления архитектуры операций. Для этого «необходимо сделать цифровую трансформацию приоритетной стратегической задачей», а также «переосмыслить операционную модель. При внедрении новых подходов к работе с клиентами, особенно для соблюдения баланса между традиционным и цифровым взаимодействием, банкам необходима такая операционная модель, которая позволит экономически эффективно предоставлять продукты и сервисы через различные каналы, удовлетворять быстро меняющиеся потребности клиентов и внедрять последние инновации».
обсуждение