При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Темпы роста российской экономики в 2018 году составят 1,5-2%, для их ускорения потребуется принять программу структурных реформ. Об этом говорится в мониторинге экономической ситуации в России, подготовленном экспертами Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ (РАНХиГС).
"Главным фактором роста, по нашему мнению, можно считать завершение отрицательной фазы делового цикла и возвращение к циклическому росту. Это как раз соответствует темпам роста экономики в 1,5-2% в год, наблюдаемым в 2017 году. Аналогичных значений экономического роста в России мы ожидаем и в 2018 году", - отмечают эксперты.
По их оценке, после выборов в марте 2018 года и формирования нового состава правительства вопрос о повестке экономических реформ является "центральным пунктом как для ускорения структурных темпов роста, так и для преодоления имеющихся ограничений".
Уже сам факт принятия программы проведения структурных реформ, считают эксперты, может оказать позитивное влияние на ожидания экономических агентов, снижение неопределенности и улучшение бизнес-климата, достаточные для достижения в 2018 году темпов роста ВВП не ниже 2,5%. "Более высокие темпы роста также возможны и зависят от конкретной повестки и последовательности шагов правительства, скорости проведения преобразований и изменения внешней деловой и политической конъюнктуры", - говорится в мониторинге.
Бюджетный маневр
В частности, указывают эксперты, для ускорения экономического роста российские власти должны провести бюджетный маневр, предусматривающий повышение удельного веса производительных расходов, в том числе за счет оптимизации непроизводительных статей.
"Для проведения бюджетного маневра без ухудшения ситуации с предоставлением общественных благ и социальных услуг, а также снижения различного рода поддержки граждан расходы расширенного правительства должны оставаться в ближайшие шесть лет на уровне не ниже 34% ВВП, а по федеральному бюджету - не ниже 16,5-17% ВВП, что среди прочего требует, по нашему мнению, некоторого смягчения бюджетного правила", - отмечается в мониторинге.
Масштабное разгосударствление экономики
Авторы мониторинга также предлагают активизировать приватизацию, что "позволит сломать тенденцию к сужению пространства для частной инициативы, к эрозии цивилизованных имущественных отношений, к снижению возможностей реализации прав частной собственности (частного бизнеса) и конкурентных рынков в связи с экспансией госсектора де-юре и де-факто".
По оценке экспертов, уменьшение доли государственного участия благотворно скажется на развитии российских финансовых рынков, позволит привлечь иностранные инвестиции, а также сформировать предпосылки для повышения качества корпоративного управления.
Либерализация регулирования внешнеэкономической деятельности
Несмотря на приоритет внутренних факторов роста, снижение зависимости от колебаний внешней конъюнктуры и открытость экономики России будут способствовать возвращению инвесторов в страну и деофшоризации экономики, указывают эксперты.
"Необходимо быстрее переходить к единому механизму налогового и таможенного администрирования: таможенные платежи должны контролироваться (и проверяться правильность их начисления) не отдельно по каждой партии товара, пересекающего границу, а в контексте всей хозяйственной деятельности фирмы. Контроль на границе должен осуществляться на основе системы управления рисками (а не минимальной оценки стоимости товара) и установления в соответствии этим финансовых гарантий", - считают авторы исследования.
По их оценке, также необходимо изменение системы валютного регулирования. "Валютный контроль не нужен макроэкономически и должен быть заменен на налоговый контроль, а также контрольные мероприятия в рамках противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансирования терроризма", - говорится в материалах РАНХиГС.
обсуждение