При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Росбанк, входящий в состав международной группы Societe Generale, запускает инвестиционный сервис для розничных клиентов. Эта услуга реализуется в форме автоматического финансового советника (робо-эдвайзера). Подобные шаги становятся актуальной тенденцией для всех российских банков, в том числе и с иностранным участием, на фоне падения низких ставок по вкладам и оттока валюты из госбанков.
О запуске инвестиционного сервиса SmartInvest для розничных клиентов “Ъ” рассказали в Росбанке. Его задачей является автоматизированный подбор инвестиционных портфелей (на основе риск-профиля клиента), состоящих из иностранных биржевых инвестиционных фондов (ETF). В роли разработчика платформы сервиса выступила компания FinEx. Сервис рассчитан на средний сегмент розничной клиентской базы банка — порог входа составляет 100 тыс. руб. «Это, с одной стороны, позволяет сделать сервис доступным,— говорит первый зампред правления Росбанка Арно Дени.— С другой стороны, более низкая сумма входа не позволит сформировать капитал на поставленную инвестиционную цель». Комиссия за пользование сервисом составляет 1,9% годовых от стоимости портфеля (при сроке инвестиций один-три года). Для среднесрочных и долгосрочных портфелей (свыше трех лет) комиссия снижается до 1,3% в год. Пополнять портфель можно на сумму от 2 тыс. руб. в месяц, минимальный срок инвестирования — один год. Закрыть портфель и вывести средства можно в любой момент без штрафов и комиссий.
Нацеленность Росбанка на развитие инвестиционного направления для розничных клиентов укладывается в текущий тренд, отмечают участники рынка. «Банки активно интересуются этим направлением, что закономерно в условиях сохраняющихся низких ставок — клиентов уже не удовлетворяет доходность депозитов, им нужно предлагать новые продукты. Сейчас мы наблюдаем первую волну — расширение этого вида бизнеса в банках, а дальше посмотрим, как они справятся с конкуренцией»,— говорит президент ГК «Финам» Владислав Кочетков. По словам гендиректора ИК «Атон» Андрея Звездочкина, банки благодаря обширной клиентской базе могут составить конкуренцию классическим инвесткомпаниям. «Однако инвестиционный бизнес часто входит в противоречие с бизнесом коммерческих банков,— добавляет он.— В связи с этим для больших успехов на этом рынке банкам потребуется изменение приоритетов». Кроме того, указывает господин Кочетков, банкам с иностранным участием придется учитывать особенности, связанные с необходимостью согласовывать все решения с головными офисами, а также максимально дистанцироваться от санкционных ценных бумаг.
В Росбанке не планируют конкурировать с классическими брокерами на рынке инвестиционной розницы. «Основные конкуренты — это другие международные банки с высоким уровнем надежности»,— отмечает господин Дени. Это закономерный расчет, учитывая, что крупнейшие кредитные учреждения с иностранным участием в последнее время стремятся усиливать свои позиции в инвестиционной рознице. Особенно на фоне наблюдающегося перетока клиентских средств из крупнейших госбанков в «дочки» западных банков. Например, Ситибанк и Райффайзенбанк развивают розничные инвестиционные услуги довольно давно. Как указывает руководитель розничного бизнеса дирекции по работе с частными клиентами Ситибанка Ксения Мухорина, «сейчас мы видим некоторый приток клиентских средств, однако полагаем, что это, возможно, краткосрочная тенденция». Долгосрочными позитивными факторами для этого бизнеса, по ее словам, являются рост благосостояния граждан, повышение уровня финансовой грамотности населения, поиск альтернативных источников дохода в условиях относительно низких процентных ставок. «Розничный брокерский бизнес, безусловно, перспективен, если он отвечает нескольким ключевым критериям: он удобен для клиента, рекомендации базируются на риск-профиле клиента, и эти рекомендации помогают достигать целей»,— отмечает руководитель отдела по работе с премиальными клиентами Райффайзенбанка Кирилл Матвеев. При этом банк развивает это направление бизнеса для сегмента обеспеченных клиентов. В массовом сегменте, по словам господина Матвеева, планируется запускать «простые и консервативные инвестиционные решения», однако речь не идет об автоматизированных сервисах наподобие робо-эдвайзинга. «Мы не видим на рынке решений в этом сегменте с доказанным результатом, которые могли бы рекомендовать клиентам, поэтому пока мы не предоставляем такие услуги»,— пояснил он.
обсуждение