При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Банк России доволен первыми результатами проводимой политики по дедолларизации банковского сектора, но заметные плоды ожидает получить лишь через три-пять лет, когда валютная составляющая в балансах кредитных организаций будет менее значительной.
"В целом мы довольны результатами. Это политика, направленная на снижение валютной составляющей в нашей банковской системе, в балансах банков как в активах, так и в их пассивах. Политика никогда не дает немедленных результатов, это достаточно долгий путь", - сказал в интервью Рейтер зампред ЦБР Василий Поздышев.
"Политика даст свои явные результаты позднее – через три–пять лет, пока мы видим только начало. Каких-то целевых показателей мы не ставим", - добавил он.
Хотя ЦБР и не ставит цели по доле валюты в балансах банков, ориентир есть:
"В идеале мы должны прийти к ситуации, когда валютная составляющая банковских балансов будет незначительной. Для большинства людей в мире финансов "незначительная" – это менее 10–15 процентов", - сказал Поздышев.
По мнению ЦБ, значительная доля валютной составляющей в национальной банковской системе представляет собой большой риск.
"Из-за валютного курса наблюдается волатильность активов, капитала, пассивов, что требует очень качественного управления валютным риском. Но немногие кредитные организации в состоянии качественно управлять валютным риском, использовать возможности хеджирования. В условиях ограниченного допуска на международные финансовые рынки возможности качественно захеджировать валютные риски тоже ограничены", - сказал Поздышев.
В рамках проводимой политики ЦБР применяет два основных инструмента - повышенные коэффициенты риска на валютные кредиты и увеличенные нормативы отчислений в фонд обязательного резервирования на валютные пассивы, но есть и дополнительные инструменты, пока не озвученные регулятором.
ЦБР стал повышать коэффициенты риска по кредитам более двух лет назад, начав с валютных кредитов физическим лицам, а после девальвации рубля активизировал этот процесс.
"Законодательно мы, конечно, не можем запретить выдавать банкам валютные кредиты, но можем сделать их экономически менее выгодными или совсем невыгодными", - сказал Поздышев.
Доля валютных кредитов населению на 1 января 2016 года составляла 2,7 процента, на 1 сентября 2016 года – 1,9 процента.
С 2016 года аналогичные меры Банк России стал применять и к корпоративным кредитам, повысив коэффициенты риска на валютные кредиты юридическим лицам, за исключением экспортеров.
"Были долгие дискуссии с банками, понятно, что им это не нравилось. Но делать это было нужно. В результате мы видим, что объемы валютных кредитов предприятиям тоже снижаются: на 1 января 2016 года она составляла 40 процентов в объеме кредитов юрлицам, на 1 сентября – 34 процента", - сказал Поздышев.
Банк России в этом году три раза повышал ставки отчислений банков в фонд обязательных резервов по пассивам в иностранной валюте, чтобы им было менее выгодно брать валютные пассивы, чем рублевые.
В результате принятых мер доля валютных вкладов физических лиц снизилась с 29,4 процента на 1 января 2016 года до 25,9 процента на 1 сентября 2016 года.
Доля средств юридических лиц в иностранной валюте на начало года составляла 48,9 процента, то есть почти половина корпоративных депозитов была в валюте, на 1 сентября она сократилась до 44 процентов.
"Эти данные без валютной переоценки, с ее учетом – чуть поменьше, но тренд такой же. Мы видим тенденцию на снижение валюты в банковских балансах", - сказал Поздышев.
Глава Банка России Эльвира Набиуллина говорила на пресс-конференции 16 сентября, что регулятор оценит эффект от принятых мер по повышению ставок отчислений в ФОР и новые меры будет принимать по мере необходимости.
"Мы пробуем инструменты – повышенные коэффициенты риска на определенный вид актива или пассива, отчисления в ФОР, есть и другие инструменты. Когда начинается какая-либо политика, надо опробовать имеющиеся инструменты, проверить их эффективность и только потом двигаться дальше", - сказал Поздышев.
На уточняющий вопрос о новых инструментах он сказал:
"Не скажу пока. Если результаты для нас будут удовлетворительными, я думаю, каких-то нововведений можно и не ждать".
обсуждение