При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Банк России объявил о готовности активизировать механизм валютного репо. Это может потребоваться, чтобы помочь компаниям и банками компенсировать дефицит валютной ликвидности на рынке в преддверии крупных погашений внешних долгов и новых санкций. Впрочем, пока банки прибегать к заимствованиям валюты у ЦБ не планируют.
На днях Банк России сообщил, что может возобновить валютное рефинансирование банков при возникновении угроз финансовой нестабильности. «Переоценка перспектив роста российской экономики отразится в увеличении отрицательного сальдо финансового счета и ослаблении рубля, что вызовет ускорение инфляции и рост инфляционных ожиданий»,— говорится в материалах ЦБ. Банк России будет готов применять специальные меры при возникновении угроз для финансовой стабильности, в том числе оценивать необходимость использования инструментов валютного рефинансирования.
Впервые механизм валютного репо был введен ЦБ в конце 2014 года в разгар финансового кризиса, когда доступ российских компаний к западным рынкам капитала был ограничен, а курс рубля резко снизился. Согласно статистике ЦБ на 1 января 2017 года требования ЦБ к кредитным организациям по операциям репо в иностранной валюте превышали $11,4 млрд, однако к 1 ноября 2017 года они сократились до нуля.
Эксперты отмечают, что определенный дефицит валютной ликвидности на рынке есть и потребность в валютном репо может актуализироваться. По словам экономиста Олега Вьюгина, доходы от нефти при ее стоимости свыше $40 за баррель Минфин использует для покупки иностранной валюты, что может вызвать ее дефицит на рынке. На эти цели министерство намерено направить 122,8 млрд руб. в период с 8 ноября до 6 декабря, что на 67% выше аналогичных расходов октября. «ЦБ дает рынку понять, что при необходимости готов компенсировать недостаток валюты в виде репо»,— полагает он.
Возобновление валютного репо может стать актуальным и в виду предстоящего ужесточения США санкций против России. «Иностранные инвесторы могут потерять интерес к российским ОФЗ и внутреннему рынку, и приток иностранной валюты от них, пока поддерживавший рубль, может превратиться в отток»,— рассуждает главный экономист «ПФ-Капитала» Евгений Надоршин.
Понадобиться средства в валюте могут и для выплаты внешнего долга российских банков и компаний. Только на выплату основного долга, по данным ЦБ, в декабре нужно более $16 млрд. Ранее аналитики Райффайзенбанка отмечали, что в банковской системе не осталось свободной валютной ликвидности для компенсации ее предстоящего оттока. «По нашим оценкам, разрыв валютной ликвидности в декабре может составить $2–3 млрд, он может быть покрыт в том числе за счет валютных депозитов от Минфина или валютного репо ЦБ»,— говорит старший аналитик Райффайзенбанка Денис Порывай.
Банкиры в целом приветствуют готовность ЦБ оказать рынку дополнительные меры поддержки, однако пока прибегать к валютному репо с ЦБ не планируют. У Сбербанка более чем комфортный уровень валютной ликвидности, а волатильность спроса на валюту со стороны клиентов за последнее время существенно снизилась, сообщили в пресс-службе банка. «На данном этапе для нас этот инструмент неактуален»,— отметили в ВТБ. «Банк сбалансированно управляет валютными и рублевыми потоками,— заявили в Альфа-банке.— Кроме того, для бизнес-деятельности привлечения от ЦБ Альфа-банком не используются». В ЦБ вчера не смогли ответить на вопрос, кому и в каком объеме могут потребоваться средства в рамках валютного репо.
обсуждение