При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Беспрецедентный рост цен на уголь более чем вдвое с июня стал отличным подарком для Glencore и Noble, которые являются одними из крупнейших трейдеров энергетического угля, используемого для производства электричества.
Они пользуются преимуществами собственных добывающих, складских и транспортных активов, чтобы поставлять потребителям уголь в короткие сроки и по высоким ценам, сказали Рейтер источники, знакомые с недавними сделками. Они также заключают долгосрочные контракты на поставку угля, и тоже на хороших условиях, сказали источники.
Резкий разворот на рынке угля очень важен для двух компаний, которые отчитались о слабых финансовых результатах за последние 12 месяцев, отчасти обусловленных и более ранним обвалом цен на уголь.
Glencore могла бы ещё сильнее выиграть от нынешней ситуации, если бы не её несвоевременное решение в начале этого года продать 55 миллионов тонн угля - около половины её ожидаемого производства 2016 года и 2017 года – по форвардным контрактам по цене $53 за тонну, почти вдвое дешевле нынешних цен. В августе компания сообщила, что из-за этого решения упустила почти $400 миллионов прибыли, и источники Glencore сообщили, что эта цифра, скорее всего, увеличилась, хотя и добавили, что влияние этого фактора снижается по мере отгрузки захеджированных поставок.
Glencore решилась на форвардную продажу угля, так как ей нужно было срочно сокращать долг, сказал источник в компании. Эта сделка всё равно прибыльна для компании, так как её удельная себестоимость составляет около $37 за тонну, сказал источник.
Цены на уголь составляли около $140 за тонну в марте 2011 года до начала обвала цен.
Glencore и Noble отказались от комментариев для этой статьи.
ХОДОВОЙ ТОВАР
Рост цен на уголь был настолько резким и внезапным, рекордным в истории, что Goldman Sachs и Citi назвали его товаром года. Эти успехи были в значительной степени результатом неожиданного шага со стороны Китая, крупнейшего в мире потребителя угля, сократить его добычу.
Товарные трейдеры оказались в идеальном положении для извлечения максимальной выгоды, учитывая их возможности на угольных и транспортных рынках, сказал Патрик Марки, управляющий директор консалтинговой компании Sierra Vista Resources из Сингапура.
Глава Glencore по продажам угля Тор Петерсон, легендарный своим умением заключать выгодные контракты на непрозрачном рынке угля, организовывал некоторые из недавних сделок фирмы, сказали несколько источников.
Korea Southern Power (KOSPO) купила у Glencore на спотовом рынке партию российского угля по цене $99 за тонну в середине октября, согласно данным нескольких источников, знакомых с вопросом. Это на $7,25 выше индикативной цены на уголь в порту Ньюкасл, а также максимум с 2012 года. Такой уголь стоил бы всего $50 за тонну в июне.
Один источник со знанием дела сказал, что подобные сделки в других странах Азии после этого заключались по цене $103 за тонну.
"Эти все последние сделки подписывал Тор. Они были быстро заключены, по хорошей цене для продавца", - сказал старший угольный трейдер одного из главных конкурентов Glencore.
Петерсон, который работает в Glencore с 1992 года, завоевал репутацию искусного трейдера, пользующегося внезапными изменениями рыночных условий, чтобы получать прибыль за счёт быстрого поиска партий угля, затем предлагаемых на продажу, часто опережающего конкурентов. Пока неизвестно, было ли решение о форвардной продаже большого объёма продукции подписано им.
На долгосрочном рынке Glencore и японская энергокомпания Tohoku Electric на этой неделе установили цену контракта на поставки энергоугля в текущем квартале на уровне $94,75 за тонну по сравнению с примерно $64 в прошлом квартале. Контракт предусматривает поставку более 2 миллионов тонн угля, то есть его стоимость более чем на $60 миллионов больше, чем тремя месяцами ранее.
Британский инвестиционный банк Liberum считает, что даже несмотря на форвардные сделки, Glencore выйдет победителем из угольного ралли, так как энергетики Южной Кореи, Китая и Японии запасаются топливом перед холодным сезоном.
"Glencore является главным бенефициаром резкого роста цен на уголь и остаётся нашим фаворитом из всех горнорудных гигантов", - сообщил банк в обзоре в этом месяце.
Цена акций Glencore поднялась более чем втрое до 242 пенсов ($2,94) с рекордного минимума 69 пенсов в январе.
НОВЫЕ КОНТРАКТЫ
Если у Glencore есть веские причины воспользоваться бычьими перспективами угольного рынка, то они есть и у Noble Group, крупнейшего товарного трейдера Азии.
Компания закончила 2015 год с убытком впервые почти за 20 лет, в основном из-за спада цен на уголь, что вызвало понижение кредитного рейтинга компании и падение её рыночной капитализации ниже 1,5 миллиарда сингапурских долларов ($1,08 миллиарда) к сентябрю.
Традиционно осторожная к горнодобывающим активам, Noble в марте объявила, что она создала совместное предприятие по выпуску угля в Австралии с японской Shikoku Electric в добавок к другим соглашениям о гарантированной доле в добыче - в Индонезии, Южной Африке и Австралии.
Источники в компании сказали, что это дало Noble, чьим содиректором теперь является ранее возглавлявший её угольный бизнес Уильям Рэндалл, больше возможностей для доставки угля с прибылью по всему миру в кратчайшие сроки.
Акции фирмы отыграли часть потерь и торговались по 16,8 цента в Сингапуре на закрытии торгов в пятницу по сравнению с минимумом 11,2 цента в начале сентября.
Трейдеры могут стать победителями, но будут и явно проигравшие от роста цен на уголь - его потребители.
Южнокорейские энергетики страдают из-за высоких цен, так как им уже не удаётся вырабатывать электроэнергию с прибылью.
"Поскольку цены на топливо растут, мы не получим хорошей прибыли", - сказал источник в корейской энергокомпании.
Под большим вопросом и устойчивость роста цен.
Аналитики прогнозируют, что цены останутся высокими в зимние месяцы, когда спрос максимален, но прогноз на 2017 год менее определенный.
В долгосрочной перспективе высокие цены на уголь могут поспособствовать ускорению перехода на более чистые источники энергии.
Многое зависит от Китая, крупнейшего в мире производителя и потребителя угля, где власти назвали ралли неустойчивым и приказали угольщикам снова увеличить выпуск продукции, хотя и не на полную мощность.
Китайские угольные фьючерсы указывают на пик около $82 за тонну в конце этого года, а затем снижение до $70 в апреле и к $60 за тонну в октябре 2017 года.
обсуждение