При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Глава ЦБР Эльвира Набиуллина предложила постепенно отказаться от не всегда обоснованных критериев для отбора банков при размещении госсредств в обмен на согласие кредитной организации раскрывать крупным государственным клиентам некоторые надзорные данные о себе. Минфин предложение не поддержал.
"Самое надежное оружие стреляет не туда, куда надо, если им управляют люди, которые не умеют им пользоваться. То же самое здесь", - сказал замминистра финансов Алексей Моисеев.
Глава Минфина Антон Силуанов оценил потери госсредств в российских банках в 100 миллиардов рублей за последний год.
"Мы сейчас реализуем меры по широкомасштабному явлению применения кредитных рейтингов по национальной шкале при оценке надежности финансовых институтов. Здесь много говорилось о том, что мы тут отсекаем банки от государственных средств, и это отсечение превращается в циничную и утрачивающую всякую логику меру. На самом деле, все гораздо проще, потому что мы государственных средств в банках за последний год потеряли около 100 миллиардов рублей", - сказал глава Минфина на съезде Ассоциации российских банков (АРБ) во вторник.
"Очевидно, что государство тоже беспокоит надежность банковской системы и, соответственно, использование госсредств должно осуществляться в проверенных, надежных банках", - добавил он.
РАСКРЫТИЕ ВМЕСТО СПИСКОВ
Пока Банк России не завершил процесс очищения банковского сектора от недобросовестных игроков, клиенты-юридические лица должны будут не только выбирать подходящий им с точки зрения продуктов и услуг банк, но и стремиться минимизировать риски утраты средств, сказала Набиуллина.
По оценке ЦБ, процесс очищения банковского сектора РФ займет еще 2-3 года.
Власти хотят свести к нулю потери бюджетных средств в рухнувших банках и работают над критериями к кредитным организациям, которым можно доверить работу с госсредствами.
"АРБ поднимало вопрос о том, что эти критерии ущемляют конкуренцию, еще раз повторю - конкуренции вредят недобросовестные банки, остающиеся на рынке, а попытки ограничить риски через реестр или критерий - это только следствие", - сказала Набиуллина.
"Но в целом, мы хотели бы избежать ситуации, когда конкуренция за клиента в лице государства или компании с госучастием будет искажена такими списками или не очень обоснованными критериями".
"Поэтому мы по-прежнему предлагаем вариант, при котором мы будем раскрывать потенциальному клиенту ограниченный объем надзорной информации, безусловно, с согласия самого банка, если он хочет привлечь государственные средства", - сказала глава ЦБ.
По мнению ЦБР, это поможет выравнять конкурентные условия для банков разных размеров:
"Банки, которые уверены, что все у них устойчиво, все нормально, я уверена, что дадут нам такое согласие на раскрытие информации и мы правительству предложили такой механизм, в том числе, по субсидированию сельскохозяйственных предприятий, и председатель правительства дал такое поручение".
ОРУЖИЕ В НЕУМЕЛЫХ РУКАХ
Замминистра финансов не поддержал предложения Набиуллиной о передаче надзорных данных о состоянии банка госкомпаниям, настаивая на сохранении рейтинговых критериев оценки надежности кредитных организаций.
"Надзорная информация, безусловно, может стать критерием в случае, если она попадет в руки людям, которые понимают, что с ней делать", - сказал он.
Моисеев напомнил, что эта позиция Центробанка уже обсуждалась в правительстве.
"Во многих организациях, которые мы хотим ограничить, особенно, если говорим про ГУПы, мы не имеем компетенции (у персонала), которая позволит эту информацию достаточным образом анализировать, чтобы делать выводы по поводу качества банков", - добавил он.
"Например, даже наше предложение, что ГУПы и прочие могут устанавливать дополнительные критерии, оно встречается в штыки людьми из соответствующих отраслей, которых, например, социальный блок категорически не поддерживает, считает, что федеральные внебюджетные фонды не имеют никаких компетенций устанавливать дополнительные критерии, не говоря уже о полностью самостоятельной оценке на основе надзорных данных".
"Идея в общем-то хорошая и правильная, но что такое рейтинговые агентства - это организации, которые берут банковскую информацию, в том числе, которая носит непубличный характер, поскольку они получают больше информации, чем мы с вами, подписывают о неразглашении, анализируют ее профессионально и выдают после этого оценку качества этих банков".
"Госкорпорации госкорпорациям рознь, строго говоря, они не обязаны иметь такую компетенцию и для них это - повышение издержек. Мы считаем, что рейтинги - это ровно то, о чем говорила Эльвира, когда кто-то, кто понимает, берет банковскую информацию и делает оценку качества банков".
обсуждение